«Остин-Путиловец» (также «„Остин" Путиловского завода» и «Русский „Остин"») — бронеавтомобили Российской империи на базе заднеприводных грузовых шасси британской фирмы «Austin» (англ.). Название отображает отличие данных броневиков от бронеавтомобилей «Остин», строившихся в Великобритании для Русской армии в 1914-1917 годах и использовавшихся ею в ходе Первой мировой войны.
«Остин-Путиловец» спроектирован на Путиловском заводе в конце 1916 года, однако производство началось только после Октябрьской революции, когда Российская империя уже перестала существовать. Всего в 1918-1920 годах построено 33 бронеавтомобиля этого типа, использовавшихся РККА в Гражданской войне и войне с Польшей. История создания
Производство этого БА было поручено Путиловскому заводу в 1916 году. Проект бронировки разрабатывался на Путиловском заводе, основное внешнее отличие от британских «Остинов» заключалось в диагональном расположении пулемётных башен. Такое расположение позволило вести как фронтальный, так и боковой огонь из обоих пулеметов (а отличие от британских моделей, у которых на каждый борт огонь мог вести только один пулемет).
Планировалось выпустить первые БА к июлю 1917 года, но из-за Февральской революции и связанных с ней событий производство было приостановлено. Первые БА были выпущены только в марте 1918 года. Позже производство было переведено на Ижорский завод. Всего в 1918—1920 годах было произведено 33 таких бронеавтомобиля.
Также было собрано 12 бронеавтомобилей на полугусеничных шасси с подвеской Кегресса (так называемйые «Остин-Кегресс» или, реже, «Остин-Путиловец-Кегресс»).
В 1920 году производство было прекращено из-за недостатка материалов и комплектующих. В составе РККА бронеавтомобили «Остин-Путиловец» находились на вооружении до 1933 года. Сохранившиеся экземпляры
Сохранившийся бронеавтомобиль «Остин-Путиловец», с именем собственным «Враг Капитала», часто ошибочно упоминаемый как «тот самый ленинский броневик», — это оригинальный бронеавтомобиль, собранный в августе 1919 года. В 1950-х годах он был установлен на постаменте перед Мраморным дворцом, в котором в то время размещался Центральный музей В. И. Ленина. В 1992 году Мраморный дворец стал филиалом Русского музея, и броневик был перемещён в Артиллерийский музей.
Броневик «Остин-Путиловец» также имеется в экспозиции музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке, однако это не оригинальная машина, а всего лишь полноразмерный макет-копия, выполненный специалистами музея. Классификация Пулемётный бронеавтомобиль Боевая масса, т 5,2 Экипаж, чел. 4 История Годы производства 1917 — 1920 Годы эксплуатации 1917 — 1933 Количество выпущенных, шт. 33 Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм 4900 Ширина корпуса, мм 2000 Высота, мм 2580 База, мм 3500 Колея, мм 1500 Клиренс, мм 250 Бронирование Тип брони Стальная катаная Лоб корпуса, мм/град. 7,5 Борт корпуса, мм/град. 7,5 Корма корпуса, мм/град. 7,5 Днище, мм 4 Крыша корпуса, мм 4 Лоб башни, мм/град. 7,5 Борт башни, мм/град. 7,5 Корма башни, мм/град. 7,5 Крыша башни, мм 4 Вооружение Пулемёты 2 × 7,62-мм «Максим», 6000 патронов Подвижность Тип двигателя «Остин», бензиновый, 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения Мощность двигателя, л. с. 50 Скорость по шоссе, км/ч 55 Скорость по пересечённой местности, км/ч 25-30 Запас хода по шоссе, км 200 Удельная мощность, л. с./т 9,6 Колёсная формула 4×2 Тип подвески зависимая, на листовых рессорах Преодолеваемый ров, м 1,3 Преодолеваемый брод, м 0,6
|