15А15 проектировалась при ограничении на геометрические характеристики её транспортно-пускового контейнера (под существовавшие ШПУ ракет РС-10).
Двухступенчатая ракета МР УР-100 выполнена в двух диаметрах: корпус первой ступени имеет диаметр равный 2,25 м., второй — 2,1 м. Ступени соединяются между собой слабоконическим соединительным отсеком, который при разделении ступеней разрушается удлинённым кумулятивным зарядом, опоясывающим соединительный отсек в его средней части.
Конструкция первой ступени
В состав корпуса первой ступени ракеты входят также хвостовой и топливные отсеки. Топливный отсек, состоящий из верхней ёмкости (для окислителя) и нижней (для горючего), — сварной конструкции из алюминиево-магниевого сплава. Ёмкости (баки) окислителя и горючего разделены сферическим промежуточным днищем. Нижнее сферическое днище бака горючего направлено выпуклостью вовнутрь бака, образуя вместе с хвостовым отсеком полость для размещения ДУ ступени.
Однокамерный маршевый ЖРД с турбонасосной системой подачи топлива выполнен по замкнутой схеме и закреплён на ступени неподвижно. В состав рулевого двигателя входят четыре поворотные (шарнирно закреплённые) камеры сгорания и один ТНА. В рулевом двигателе реализована открытая схема процесса сгорания компонентов топлива.
Конструкция второй ступени
ДУ второй ступени 15Д169 (РД-862) ракеты 15А15 состоит из однокамерного, неподвижно закреплённого на корпусе ступени ЖРД с турбонасосной подачей компонентов топлива и замкнутой схемой. Этот двигатель имеет ряд оригинальных решений по рабочим процессам: по системе охлаждения камеры сгорания, по процессу газогенерации и другим, которые в конечном счёте позволили получить рекордную величину удельного импульса тяги для ЖРД такого класса (3300 м/с в пустоте). Оригинален и способ создания управляющих сил и моментов при полёте второй ступени: управление по тангажу и рысканью обеспечивается вдувом газа в закритическую часть сопла ЖРД, а по крену — четырьмя небольшими соплами, рабочее тело для которых вырабатывается в газогенераторе ТНА двигателя.
Головная часть
К корпусу второй ступени 15А15 с помощью разрывных болтов крепится разделяющаяся головная часть с четырьмя боевыми блоками, прикрытая обтекателем с изменяемой геометрией. В состав РГЧ входит герметичный приборный отсек, в котором размещается система управления ракетой, и твёрдотопливная ДУ разведения боевых блоков.
Миномётный старт МР УР-100
Для ракеты МР УР-100 одной из первых в СССР была практически реализована «миномётная» схема старта, при которой ДУ первой ступени запускается после выхода ракеты из ТПК под давлением газов, вырабатываемых специальными пороховыми газогенераторами. Для обеспечения миномётного старта на нижнюю часть ракеты устанавливается поддон с опорно-обтюрирующим поясом, а на корпус ракеты — опорные бандажи, которые сбрасываются после выхода ракеты из ТПК. При миномётном старте ракеты газы, вырабатываемые в пороховом аккумуляторе давления, поступают в объём между верхним и нижним днищами поддона. В момент старта принудительно разрывается механическая связь между днищами, и под давлением газов, действующих на верхнее днище поддона, ракета вместе с днищем выбрасывается из ТПК. Нижнее днище поддона с закреплёнными на нём ПАД остаётся в контейнере. Модификации
Разработка началась 16 августа 1976 года по постановлению правительства № 656-215, одновременно с постановлением № 654-213 об улучшении тактико-технических характеристик (УТТХ) ракетного комплекса Р-36М, практически все работы по этим двум комплексам также велись совместно. Эскизные проекты по ним разработаны в декабре того же года, лётно-конструкторские испытания начаты в октябре 1977 года на НИИП-5. Ракетный комплекс МР УР-100 УТТХ принят на вооружение 17 декабря 1980 года постановлением правительства № 1183-403. За создание ракетных комплексов Р—36М УТТХ (15А18) и МР УР-100 УТТХ (15А16) большая группа работников КБ "Южное" и ПО ЮМЗ удостоена правительственных наград. Комплекс МР УР-100 УТТХ находился на боевом дежурстве до 1994 г.
Тип МБР шахтного базирования Статус снята с вооружения (ликвидация окончена в 1995 году) Разработчик ОКБ-586 Главный конструктор Уткин В. Ф. Годы разработки 19 августа 1970 - 1975 15А16: 16 августа 1976 - 1980 Начало испытаний Бросковые: с мая 1971 года ЛКИ: 26 декабря 1972 — 17 декабря 1974 года ЛКИ 15А16: 25 октября 1977 — 15 декабря 1979 года Принятие на вооружение 30 декабря 1975 года 15А16: 17 декабря 1980 года Производитель ПО «Южмаш» Годы производства 1975-1979 годы 15А16: 1978-1983 годы Единиц произведено 150 Годы эксплуатации 6 мая 1975 года - 1983 15А16: 1979-1994 годы Основные эксплуатанты РВСН ВС СССР Модификации МР УР-100УТТХ (15А16)
|