В 1961 году в инициативном порядке в честь XXII съеда КПСС на Заводе №183 в Нижнем Тагиле был разработан танк под обозначением «Объект 167». Руководителем работ был главный конструктор Карцев Л.Н. Первоначально проект был нацелен на улучшение характеристик танка Т-62 за счёт новой ходовой части и более мощного двигателя.
Согласно техническому проекту новый танк должен был иметь следующие улучшения по сравнению с Т-62: установка более мощного вооружения; полуавтоматическое заряжание пушки; применение противорадиационных материалов бескассетного воздухоочистителя; использование дизеля В-26, системы гидросервоуправления агрегатами трансмиссии, а также поддерживающих роликов и опорных катков меньшего диаметра в ходовой части.
«Объект 167» прошёл Государственные испытания, по результатам которых, был рекомендован к принятию на вооружение. Однако на вооружение его не приняли в связи с разработкой принципиально нового танка «Объект 432» (ОБТ Т-64). однако работы по «Объекту 167» не были свёрнуты.
С появлением пушки Д-81, работы были возобновлены. Новый образец получил эту пушку, а так же автомат заряжания, которому затем был присвоен индекс «Объект 167М».
В январе 1963 года Л.Н. Карцев написал письмо Н.С. Хрущёву, в котором предлагал всё-таки наладить серийный выпуск «Объекта 167» в связи с негодовностью Т-62. Однако получил отказ.
Позже в 1963 году автомат заряжания, изготовленный для «Объекта 167М» был установлен на один из опытных образцов Т-62 (Объект 166Ж). В 1965 году были завершены работы по его доработке. В итоге, Тагильский автомат заряжания был более совершенен чем Харьковский для «Объекта 432». Автомат был проще по конструкции, надежнее, обеспечивал переход механика-водителя из отделения управления в боевое без выполнения каких-либо предварительных работ, за счёт этого повышал живучесть танка при обстреле. Автомат заряжания имел ёмкость на 21 выстрел.
В результате чего, начиная с 1966 года тагильский завод был готов выпускать танк Т-62 с автоматом заряжания, который мог использовать боеприпасы для Т-64. Но и тогда танк не был запущен в серийное производство.
5 ноября 1967 года на Уралвагонзавод прибыл министр оборонной промышленности Зверев С.А., где ему был продемострирован Т-62 со 125-мм пушкой Д-81 и автоматом заряжания. Автомат заряжания ему понравился и он предложил устанавливать его в Харьковский Т-64.
В таком варианте все узлы и механизмы работали удовлетворительно, за исключением ходовой части. Из-за чего было предложено использовать ходовую часть Объекта 167. В такой модификации танк стал носить обозначение «Объект 172» (впоследствии Т-72).
Описание конструкции
Для прямой наводки был установлен дневной прицел ТШ2Б-41 и ночной ТПН-1-41-11. Для стрельбы с закрытых огневых позиций использовались боковой уровень и азимутальный указатель.
Броневой корпус и башня
Броневая объекта 167 — противоснарядная. Обитаемые отделения защищались внутри и снаружи пластинами из противорадиационных материалов. Чтобы сохранить массу в предельно допустимых нормах немного была уменьшена толщина нижнего лобового (80 мм), кормового (30 мм) и бортовых листов корпуса (70 мм) по сравнению с танком Т-62. Более того, была изменена конструкция люка механика-водителя. Люк был смещён на 50 мм вправо и на 20 мм вперёд. Чтобы разместить новые увеличенные радиаторы системы охлаждения, кормовой лист был наклонён назад на 13°50'. В корме над вентелятором вместо откидной крышки установлена жалюзи, которая регулировалась с места механика-водителя. Крыша над двигателем откидывалась на одних петлях, что и крыша над радиатором. Такая конструкция позволила убрать люк над воздухоочистителем. В отделении управления под сиденьем механика-водителя в днище была выполнена выштамповка, для удобства размещения.
Башня была заимствована с танка Т-62, однако с некоторыми изменениями: был увеличен размер, количество и изменено расположение бонок для крепления оборудования, толщина крышки люка заряжающего была уменьшена с 25 мм до 20 мм. Из крышки люка командира был убран сигнальный лючок.
Вооружение
Изначально на опытный танк планировалось установить 125-мм гладкоствольную пушку Д-81, однако на первых образцах из-за отсутствия таковой пушки была установлена 115-мм пушка У-5ТС. С ней был спарен 7,62 пулемёт СГМТ. В 1963-1964 годах, в качестве эксперимента, на одном из опытных образцов были установлены направляющие для ПТУР 9М14 «Малютка».
Двигатель и трансмиссия
Чтобы улучшить динамические качества танка в моторно-трансмиссионном отделении устанавливался двигатель В-26, при частоте вращения коленчатого вала 2100 об/мин, двигатель развивал мощность до 515 кВт (700 л.с.), в результате удельная мощность выросла до 19,1 л.с./т. Двигатель В-26 был создан на базе серийного В-55, имел те же посадочные места и устанавливался на том же подмоторном фундаменте. Вспомогательным стартером СТ-16М от двух пятилитровых баллонов со сжатым воздухом осуществлялся пуск двигателя. Чтобы обеспечить надёжный пуск двигателя в холодное время на танке был установлен форсуночный подогреватель с принудительной подачей топлива и цилиндрическим котлом рубашечного типа. По сравнению с Т-62 ёмкость топливных баков была увеличена на 40 л. Запас хода танка «Объект 167» по шоссе достиг 550-600 км.
В связи с установкой более мощного дизеля, агрегаты трансмиссии были усилены, но при этом сохранили взаимозаменяемость с агрегатами танка Т-62. В трансмиссии была изменена конструкция входного редуктора, теперь он имел привод к генератору. Чтобы обеспечить повышенные скорости движения, было изменено передадотчное число бортового редуктора.
Ходовая часть
В ходовой части была применена торсионная подвеска с оригинальными рычажно-лопастными гидроамортизаторами на крайних узлах. На 1, 2, 5-м и 6-м узлах каждого борта были установлены ограничители хода балансиров. Рабочая длина торсиона была увеличена, с одновременным уменьшением диаметра до 42 мм. Благодаря этому удалось увеличить динамический ход опорных катков до 242 мм, что дало большую плавность хода. Классификация средний танк Боевая масса, т 36,5 Экипаж, чел. 4 История Производитель Годы производства 1961 Количество выпущенных, шт. 2 Размеры Длина корпуса, мм 6365 Длина с пушкой вперёд, мм 9545 Ширина корпуса, мм 3300 Высота, мм 2258,5 База, мм 4174 Колея, мм 2700 Клиренс, мм 482 Бронирование Тип брони Стальная Лоб корпуса (верх), мм/град. 100/60 Лоб корпуса (низ), мм/град. 80/55 Борт корпуса, мм/град. 70/0 Лоб башни, мм/град. 188/33 Корма рубки, мм/град. 30 Вооружение Калибр и марка пушки 115-мм У5-ТС Тип пушки гладкоствольная пушка Длина ствола, калибров 52,6 Боекомплект пушки 40 Углы ВН, град. -6..+16 Углы ГН, град. 360 Прицелы ТВН-2, ТКН-2, ТПН-1-41-11, ТШ2Б-11 Пулемёты 1 х 7,62-мм СГМТ Подвижность Тип двигателя В-26
Мощность двигателя, л. с. 700 Скорость по шоссе, км/ч 60 Скорость по пересечённой местности, км/ч 35..42 Запас хода по шоссе, км 450..500 Удельная мощность, л. с./т 19,1 Тип подвески индивидуальная торсионная Удельное давление на грунт, кг/см² 0,73 Преодолеваемый подъём, град. 30 Преодолеваемый брод, м 1,4 (5 с ОПВТ)
|