«Maus» (нем. «Мышь», также применялись наименования Panzerkampfwagen «Maus» и Porsche 205) — сверхтяжёлый танк, спроектированный в Третьем рейхе в период с 1942 по 1945 годы под руководством Фердинанда Порше. Является самым крупным по массе танком из всех, когда-либо воплощённых в металле (боевая масса — 188 тонн). Было построено всего два экземпляра машины. В боевых действиях танки не применялись, а при подходе войск РККА были частично разрушены немцами на испытательном полигоне в Куммерсдорфе с целью не допустить захвата. Позднее из этих танков в СССР была восстановлена одна машина. Технические характеристики и описание
Сидения водителя и радио-оператора расположены между главными топливными баками. Позади них — главный двигатель, между воздушными насосами и радиаторами. Дальше к корме расположен генератор, с укладкой боеприпасов в спонсонах с обеих сторон. В спонсоне с передне-правой генератора — вспомогательный двигатель, с аккумуляторными батареями к его задней части. В корме корпуса, также в спонсонах, располагаются моторы электропривода. Трансмиссия находится в глубокой части корпуса между электромоторами, позади генератора.
Танк был выполнен на высоком технологическом уровне. Применение многокатковой ходовой части и гусениц шириной 1100 мм обеспечило «Маусу» довольно низкое удельное давление на грунт, ненамного больше чем у обычных немецких тяжёлых танков. Основной его особенностью явилось мощное круговое бронирование и двухпушечное вооружение, а также использование электромеханической трансмиссии, которая состояла из двух электроприводов левой и правой гусениц. Тяговые электродвигатели питались током от двух генераторов, расположенных в моторном отделении. Две независимые друг от друга электросистемы передавали крутящий момент от двигателей к ведущим колёсам через двухступенчатый редуктор. Экипаж машины составлял пять человек, двое из которых располагались в отделении управления в передней части корпуса, а трое находились в башне. История создания и судьба проекта
В своей книге «Воспоминания солдата» Гейнц Гудериан писал:
Через день я выехал на поезде в Лётцен, где временно расположился мой штаб. Там я осмотрел местные казармы. 13 мая я имел беседу со Шпеером, а во второй половине дня был на докладе у Гитлера. 1 мая Гитлеру показали деревянную модель «мышонка» — танка профессора Порше и фирмы Круппа, на котором намеревались установить 150-мм пушку. Общий вес танка должен был достигнуть 175 тонн. Нужно было рассчитывать на то, что он в действительности после конструктивных изменений по указаниям Гитлера будет весить 200 т. Модель не имела ни одного пулемета для ведения ближнего боя. Уже по этой причине я должен был отклонить ее. Конструкция имела тот же самый недостаток, который делал «Фердинанда» Порше непригодным для ведения ближнего боя. А ведь танку в конце концов неизбежно приходится вести ближний бой, ибо он действует во взаимодействии с пехотой. Начались бурные споры, так как все присутствующие, кроме меня, находили «мышонка» великолепным. Он обещал быть именно «гигантским»…
В конце 1942 года по инициативе Гитлера начались работы над «танком прорыва» с максимально возможной бронезащитой. В создании машины приняли участие сразу несколько фирм: корпус и башню изготавливала фирма «Круп», «Даймлер-Бенц» отвечала за двигательную установку, а «Сименс» — за элементы трансмиссии. Общая сборка велась на заводе фирмы «Алкетт». Проект «тип 250», разработанный Фердинандом Порше, был частично реализован в 1944 году в виде двух опытных образцов танка «Маус».
Дальнейшие работы по выпуску десяти серийных танков были прекращены по указанию самого Гитлера, так как у Германии не хватало производственных мощностей для выпуска других, более важных видов оружия.
Полноразмерный деревянный макет танка был представлен Гитлеру 14 мая 1943 года, а первый прототип «Мауса», оснащенный авиационным двигателем «Даймлер-Бенц» МВ 509 и деревянной башней, поступил на ходовые испытания в декабре 1943 года. После их довольно удовлетворительных результатов танк был оборудован настоящей башней для артиллерийских стрельб и полным комплектом внутреннего оборудования. Второй недостроенный прототип был оборудован дизельным двигателем «Даймлер-Бенц» МВ 517, как оказалось, капризным и ненадёжным в эксплуатации.
Масса 180 тонн исключала возможность перехода «Мауса» через реки по автодорожным мостам. Поэтому предполагалось переправлять танки попарно по дну реки. При этом загерметизированный, без экипажа, «Маус» получал по кабелю управление и электропитание для движения от другого «Мауса» на берегу.
В бою эти танки испытаны не были. Оба опытных экземпляра взорвали сами немцы при подходе частей Красной Армии к полигону. В 1946 году повреждённые машины вывезли в СССР, где из сохранившихся деталей был собран один танк. Он испытывался обстрелом на артиллерийском полигоне и ныне хранится как экспонат в музее бронетанковых войск в Кубинке, под Москвой. Maus (первый вариант) Классификация сверхтяжёлый танк Боевая масса, т 188 Компоновочная схема отделение управления спереди, моторное посередине, боевое сзади Экипаж, чел. 6 История Годы производства 1943—1945 Количество выпущенных, шт. 2 (прототипы) Основные операторы Размеры Длина с пушкой вперёд, мм 10200 Ширина корпуса, мм 3630 Высота, мм 3710 Клиренс, мм 500 Бронирование Тип брони стальная литая и катаная поверхностно закалённая Лоб корпуса (верх), мм/град. 200 / 52° Лоб корпуса (низ), мм/град. 200 / 35° Борт корпуса (верх), мм/град. 185 / 0° Борт корпуса (низ), мм/град. 105+80 / 0° Корма корпуса (верх), мм/град. 160 / 38° Корма корпуса (низ), мм/град. 160 / 30° Днище, мм 55—105 Крыша корпуса, мм 50—105 Лоб башни, мм/град. 220 Маска орудия, мм/град. 100—220 Борт башни, мм/град. 210 / 30° Корма башни, мм/град. 210 / 15° Крыша башни, мм 65 Вооружение Калибр и марка пушки 128-мм KwK44/2 L/61, 75-мм KwK40 L/36 Тип пушки нарезная Длина ствола, калибров 61 для 128-мм, 36,6 для 75-мм Боекомплект пушки 61 × 128-мм, 200 × 75-мм Углы ВН, град. —7…+23 Прицелы перископический TWZF Пулемёты 1 × 7,92-мм MG-42 Другое вооружение огнемётная установка Подвижность Тип двигателя V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения с турбонаддувом Мощность двигателя, л. с. 1750 Скорость по шоссе, км/ч 20 Запас хода по шоссе, км 186 Удельная мощность, л. с./т 9,6 Тип подвески сблокированная попарно, на вертикальных пружинах Удельное давление на грунт, кг/см² 1,6
|