После окончания Второй мировой войны в советском танкостроении образовалось существенное отставание от США в области гидромеханических трасмиссиий. В 1951 году ВНИИ-100 было выдано задание на выяснение целесообразности установки в тяжёлые танки Т-10. Научно-исследовательские работы проводились под руководством А.П. Крюкова. В результате проработок была создана гидромеханическая трансмиссия ГМТ-266. В 1953 году трансмиссия была установлена в опытный танк, получивший обозначение «Объект 266». По результатам испытаний был выявлен главный недостаток трансмиссии — низкий КПД гидротрансформатора при малых нагрузках, и как следствие этого — перегрев. С учётом недостатков был изготовлен и установлен в «Объект 266» второй образец трансмиссии ГМТ-266. В 1955 году «Объект 266» прошёл сравнительные испытания с серийным танком Т-10. Испытания показали преимущество гидромеханических трансмиссий перед классическими механическими трансмиссиями.
Несмотря на преимущества, трансмиссия ГМТ-266 не была рекомендована к установке на танки Т-10. Основной причиной послужил повышенный на 15% расход топлива, а также несовместимость характеристик ГМТ-266 и применяемого двигателя, в результате чего двигатель выходил из строя. Трансмиссия была отправлена на доработку и претерпела существенную переработку. В 1957 году усовершенствованная трансмиссия была установлена в «Объект 266», который вновь прошёл сравнительные испытания с серийным Т-10. В результате перерасход топлива составил всего лишь от 3 до 5%, но работы по танку «Объект 266» были прекращены, так как к тому времени уже была разработана трансмиссия «АТ», которая по мнению ГБТУ являлась более перспективной.
Броневой корпус и башня
Броневой корпус выполнен из катаных стальных листов, сваренных между собой. Башня машины литая с переменной толщиной и наклоном стенок и обтекаемой формой.
Вооружение
В качестве основного вооружения использовалась 122-мм нарезная пушка Д-25ТА (индекс ГРАУ — 2А17). Возимый боекомплект составлял 30 выстрелов. Дополнительно в танке были установлены два 12,7-мм зенитных пулемёта ДШКМ с возимым боекомплектом 1000 патронов.
Средства наблюдения и связи
Для наведения орудия использовался прицел Т2С с независимой стабилизацией поля зрения. Связь обеспечивалась радиостанцией Р-113.
Двигатель и трансмиссия
В «Объекте 266» был установлен дизельный двигатель В12-5, мощностью 700 л.с.
Первый образец гидромеханической трансмиссии ГМТ-266 включал в себя следующие элементы: повышающий входной редуктор; гидротрансформатор «Лисхольм-Смит» (заимствован с танка М26 «Першинг»); Конический реверс с тормозом синхронизатора; Дисковые остановочные тормоза сухого трения.
Образец ГМТ-266 №2 вместо гидротрансформатора «Лисхольм-Смит» имел гидропередачу ГТК-I, которая была разработана на базе комплексной американской гидропередачи производства фирмы «Аллисон». Доработанная конструкция имела больший максимальный КПД и коэффициент момента.
В третьем образце ГМТ-266 гидропередача ГТК-I была заменена на передачу ГТК-II, которая имела КПД на 2..3% больше. Были внесены изменения во все передаточные числа. Благодаря более рациональной разбивке трансмиссии двигатель танка мог работать на более экономичных режимах.
Сохранившиеся экземпляры
На данный момент (2011 год) один из сохранившихся экземпляров находится в Танковом музее в городе Кубинка. Классификация Тяжёлый танк Боевая масса, т 50 История Производитель Годы разработки с 1951 по 1957 Годы производства 1953 Количество выпущенных, шт. 1 Размеры Длина корпуса, мм 7250 Длина с пушкой вперёд, мм 9715 Ширина корпуса, мм 3388 Высота, мм 2460 Клиренс, мм 450 Бронирование Тип брони стальная Лоб корпуса, мм/град. 120 Лоб башни, мм/град. 240 Вооружение Калибр и марка пушки 122-мм 2А17 Тип пушки нарезная пушка Длина ствола, калибров 48 Боекомплект пушки 30 Пулемёты 2 х 12,7-мм ДШК Подвижность Тип двигателя В12-5
Мощность двигателя, л. с. 700 Скорость по шоссе, км/ч 42 Запас хода по шоссе, км 200 Удельная мощность, л. с./т 14 Тип подвески индивидуальная торсионная Преодолеваемый подъём, град. 35 Преодолеваемый брод, м 1,3
|