Объект 195 (Т-95), также «Совершенствование-88» — перспективный российский танк четвёртого поколения, разрабатываемый в конструкторском бюро УКБТМ (Нижний Тагил). Из-за высокого уровня секретности большая часть информации об этом танке основывается на непроверенных данных. По некоторым данным, «Объект 195» (Т-95) проходил государственные испытания в 2008 году.
Главное новшество — так называемая «лафетная компоновка», по которой пушка устанавливается в небольшой необитаемой башне, боекомплект находится под башней, а экипаж изолирован в небольшой бронированной капсуле в носовой части корпуса, при этом экипаж может быть уменьшен до двух человек.
На танке также предполагается установка перспективной 152-мм гладкоствольной пушки, наработки по которой остались ещё со времён СССР, в первую очередь — по перспективному советскому танку 1990-х — харьковскому «Объекту 477». По неофициальным данным, на танке применена ходовая часть с гидроактивной подвеской и X-образный дизельный двигатель, мощностью 1500 л.с.
Поскольку разработка танка проходит в полной секретности, распространено много слухов и домыслов о нём. Скептики считают, что Т-95 окажется банальной модернизацией Т-90, то есть продолжением серии Т-72. А некоторые придерживаются мнения, что Т-95 совершенно новая разработка, превосходящая зарубежные аналоги.
В настоящее время финансирование разработки танка прекращено, но ведется его модернизация. Описание
Радикально новый основной боевой танк, основной чертой которого является изменение компоновки. Экипаж расположен в специальной бронированной капсуле, отделён от башни и автомата заряжения бронированием. Орудие располагается в небольшой башне без экипажа. Данная концепция позволяет значительно уменьшить силуэт танка, делая его менее заметным на поле боя. Также значительно улучшается безопасность экипажа, отделённого от боевого отделения бронестенкой. Предположительно, масса нового танка составит около 55 тонн.
Вооружение
Вооружение танка предположительно будет состоять из 135—152-мм орудия с новым автоматом заряжания. Система управления огнём включает тепловизор и, возможно, радар. Есть информация, что в качестве вспомогательного и зенитного средства возможна установка 30-мм автоматической пушки в дистанционно управляемой турели с очень высокой, порядка 3 метров, линией огня.
В начале июля 2010 года появилась информация, что вооружение машины будет представлено 152-миллиметровым орудием, зенитными управляемыми ракетами и пулеметами калибра 7,62 и 14,5 миллиметра.
Система управления огнём (СУО)
Информация о цели будет поступать по оптическим, тепловизионным, инфракрасным каналам, в неё будет включён лазерный дальномер и радиолокационная станция. Следует отметить, что новая компоновка предъявляет очень жёсткие требования к СУО, поскольку экипаж лишён возможности пользоваться традиционными оптическими приборами. Западные проекты танков с необитаемой башней предусматривают, что информация об обстановке на поле боя будет выводиться на экраны, которые создадут для экипажа эффект видения сквозь броню в любом направлении. Танк будет оснащён комплексом «свой-чужой», что позволит более динамично действовать в сложных и быстро меняющихся условиях современного поля боя.
Подвижность
Специалисты полагают, что для достижения необходимой в современном бою подвижности танк необходимо оснастить новым двигателем мощностью более 1500 л.с., которую развивает перспективный Х-образный дизельный двигатель. Оснащённая новым двигателем и трансмиссией машина обладает высокими ходовыми характеристиками и плавностью хода, шумовые характеристики значительно ниже всех существовавших ранее двигателей, которыми оснащались отечественные танки. Коленвал расположен вдоль оси машины. Это обусловлено компоновкой двигателя и облегчает стыковку с гидромеханической трансмиссией. Двигатель является абсолютно новой конструкцией и имеет большой потенциал для увеличения мощности при незначительном росте габаритных размеров и веса.
Состояние проекта
7 апреля 2010 года заместитель министра обороны — начальник вооружения вооруженных сил РФ Владимир Поповкин заявил о прекращении финансирования разработки танка Т-95 и закрытии проекта.
В начале июля 2010 года министр промышленности и науки Свердловской области Александр Петров заявил, что «Уралвагонзавод» вскоре завершит разработку Т-95, проводившуюся самостоятельно. Однако закрытие темы и ее неперспективность в глазах нынешнего руководства МО подтверждены независимыми экспертами: причиной отказа МО названа невозможность серийного производства машины и ее новых сложных комплектующих силами нынешнего российского ВПК.
15 июля 2010 в Нижнем Тагиле на выставке «Оборона и защита 2010», по сообщениям прессы, впервые состоялся закрытый показ перспективного основного боевого танка Т-95, известного также как «Объект 195». Как заявил заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Константин Бирюлин, список лиц, получивших доступ на показ новой техники, был определен «Рособоронэкспортом».
В начале апреля 2011 года гендиректор корпорации «Уралвагонзавод» Олег Сиенко в ходе интервью УОТК «Ермак» сообщил, что несмотря на отказ Министерства обороны РФ финансировать проект, «Уралвагонзавод» все же планирует заниматься модернизацией танка Т-95.
В качестве замены «Объекту 195» в новой программе вооружений принята «унифицированная тяжелая платформа» шифра «Армата». По одним данным она значительно упрощена и намного более консервативна по сравнению с Т-95, а по другим данным является его глубокой модернизацией.
Характеристики танка Объект 195 (Т-95) Масса: около 55 тонн. Экипаж: 2—3 человека. Двигатель: перспективный Х-образный дизельный двигатель мощностью 1650 л.с. разрабатываемый в Барнауле. Скорость по шоссе: более 75 км/ч. Скорость по пересеченной местности: более 50 км/ч. Удельная мощность: не менее 30 л.с. на тонну. Давление на грунт: около 0,9 кг/см².
Вооружение: Основное орудие: 152-мм орудие 2А83. Боезапас: 42 выстрела. Типы боеприпасов: БПС, ОФС, КУВ. Зенитное вооружение: 4 × ЗУР 9М311, 1 × 30-мм Пулемёты: 1 × 7,62-мм, 1 × 14,5-мм Системы противодействия: система «Штора-2», КАЗ «Дрозд» или «Арена-Э».
Бронирование: Многослойная комбинированная с использованием встроенной динамической защиты нового поколения, разрабатываемая в рамках ОКР «Реликт». Против БПС: предположительно не менее 1000 мм. Против кумулятивных боеприпасов: предположительно не менее 1500.
(В эквиваленте стальной гомогенной брони без учёта встроенной динамической защиты)
Другие проекты
Один из вариантов компоновки перспективного танка по информации западных источников начала 1980-х годов. Высота танка равна 2 м. Пушка соединена с вращающимися вместе с ней боевым отделением и автоматическим заряжающим устройством карусельного типа. Два члена экипажа размещаются в горизонтальных креслах. Наблюдение за полем боя ведётся с использованием перископов и оптических приборов. У командира танка имеются лазерный дальномер, инфракрасный прибор ночного видения.
Танк оснащён лазерным устройством для поражения оптики прицелов и приборов наблюдения танков и ПТРК противника (LASAR). Оно осуществляет обзор местности лазерным лучом малой мощности и фиксирует отражения от линз оптических приборов противника. Обнаружив отражение, оно посылает туда лазерный импульс большой мощности, ослепляя наблюдателя или электронный прибор наблюдения, это средство сейчас действительно применяется на китайском танке «Тип 98». Разработка, производство, испытание и/или применение подобного вооружения запрещено ООН протоколом IV к Конвенции о конкретных видах обычного оружия от 13 октября 1995 года.
Основное вооружение танка — 135-мм гладкоствольная пушка с начальной скоростью снаряда 1980 м/с и возможностью запуска управляемой ракеты через ствол.
В видении омских конструкторов танк будущего должен оставаться ракетно-пушечным, массой до 50 тонн, с пушкой большого калибра, вынесенной из боевого отделения, и артиллерийскими снарядами не только повышенной мощности, но и корректируемых по траектории по схеме «выстрелил — забыл — поразил». У него должны быть семиопорное шасси с передним расположением моторно-силовой установки и гидропневматическая (или регулируемая) подвеска. Мощность газотурбинного двигателя на уровне 1800 л.с. (не исключён симбиоз с дизелем) должна позволять танку развивать максимальную скорость не менее 95 км/ч, при средней по грунтовым дорогам до 60 км/ч. Размещение экипажа до 2 человек — в изолированной рубке управления в наиболее защищённой средней части корпуса; автоматизированная система управления огнём, комплекс систем жизнеобеспечения, эргономические кресла. Блочно-модульная конструкция перспективного танка позволит за счёт замены функциональных модулей создать семейство унифицированных машин: боевой машины поддержки танков, самоходно-артиллерийской установки, машины поддержки с противотанковым ракетным комплексом, машины разведки и управления, роботизированной боевой машины.
Боевая масса, т около 55 Компоновочная схема лафетная Экипаж, чел. 2-3 Размеры Высота, мм до 2000 Клиренс, мм 500 Бронирование Тип брони модульная Активная защита развитие «Арены» или «Дрозда-М» Динамическая защита встроенная Вооружение Калибр и марка пушки 152-мм ГСП-НП (нет точных данных) Боекомплект пушки около 40 выстрелов в АЗ Прицелы неизвестно Пулемёты возможно ЗПУ «Корд» Другое вооружение дымовые гранатомёты Подвижность Тип двигателя газотурбинный или дизельный двигатель Мощность двигателя, л. с. более 1500—1800 Скорость по шоссе, км/ч около 80 км/ч Запас хода по шоссе, км не менее 500 Тип подвески торсионная (возможна гидропневматическая) Преодолеваемый брод, м 5 (с ОПВТ)
|