СНАР-10 «Леопард» (индекс ГРАУ — 1РЛ232, по классификации НАТО — Big Fred) — советская станция наземной артиллерийской разведки. Разработана в научно-производственном объединении «Стрела». История создания
В 1966 году ГАУ задало тактико-техническое задание, целью которого было создание станции наземной артиллерийской разведки нового поколения. Особое внимание уделялось живучести станции на поле боя, автономности работы, мобильности и возможностям оперативной передачи данных. Работы велись под шифром «Леопард».
Первоначально машину предполагалось разместить на шасси БМП-1. Работами в целом руководил Симачёв В.И. Руководителем по схемо-технической части являлся Склякин Н.Т., а по конструкторской — Королёв Ю.В. Работы предполагали создание абсолютно новой машины с новым набором всех подсистем РЛС. Однако в ходе работ возник ряд сложностей, как с оборудованием, так и с шасси. В частности Челябинский тракторный завод категорически отказался от использования в качестве базы БМП-1.
При активном содействии генерального конструктора Челябинского тракторного завода Исакова И.И. было принято решение, запрещающее использование шасси БМП-1 для размещения специального оборудования. В результате такого решения, сроки выполнения работ были дважды перенесены, а в октябре 1969 года, была выпущена директива Генерального штаба, предусматривавшая использование в качестве базы артиллерийского тягача МТ-ЛБ. В октябре 1970 года машина должна была быть предъявлена на государственные испытания. Несмотря на все сложности, возникшие в ходе работ, машина была предъявлена на испытания в срок.
Государственные испытания машины проводились на 28-ом полигоне ГРАУ в военной части 21374 (посёлок Смолино, Нижегородская область) и были завершены 30 декабря 1970 года). В конце 1971 года СНАР-10 была принята на вооружение, начало серийного производства было намечено на 1972 год.
Серийное производство
Несмотря на то, что серийное производство было намечено на 1972, ввиду большого числа соисполнителей и поставщиков, начало производства было задержано на год и началось только в 1973 году. Изготовителем являлся Тульский завод «Арсенал». В среднем завод выпускал по 40—50 машин в год. Выпуск СНАР-10 был прекращён только в 1991 году.
Описание конструкции
Машина размещена на шасси легкобронированного тягача МТ-ЛБ. СНАР-10 первая машина в своём классе, которая имеет режим распознавания цели по спектру доплеровского сигнала. Благодаря используемой аппаратуре, СНАР-10 может обеспечить обнаружение следующих целей на расстояниях: Подвижных наземных целей до 17 км; Наземных разрывов снарядов от 4 до 10 км; Надводных целей до 30 км; Надводных разрывов снарядов от 14 до 23 км.
Модификации 1РЛ232-1 — вариант исполнения СНАР-10 1РЛ232-1М «Пантера» — современная модификация СНАР-10М.
Разработка модифицированного комплекса СНАР-10 началась в конце 1990-х годов параллельно с разработкой 1Л244-1 «Кредо-1С». В основную задачу модернизации входила установка нового оборудования РЛС 1РЛ133-3 «Кредо-1» взамен оборудования СНАР-10. Комплекс разрабатывался с 1997 по 2002 годы. Главным конструктором был Н.А. Зайцев. В 2003 году машина прошла государственные испытания и была принята на вооружение. С 2004 года было начато серийное производство.
Классификация Станция наземной артиллерийской разведки Боевая масса, т 12,2 Экипаж, чел. 3 История Производитель Годы разработки с 1966 по 1971 Годы производства СНАР-10: с 1970 по 1991 СНАР-10М: с 2004 Годы эксплуатации с 1973 Количество выпущенных, шт. 720—900 Основные операторы
Размеры Длина корпуса, мм 6454 Ширина корпуса, мм 2850 Высота, мм 2200 Бронирование Тип брони противопульная 14..17 мм Вооружение Прицелы ТВ240, ПП-61Б, ПАМ-2АМ Пулемёты 1 х 7,62-мм ПКТ Подвижность Мощность двигателя, л. с. 240 Скорость по шоссе, км/ч 60 Запас хода по шоссе, км 500 Тип подвески индивидуальная торсионная
|