МТУ-20 разрабатывался для замены мостоукладчика МТУ-12. Причиной стал негативный опыт применения МТУ-12 оперативными тактическими группами, когда в течение суток при наступлении мотострелковый полк встретил на своём пути две водные преграды шириной 15 метров. МТУ-12 не мог обеспечить переправу полка через такую преграду. Зато эту задачу выполнял МТУ-20, длина моста которого составляла 20 метров.
При разработке выяснилось, что из-за большой длины моста мостоукладчик не может транспортироваться по железной дороге. Кроме того, машина не вписывается в повороты даже шоссейных дорог. Поэтому был разработан вариант моста со складными концами. В рабочее положение мост приводился гидравлическими системами.
Ещё одной проблемой являлось то, что мост был слишком тяжёлым для базовой машины, поэтому для снижения массы его сделали дюралюминиевым. Но из-за применения такого материала мост приходил в полную негодность после проезда по нему 15—20 танков. Ремонтопригодность также была на низком уровне из-за необходимости аргоновой сварки, которая в войсках отсутствовала. Из-за всех этих негативных факторов приказом МО СССР использование мостоукладчика МТУ-20 для переправы танков в мирное время было запрещено.
По результатам войсковых испытаний, проведенных в 1970 году, марка сплава, использующегося для сварки фермы моста, была заменена. Также был изменен порядок и количество внутренних перегородок в секциях, для предотвращения разрушения концевых секций при входе танка на мост стали устанавливать стальные накладки. Скорость входа машины на мост строго ограничивалась для предотвращения его разрушения и сброса с препятствия. После прохождения через мост каждого танкового батальона экипаж был обязан проверить наличие трещин в секциях ферм. Число трещин, их длина и пространственное расположение нормировались. На гребёнках соединения концевых секций с основной они не допускались совсем. В балках основных секций их количество могло доходить до полусотни, и при этом мост оставался пригодным для пропуска танков и автомобилей. Дальнейшее их развитие экипаж устранял просто рассверливанием отверстий по концам трещин. В результате удалось поднять пропускную возможность каждой фермы до 150 проходов среднего (основного) танка.
Описание конструкции
В качестве базовой машины используется шасси средних танков Т-54/Т-55. Машина обладает противоатомной защитой, системой автоматического пожаротушения и фильтро-вентиляционной установкой, благодаря чему машина может работать на местности, зараженной отравляющими и радиоактивными веществами, экипаж при этом может находиться в машине без средств защиты.
Длина моста — 20 метров, ширина — 3,3 метра, масса — 7 тонн. Время постановки/снятия — 5—10 минут.
Для наводки моста мостоукладчик подходит к преграде, с помощью гидропривода переводит концевые части моста из транспортного положения в рабочее. Затем в передней части машины на землю опускается аутригер (в противном случае машина наклонится вперёд при выдвижении моста на преграду), мост надвигается на препятствие. Затем машина отъезжает назад, мост при этом остаётся на препятствии. Снимать мост с препятствия машина может с исходного или с противоположного берега.
Оценка машины
В результате МТУ-20 заменить МТУ не смог и оказался в общем-то декоративной машиной. В боевых условиях его практически не применяли. Снятые с производства МТУ после поступления на вооружение МТУ-20, в большей своей части использовались в афганской войне 1979-89 годов. Остатки МТУ были по настоянию ряда стран, оценивших превосходные боевые качества МТУ, проданы или переданы им, а Советской Армии остались громоздкие, ломкие, крайне ненадежные, но впечатляющие МТУ-20. Классификация танковый мостоукладчик Боевая масса, т 37,0 Экипаж, чел. 2 История Производитель Годы производства с 1964 Годы эксплуатации с 1967 Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм 9200 11640 с мостом Ширина корпуса, мм 3270 3300 с мостом Высота, мм 2000 3400 с мостом База, мм 3640 Колея, мм 2640 Клиренс, мм 425 Бронирование Лоб корпуса, мм/град. 80 Вооружение Прицелы механический Подвижность Тип двигателя В-55
Мощность двигателя, л. с. 580 Скорость по шоссе, км/ч 54 Скорость по пересечённой местности, км/ч 25..30 Запас хода по шоссе, км 485—500 Удельная мощность, л. с./т 15,6 Тип подвески индивидуальная торсионная Удельное давление на грунт, кг/см² 0,83 Преодолеваемый подъём, град. 22 Преодолеваемый брод, м 1,4
|