Мста-С» (индекс ГРАУ — 2С19, по классификации НАТО — M1990)— современная советская и российская 152-мм самоходно-артиллерийская установка (САУ) класса самоходных гаубиц, построенная на базе ходовой части танка Т-80 и орудия 2А64 (в основном аналогичного буксируемому орудию 2А65 «Мста-Б»).
Предназначена для уничтожения тактических ядерных средств, артиллерийских и миномётных батарей, танков и другой бронированной техники, противотанковых средств, живой силы, средств ПВО и ПРО, пунктов управления, а также для разрушения полевых фортификационных сооружений и препятствования маневрам резервов противника в глубине его обороны.
Может вести огонь по наблюдаемым и ненаблюдаемым целям с закрытых позиций и прямой наводкой, включая работу в горных условиях. При стрельбе используются как выстрелы из боеукладки, так и подающиеся с грунта, без потери в скорострельности (7—8 выстр/мин).
В 1989 году новая самоходка была принята на вооружение артиллерийских полков мотострелковых и танковых дивизий Советской армии под обозначением 2С19 «Мста-С» (С — самоходная, в отличие от буксируемого орудия 2А65 «Мста-Б»). Впервые демонстрировалась на авиасалоне в городе Жуковском в августе 1992 года.
История создания
2С19 «Мста-С» разрабатывалась на замену в войсках гаубицы 2С3 «Акация». В начале 1980-х годов ГРАУ выдало КБ Уральского завода транспортного машиностроения (УЗТрМ) им. Я. М. Свердлова в Свердловске (Екатеринбург) новые требования на самоходную гаубицу калибра 152,4 мм.
Предполагалось унифицировать ходовую часть с уже стоявшими на вооружении танками Т-72 и Т-80. Артчасть предполагалась универсальной — для применения как на САУ, так и в буксируемой артиллерии.
Главным конструктором стал Юрий Васильевич Томашов. Основными разработчиками САУ под кодовым обозначением ГРАУ 2С19 были назначены: УЗТрМ (с 18 мая 2009 — ОАО «Уралтрансмаш») — разработчик шасси «Изделия 316» и машины в целом, Тульское КБ приборостроения — разработчик боевого отделения, ОКБ-2 ПО «Баррикады» города Волгоград — качающейся части.
Самоходные гаубицы выпускаются на заводе «Уралтрансмаш», позже специально для производства этих установок построили завод в городе Стерлитамаке (Башкирия).
Описание конструкции
Бронированный корпус САУ по конструкции и геометрии подобен корпусу танка Т-72, нижняя часть корпуса применением в подвеске торсионных валов и балансиров от танка Т-80. В корпусе смонтированы двигатель, трансмиссия, приводы управления и подвеска.
Ходовая часть САУ аналогична танковой (Т-80) и состоит (применительно к одному борту) из шести опорных катков, направляющего колеса с механизмом натяжения гусеницы, ведущего колеса со съёмными зубчатыми венцами и пяти поддерживающих роликов. Подвеска независимая с длинными торсионами, из-за чего соответствующие катки правого и левого бортов расположены не соосно (катки левого борта смещены вперёд на 110 мм). Гусеница шириной 580 мм, оснащённая резинометаллическими шарнирами и обрезиненной беговой дорожкой, тоже заимствована у Т-80.
Башня сварена из катаных броневых листов. В ней находятся: гаубица 2А64 с системой наведения и прицеливания, система автоматизированной подачи и хранения снарядов (включает в себя конвейер подачи снарядов с грунта, укладку 6ЭЦ19 с программируемой выдачей и исполнительный механизм координации углов с подачей снарядов от укладки к орудию), агрегат бортового питания АП-18Д с автономной системой питания, фильтровентиляционное оборудование, средства связи (внутренние телефонные, внешние проводные и радио) и система герметизации казённой части гаубицы, предотвращающая загазованность боевого отделения. Масса башни без боекомплекта — 13,5 тонн.
Боекомплект расположен в башне. Он состоит из 50 выстрелов калибра 152 мм (стандартный набор — 20 ОФС и 30 АРС), а также 300 патронов для пулемёта. Масса боекомплекта составляет 2470 кг. Привод 2Э46 гаубицы электрический: по вертикали — автоматически, по горизонтали — от пульта управления. 2С19 использует то же семейство боеприпасов, что и буксируемая гаубица 2А65, при этом максимальная дальность выстрела стандартным осколочно-фугасным снарядом 3ОФ45 составляет 24700 метров, а применение осколочно-фугасных снарядов 3ОФ61 с газогенератором позволяет довести этот показатель почти до 29000 метров.
Пулемётно-зенитная установка с дистанционным управлением и прицелом ПЗУ-5 (ПЗУ-7), смонтированная на командирской башенке и предназначенная для самозащиты от лёгких бронированных машин, вертолётов и самолётов, аналогична применяемой на танках Т-64А/Б/БВ и Т-80УД. Управляется она дистанционно из башни.
Члены экипажа переговариваются с помощью аппаратуры внутренней телефонной связи 1В116 на семь абонентов. Внешняя связь осуществляется с помощью УКВ-радиостанции Р-173 (дальность до 20 км).
К дополнительному оборудованию самоходки относятся: автоматическое ППО 3-кратного действия с аппаратурой управления 3ЭЦ11-2; две фильтровентиляционные установки; система самоокапывания, смонтированная на нижнем лобовом листе; ТДА, работающая от основного двигателя; система 902В «Туча» для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами; два танковых дегазационных прибора (ТДП). Экспорт
Впервые 2С19 была представлена за рубежом на выставке IDEX-93 в Абу-Даби в 1993 г. На показательном выступлении «Мста» поразила управляемыми снарядами «Краснополь» 38 целей из 40 с дистанции 15 км. В 1995 г. состоялась повторная демонстрация, в ходе которой выяснилось отставание от новых САУ (в частности, южноафриканской G6) в дальности стрельбы. В итоге, несмотря на интерес ряда заказчиков, ни одного контракта заключить не удалось; причины заключались в недостаточной дальности, архаичном и нестандартном калибре и устаревшей СУО Боевая масса, т 42 Экипаж, чел. 5 (7 при стрельбе с грунта) История Производитель Годы производства с 1989 Годы эксплуатации с 1989 Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм 6040 Длина с пушкой вперёд, мм 11917 Ширина корпуса, мм 3380 Высота, мм 3350 База, мм 4520 Колея, мм 2800 Клиренс, мм 450 Бронирование Тип брони гомогенная стальная Вооружение Калибр и марка пушки 152,4-мм 2А64 Тип пушки нарезная гаубица Длина ствола, калибров 47 (7200 мм) Боекомплект пушки 50 Углы ВН, град. −4…+68° Углы ГН, град. 360° Дальность стрельбы, км 6,5..28,9(ОФС 3ОФ61 с газогенератором) Прицелы ПЗУ-5, панорамный 1П22, прямой наводки 1П23, Пулемёты 1 x 12,7 НСВТ Подвижность Тип двигателя В-84А
или В-46-6 Мощность двигателя, л. с. 840 (В-46-6 — 780) Скорость по шоссе, км/ч 60 Запас хода по шоссе, км 500 Удельная мощность, л. с./т 20 (В-46-6 — 18,6) Тип подвески индивидуальная, торсионная с амортизаторами Удельное давление на грунт, кг/см² 0,87 Преодолеваемый подъём, град. 25 Преодолеваемая стенка, м 0,5 Преодолеваемый ров, м 2,6..2,8 Преодолеваемый брод, м 1,2 (5 с ОПВТ)
|