МТ-ЛБ (Многоцелевой транспортёр (тягач) легкий бронированный) — советский плавающий бронетранспортёр. Создан для транспортировки (перевозки) людей и грузов, также широко используется в роли артиллерийского тягача (в некоторых частях используется для перевозки личного состава моторизованных стрелковых подразделений, хотя и не предназначался для этой роли, в отличие от принятых ранее на вооружение БТР-60).
Принят на вооружение в 1964 году, выпускался на ХТЗ. МТ-ЛБ применялся советскими войсками в Афганской войне, а после распада СССР использовался практически во всех крупных вооружённых конфликтах на постсоветском пространстве. В значительных количествах МТ-ЛБ также поставлялся союзникам СССР и нейтральным странам, использовался в ряде региональных конфликтов.
Использовался как база для ряда машин специального назначения, а шасси бронетранспортёра использовалось для гражданских вездеходов. Хотя с середины восьмидесятых годов и сам МТ-ЛБ в варианте без башни и пулемётного вооружения с успехом использовался в народном хозяйстве в условиях Крайнего Севера как вездеход.
Имеет прозвище «мотолыга», «метла», «эмтээлбэшка».
После распада СССР производственная база МТ-ЛБ осталась на территории Украины. На шасси этой машины Харьковским заводом разработан и выпускается гражданский вездеход ХТЗ-10НК. Опыт боевого применения
В среде военных, имеющих косвенное представление об этой машине, бытует мнение о ней, как о низкоскоростной, слабозащищённой, со слабой огневой мощью боевой машине. Такой подход к МТ-ЛБ основан на сравнительном анализе этой машины с БМП и БТР. Ошибочно негативная оценка МТ-ЛБ имеет корни в сравнении его характеристик как боевой машины пехоты. Не принимается во внимание тот факт, что МТ-ЛБ с одной стороны и БМП, БТР с другой стороны - это совершенно разные классы военной техники. В отличие от БМП, БТР, БМД, при проектировании МТ-ЛБ не ставилась задачи создать боевую машину поддержки пехоты. Он изначально проектировался как вездеход для транспортировки грузов, артиллерийских орудий, а также - как санитарная машина. С учётом предъявленных требований, лёгкая броня и пулемёт Калашникова рассматриваются не как недостаток, а как достоинство. Фактически, в отличие от обычного армейского грузовика, функции которого он выполняет, МТ-ЛБ имеет гусеничный ход, что повышает его проходимость, противопульную броню и пулемётное вооружение.
Тягач не предназначен для использования в наступательных целях. Пулемётное вооружение он имеет исключительно для собственной обороны. Опыт Афганской войны показал, что помимо своего прямого назначения, МТ-ЛБ мог, в случае крайней необходимости, эффективно защитить пулемётным огнем не только себя, но и орудийные расчёты, за которыми машина закреплена как тягач. Классификация бронетранспортёр Боевая масса, т 9,7 12,2 с грузом Компоновочная схема трансмиссионное и управления отделения в лобовой части, моторное в средней, транспортное в кормовой Экипаж, чел. 2 Десант, чел. 11 История Производитель Годы эксплуатации с 1964 Количество выпущенных, шт. более 9000 Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм 6399..6509 Ширина корпуса, мм 2820..2865 Высота, мм 1835..1890 База, мм 3700 Колея, мм 2500 Клиренс, мм 395..415 Бронирование Тип брони стальная катаная Лоб корпуса, мм/град. 14 Вооружение Прицелы ПП-61Б Пулемёты 1 х 7,62-мм ПКТ Подвижность Тип двигателя ЯМЗ-238В
Мощность двигателя, л. с. 240 Скорость по шоссе, км/ч 61,5 Скорость по пересечённой местности, км/ч 5..6 на плаву Запас хода по шоссе, км 500 Удельная мощность, л. с./т 19,7..24,7 Тип подвески независимая торсионная Удельное давление на грунт, кг/см² 0,45 Преодолеваемый подъём, град. 35 Преодолеваемая стенка, м 1,1 Преодолеваемый ров, м 2,8 Преодолеваемый брод, м плавает
|