В послевоенный период в армию поставлялись в основном танки Т-54 и его модификации. В начале 1950-х годов стало очевидно, что вооружение, компоновка, манёвренность и броня этих танков не отвечает современным требованиям. Из-за чего они не в состоянии эффективно бороться с тяжёлыми и средними танками вероятного противника (НАТО). Поэтому армии требовался качественно новый танк, который бы превосходил по своим боевым характеристикам отечественные и зарубежные танки.
Специально для разработки нового танка на заводе им. Малышева был создан специальный отдел проектирования, во главе которого стоял заместитель главного конструктора Я.И. Баран. В 1953 году был закончен аванпроект нового танка. После рассмотрения в высших инстанциях он получил одобрение. 2 апреля 1954 года Постановлением СМ СССР № 598—265 были начаты официальные работы по перспективному среднему танку, получившему обозначение «Объект 430». Эскизный проект был готов в 1954 году.
Постановлением СМ СССР № 8880-524 от 6 мая 1955 года и Приказом Министерства транспортного машиностроения от 13 мая 1955 года был одобрен проект танка «Объект 430», а 8 июня 1955 года было выдано техническое задание.
В 1957 году были изготовлены три опытных образца. В 1959 году были закончены заводские испытания. Одновременно с заводскими испытаниями, образцы проходили сравнительные испытания с танком «Объект 140». Во время испытаний был выявлен ряд недостатков и дефектов в конструкции и особенностях обслуживания двигателя, но в целом испытания были пройдены успешно. Заключением комиссии было замечено, что все тактико-технические требования были выполнены, но при этом существенного повышения характеристик по сравнению с Т-54 нет. Поэтому, учитывая резервы по модернизации Т-54 и незначительное повышение характеристик Объекта 430 по сравнению с Т-54, танк в серию не пошёл.
Описание конструкции
В конструкции Объекта 430 была использована традиционная компоновочная схема. Сзади располагалось моторно-трансмиссионное отделение. Механик водитель располагался в центре отделения управления. Благодаря специальной компоновке МТО, был достигнут его наименьший объём среди послевоенных танков. В результате, бронированный объём танка получился практически вдвое меньше, чем у Т-54.
Броневой корпус и башня
Корпус изготавливался из стальных катаных листов. Верхняя часть была изготовлена по аналогии с Т-10 из монолитных броневых листов толщиной 120-мм с углом поворота 45 градусов и под наклоном в 60 градусов. Башня была сферической формы, в которой была узкая амбразура для установки пушки. В результате чего, лобовые части корпуса и башни выдерживали 100-мм бронебойные выстрелы с дистанции в 1 км. На корме башни имелись люки для выбрасывая стреляных гильз и для загрузки боеприпасов.
Вооружение
В качестве основного вооружения использовалась 100-мм нарезная пушка Д-54ТС. Длина пушки была на 200-мм больше, чем у Т-55. Пушка была оснащена механизмом выбрасывания гильз. Заряжание производилось в ручную. Для противостояния воздушным целям на танке был установлен 14,5-мм пулемёт КПВТ.
Двигатель и трансмиссия
Двигатель имел эжекционную систему охлаждения, такое решение было впервые применено на среднем танке. Блок радиатором был изолирован от МТО. Во время движения под водой радиаторы омывались забортной водой, из-за чего исчезала вероятность перегрева двигателя. Благодаря чему, ограниченя по ширине преодолеваемого водного препятствия исчезли. Переключение передач осуществлялось с помощью гидросервоуправления.
Ходовая часть
В ходовой части применялась индивидуальная торсионная подвеска с телескопическими гидравлическими амортизаторами на первом и шестом узлах подвески. По бортам было установлено по 6 пустотелых опорных катков уменьшенного диаметра с внутренней амортизацией и по 3 поддерживающих катка.
Средства наблюдения и связи
Объект 430 оснащался радиостанцией Р-113, дневным стереоскопическим прицел-дальномером ТПД-43Б (ТПДМС) с базой 1200 мм и независимой стабилизацией поля зрения в вертикальной плоскости, ночным прицелом наводчика ТПН-1.
«Объект 430У»
Одновременно с базовым вариантом в инициативном порядке прорабатывался эскизный проект танка с обозначением «Объект 430У». В качестве основного вооружения в танке использовалась 122-мм пушка Д-25ТС. Броня танка была значительно усилена, благодаря чему танк имел характеристики, сравнимые с тяжёлыми танками, а по некоторым параметрам танк даже превосходил производившиеся серийно тяжёлые танки ИС-3 и ИС-4, а также опытный танк Т-10. В результате работы на Объектом 430У были продемонстрированы потенциальные возможности конструкции средних танков, позволявшие достичь параметров тяжёлых танков.
Машины на базе
Объект 435 — модификация «Объекта 430» с установкой 115-мм орудия 2А21.
Сохранившиеся экземпляры
На данный момент (2010 год) один из сохранившихся экземпляров находится в Танковом музее в городе Кубинка. Классификация средний танк Боевая масса, т 35,48 Компоновочная схема Классическая Экипаж, чел. 4 История Производитель Годы производства 1957 Количество выпущенных, шт. 3 Размеры Длина корпуса, мм 6048 Длина с пушкой вперёд, мм 8785 Ширина корпуса, мм 3120 Высота, мм 2160 База, мм 4437 Колея, мм 2570 Клиренс, мм 435..445 Бронирование Тип брони стальная Лоб корпуса (верх), мм/град. 120/60..40/80 Лоб корпуса (низ), мм/град. 120/55 Борт корпуса (верх), мм/град. 55/50 Борт корпуса (низ), мм/град. 80/0 Лоб башни, мм/град. 212/30 205/35 189/44 Борт башни, мм/град. 170/35 150/40 135/45 130/50 Вооружение Калибр и марка пушки 100-мм Д-54ТС Тип пушки нарезная пушка Боекомплект пушки 50 Прицелы ТПД-43Б, ТПН-1 Пулемёты 1 х 14,5-мм КПВТ 1 х 7,62-мм СГМТ Подвижность Тип двигателя 5ТД
Мощность двигателя, л. с. 600 Скорость по шоссе, км/ч 55 Запас хода по шоссе, км 450—600 Тип подвески индивидуальная торсионная Удельное давление на грунт, кг/см² 0,75 Преодолеваемый подъём, град. 30 Преодолеваемый брод, м 1,4 (5 с ОПВТ)
|