В начале 1950-х в «Отделе 520» Уральского танкового завода г. Нижний Тагил, в рамках создания принципиально нового танка, были начаты работы по проектированию нового среднего танка «Объект 140». Руководителем работ являлся Главный конструктор Морозов А.А.. В 1952 году из-за ряда разногласий между инженерами ОКБ и дирекцией завода, часть конструкторского состава (включая самого Морозова А.А.) перешла на Харьковский заводе №75. работы по созданию танка «Объект 140» продолжил Карцев Л.Н.. Часть решений и наработок по «Объекту 140» была использована при создании другого танка «Объект 430».
В 1957 году было изготовлено два опытных образца. На сравнительных испытаниях с «Объектом 430» был выявлен ряд дефектов. Вскоре по инициативе Л.Н. Карцева «Объект 140» был снят с конкурса и работы по нему были прекращены.
Описание конструкции
Объект 140 имел классическую компоновочную схему. Для снижения загазованности боевого отделения в танке имелся механизм выбрасывания стреляных гильз. После испытаний этот механизм был признан удачным и использовался впоследствии в конструкции танка «Объект 165» (Т-62А).
Броневой корпус и башня
Место механика-водителя смещено к левому борту, корпуса. Сам корпус состоял из броневых гнутых листов переменного профиля. Листы были скомпонованы таким образом, чтобы защищать от пуль и осколков погон башни. Чтобы уменьшить массу танка, крышка МТО и опорные катки изготавливались из алюминиевого сплава. Башня Объекта 140 литая, приплюснутой сферической формы. Для удобства работы заряжающего, предусмотрена башенка.
Вооружение
Первоначально «Объект 140» предполагалось оснастить орудием типа Д-10Т, однако к середине 50-х ОКБ-9 предложило использовать более совершенную нарезную пушку Д-54Т (которая в то время проходила испытания на опытном танке «Объект 139»). Эта пушка имела стабилизатор «Молния», который существенно упрощал стрельбу во время езды. Таким образом на «Объект 140» была установлена пушка Д-54ТС с эжектором и стабилизатором. Так же было установлено дополнительное вооружение в виде курсового пулемёта калибра 7,62-мм, спаренного 7,62-мм пулемёта и 14,5-мм зенитного пулемёта.
Двигатель и трансмиссия
В качестве двигателя использовался дизельный двигатель ТД-12 (8Д12У-3).
Трансмиссия состояла из планетарной коробки передач, которая была объединена в одном картере с планетарным механизмом поворота. Конструкция коробки передач обеспечивала 6 передач переднего и одну передачу заднего хода. Приводы управления трансмиссией были гидравлическими.
Ходовая часть
В ходовой части устанавливалось по 6 двухскатных опорных катков. тип подвески торсионный с телескопическими гидроамортизаторами на передних и задних узлах.
Средства наблюдения и связи
«Объект 140» оснащался прицелом-дальномером ТПДС и ночными приборами марок «Узор», «Угол» и «Луна II», радиостанцией Р-113 и танковым переговорным устройством Р-120.
Машины на базе
После прекращения в 1957 году работ над созданием «Объекта 140» директор завода №183 по просьбе Карцева Л.Н. направил письмо начальнику бронетанковых войск Полубоярову П.П. и Министру обороны Устинову Д.Ф. с просьбой о разработке нового среднего танка с индексом ГБТУ «Объект 142».
Машина должна была оснащаться танковой пушкой Д-54 и при этом иметь максимальную унификацию со средним танком Т-54Б, от которого планировалось заимствовать моторно-трансмиссионное отделение и элементы ходовой части. Корпус машины предполагалось создавать на базе «Объекта 140». После анализа данных в 1958 году работы над «Объектом 140» и «Объектом 142» были прекращены.
Объект 150
Советский ракетный танк, принят на вооружение в 1968 году под обозначением ИТ-1.
Сохранившиеся экземпляры
Сохранившийся опытный образец выставлен в экспозиции Музея бронетанковой техники ОАО «НПК Уралвагонзавод» в г. Нижний Тагил.
Оценка машины
Наконец, после всех перипетий и многострадальных переделок наш проект был утвержден. Мы выпустили рабочую документацию, по которой были изготовлены два опытных образца для заводских испытаний. В процессе сборки и заводских испытаний я стал все больше и больше понимать, что танк получился нетехнологичным, сложным в эксплуатации и ремонте. Заготовки бортов для танка мог прокатывать только Ижорский завод. К отдельным деталям моторного отделения вообще невозможно было добраться обычным способом. Две тяги, например, наши сборщики-асы ухитрялись соединять через люк в днище танка, только вооружившись зеркалом, как это делают дантисты при пломбировании труднодоступных зубов. Форсунки нижнего блока двигателя можно было заменить также только через люки в днище танка. И вообще, подмоторная часть днища «объекта 140» состояла практически из одних люков. После нескольких бессонных ночей я написал письмо в ЦК КПСС и СМ СССР с просьбой о снятии с нас этой работы. И, к моему удивлению, просьбу восприняли как должное и, я бы сказал, с радостью. Работу сняли, а меня даже не наказали. Несмотря на это, я чувствовал за собой большую моральную вину. Было списано 16 миллионов рублей государственных денег! Классификация средний танк Боевая масса, т 36 Компоновочная схема классическая Экипаж, чел. 4 История Производитель Годы разработки с 1955 по 1958 Годы производства 1957 Количество выпущенных, шт. 2 Размеры Длина корпуса, мм 6315 Длина с пушкой вперёд, мм 9102 Ширина корпуса, мм 3300 Высота, мм 2400 База, мм 4137 Колея, мм 2700 Клиренс, мм 432..472 Бронирование Лоб корпуса (верх), мм/град. 100/65 Лоб корпуса (низ), мм/град. 100/61 Борт корпуса (верх), мм/град. 57/50 Борт корпуса (низ), мм/град. 80/0 Корма корпуса (верх), мм/град. 30/50 55/25 Корма корпуса (низ), мм/град. 55/35 20/64 Лоб башни, мм/град. 240..37/0..81 Борт башни, мм/град. 183..110/10..55 Корма башни, мм/град. 65..60/5..20 Вооружение Калибр и марка пушки 100-мм Д-54ТС Тип пушки нарезная пушка Боекомплект пушки 50 Прицелы ТПДС, «Узор», «Угол», «Луна II» Пулемёты 1 х 14,5-мм КПВТ, 2 х 7,62-мм СГМТ Подвижность Тип двигателя ТД-12
Мощность двигателя, л. с. 580 Скорость по шоссе, км/ч 55 Скорость по пересечённой местности, км/ч 30 Запас хода по шоссе, км 450 Удельная мощность, л. с./т 16 Тип подвески торсионная Удельное давление на грунт, кг/см² 0,75 Преодолеваемый подъём, град. 35 Преодолеваемый брод, м 1,4
|