Объект 775 — экспериментальный советский ракетный танк. Объект 775 был создан в 1964 году под руководством Павла Исакова в СКБ-75 (Челябинский тракторный завод). Общее описание
Разработка танка Объект 775 велась два года — с 1962 по 1964, под руководством Павла Павловича Исакова. Постановлением Совета Министров СССР от 30 марта 1963 года были начаты работы по созданию двух ракетных комплексов «Астра» и «Рубин», лучший из которых должен был использоваться в Объекте 775. Решением секции НТС Государственного комитета по оборонной технике от 1 марта 1964 года из двух комплексов выбрали «Рубин», а работы по «Астре» прекратили. Таким образом, для Объекта 775 использовался именно «Рубин»
В отличие от других ракетных танков (Объект 287, ИТ-1), Объект 775 имел полноценную башню из литой стали, которая была оснащена 125-мм нарезной пусковой ракетной установкой, которая могла стрелять как управляемыми, так и неуправляемыми ракетами.
В качестве управляемых ракет использовались 9М15 «Тайфун» с кумулятивным зарядом, наведение которых на цель осуществлялось с помощью полуавтоматического комплекса «Рубин» по инфракрасному лучу. Ракеты «Тайфун» были способна поражать бронированные цели на дальности до 4000 м и пробивать 250 мм брони под углом 60 градусов. Процессы заряжания при помощи полуавтоматического механизма, наведения на цель, выстрела (пуска) и управления полетом ракеты производились по командам с пульта командира-оператора.
В качестве неуправляемых ракет (активно-реактивных снарядов) использовались осколочно-фугасные ракеты «Бур». Максимальная дальность стрельбы «Бурами» составляла 9 км.
Боекомплект Объекта 775 находился носовой части башни и составлял 24 управляемые ракеты «Тайфун» и 48 неуправляемых реактивных снарядов «Бур». Снаряды подавались в боевое отделение полуавтоматическим механизмом заряжания.
Пусковая ракетная установка «Д-126» имела 32 нареза на внутренней части ствола и была создана в ОКБ-9 специально для Объекта 775. Она имела полуавтоматический механизм заряжания и дистанционно управлялась командиром-оператором. Д-126 была стабилизирована в двух плоскостях стабилизатором 2Э16.
Экипаж танка состоял из двух человек — механика-водителя и командира-оператора вооружения. Они размещались в башне танка в изолированной кабине из полиэтилена. Место механика-водителя было оборудовано сложной специальной системой, позволявшей ему при вращении башни постоянно смотреть вперед. Данная система представляла собой вращающуюся башенку, которая была помещена внутрь основной башни и когда танковая башня вращалась в одну сторону, то башенка механика-водителя вращалась в противоположную. В башенке, которая находилась в правой части башни и крепилась на шариковой опоре, находилось сиденье механика-водителя, приборы обзора и управления. Таким образом, механик-водитель и его смотровой прибор постоянно оставались направленными вперёд движения базы танка, вдоль продольной оси корпуса, чем обеспечивалось непрерывное наблюдение за дорогой. Благодаря такому размещению экипажа в танковой башне, а не в корпусе под башней, общую высоту танка удалось снизить до 1740 мм.
На объект 775 применялась гидропневматическая подвеска вместо широко используемой торсионной. Она имела дозирующее (ступенчастое) устройство, которое позволяло изменять клиренс танка.
Дизельная силовая установка и трансмиссия Объекта 775 были заимствованы у танка Т-64 и подверглись небольшим изменениям. Также были позаимствованы эжекционная система охлаждения, силовая передача с двумя побортными семискоростными коробками, опорные катки с внутренней амортизацией, направляющие колеса и гусеница с резинометаллическими шарнирами.
Танк Объект 775 имел малую общую высоту, которая была достигнута специфическим расположением экипажа, отсутствию противооткатных устройств и компактному затвору. Малая высота в сочетании со сравнительно небольшими размерами позволили усилить бронезащиту Объекта 775 по сравнению с пушечными танками той же массы. Для ослабления воздействия на экипаж ионизирующего излучения в случае ядерного взрыва были применены пластмассовые подбои. Дополнительно, экипаж располагал комплектом противоатомной и противопожарной защиты.
На испытаниях Объекта 775 выявились его хорошие подвижность и проходимость, незаметность и меньшая степень уязвимости благодаря низкому силуэту и изменяемому клиренсу. Это дало толчок к разработке новой ветви бронетехники — «истребителей танков» отличающихся небольшой высотой и габаритами, но достаточно мощным вооружением.
Сам же ракетный танк Объект 775 не был принят на вооружение из-за сложности устройства и низкой надежности системы наведения управляемых ракет, а также из-за плохой видимости экипажем поля боя.
В связи с тем, что Объект 775 не был принят на вооружение, прорабатывался вариант установки «Рубина» в танк Т-64 (Объект 432). Но при этом выяснилось, что размещение аппаратуры управления «Рубина», занимавшей объём 200 дм³ при весе в 180 кг, было очень затруднительно и невыгодно. Кроме того, управляемая ракета длиной около 1,5 м также требовала модернизации компоновки Т-64. Поэтому установку «Рубина» в Т-64 сочли нецелесообразной, и работы по теме были закрыты.
На базе Объекта 775 был разработан танк Объект 780, в котором экипаж состоял из трёх человек, которые размещались в танковой башне, причем место механика-водителя аналогично стабилизировалось вдоль направления движения базы танка. 125-мм нарезная установка могла стрелять как танковыми управляемыми реактивными снарядами, так и артиллерийскими снарядами обычного типа. Классификация Ракетный танк Боевая масса, т 36 Экипаж, чел. 2 История Производитель Годы производства 1962 Размеры Длина корпуса, мм 6117 Длина с пушкой вперёд, мм 7200 Ширина корпуса, мм 3415 Высота, мм 1750 Клиренс, мм переменный Бронирование Лоб корпуса, мм/град. 80..120 Лоб башни, мм/град. 30-90 Вооружение Калибр и марка пушки 125-мм Д-126 Тип пушки нарезная пусковая установка Боекомплект пушки 15 ПТУР «Рубин» 22 НУРС «Бур» Дальность стрельбы, км ПТУР до 4 НУРС до 9 Пулемёты 1 x 7,62-мм СГМТ Подвижность Тип двигателя 5ТДФ
Мощность двигателя, л. с. 700 Скорость по шоссе, км/ч 66-70 Запас хода по шоссе, км 500-600 Удельная мощность, л. с./т 19,4 Преодолеваемый подъём, град. 30 Преодолеваемый брод, м 1,4 (5 с ОПВТ)
|