Леопард 2 (нем. Leopard) — немецкий основной боевой танк.
Леопард 2 является одним из наиболее успешных и распространённых, а по некоторым оценкам также и наиболее совершенным ОБТ в мире. На сегодняшний день произведено порядка 3500 танков этого типа, которые стоят на вооружении армий ФРГ, Австрии, Нидерландов, Норвегии, Швеции, Швейцарии, Испании, Дании, Греции и других стран.
История создания
После создания танка Леопард 1 в 1965 г. в ФРГ фирмой Porsche начались работы по совершенствованию его конструкции, параллельно с продолжением совместного проекта США и ФРГ MBT-70. Национальная немецкая программа, получившая в 1967 г. название «Позолоченный леопард», а затем — «Вепрь» (Keiler) привела к созданию в 1969 г. двух прототипов, предназначенных для испытаний. С 1970 г. шло производство прототипов фирмой Krauss-Maffei. В 1973 г. перспективный танк получил современное название. Несколько прототипов «Леопарда-2» участвовали в сравнительных испытаниях с перспективным американским танком XM-1 на Абердинском полигоне, в ходе которых немецкий танк имел равенство по многим показателям,превосходил по ремонтопригодности и запасу хода,однако уступал по кучности и точности стрельбы. Серийное производство
По итогам всех испытаний и конструктивных доработок в 1977 г. было принято решение о производстве 1800 танков в пяти сериях для нужд бундесвера; главным подрядчиком оставалась фирма Krauss-Maffei. В 1979 г. он поступил на вооружение. Модификации
Танки Леопард 2 созданы по классической компоновке: механик-водитель находится в передней части корпуса, командир танка, наводчик орудия (справа от орудия) и заряжающий (слева) находятся в башне; двигатель расположен в кормовой части. Вооружение всех танков, за исключением модели А6, состоит из 120-мм гладкоствольной пушки компании Rheinmetall длиной ствола 44 калибра, двух 7,62-мм пулемётов - спаренного с пушкой и зенитного, расположенного на крыше башни. Кроме того, на башне располагались блоки мортир, предназначенных для постановки дымовой завесы. На танках постоянно модернизировалась броневая защита и системы управления огнём.
Боевая масса машин первой серии составляла свыше 50 тонн, они уже имели комбинированную многослойную броню, стабилизированное в двух плоскостях орудие, приборы ночного видения (в проекте, однако тепловизоры не были поставлены в срок, их устанавливали на уже находящиеся в эксплуатации танки. Получившим тепловизиры танкам было присвоено обозначение 2А2). В боекомплект входили оперённые бронебойные подкалиберные снаряды и фугасно-кумулятивные, предназначенные для поражения широкого спектра целей. Лишь 15 из 42 снарядов хранились в укладке первой очереди, в кормовой нише башни под вышибной панелью; остальные находились слева от механика-водителя без всякой защиты. Танки второй и третьей серий, производившиеся в 1982-1984 гг., получили обозначение A1. В числе изменений было улучшение приборов наблюдения командира, прицела наводчика, изменение расположения боекомплекта, топлива в целях повышения безопасности и др. Танки четвёртой серии, производившиеся в 1984-1985 гг., получили обозначение A3 и такие доработки, как: новая радиостанция, дополнительная защита боекомплекта и др. В 1985-1987 гг. производилась пятая серия машин, получивших самые серьёзные улучшения из предпринятых на тот момент: резкое увеличение бронезащиты башни, дополнительные меры по повышению выживаемости экипажа, введение усовершенствованного баллистического вычислителя в СУО, введение в боекомплект снарядов повышенной мощности. Масса Леопарда 2А4 возросла до 55 тонн.
До 1992 г. были построено три дополнительные партии танков, в целом аналогичных машинам пятой серии, и получивших то же обозначение.
В процессе производства трёх последних серий было принято решение о начале работ над проектами модернизации этих танков в связи появлением в Советской Армии новых грозных танков, таких как Т-80Б. На основе опытной машины Komponentenversuchsträger в 1991 г. было предложено несколько проектов, одному из которых под обозначением KWS II был дан ход; начиная с 1995 г. началась модернизация танков 6-8 серий до уровня Леопард 2А5. Эти машины получили новый люк механика-водителя, обеспечивавший лучший обзор и уменьшение ослабленной зоны корпуса. Башня была существенно модернизирована: маска пушки полностью переработана, лоб и борта были прикрыты модулями разнесенной (предположительно, имеющей неэнергетические реактивные свойства) брони. Электрогидравлическая система стабилизации орудия была заменена на менее пожароопасную, полностью электрическую; наводчик получил модернизированный прицел, а командир - независимый тепловизор 2-го поколения, встроенный в панорамный прибор наблюдения; улучшились характеристики стабилизатора вооружения. Танк получил систему навигации GPS. Все эти мероприятия привели к увеличению массы до 59,5-62 тонн в зависимости от комплекта брони. Наконец, часть танков модели 2А5 (225 шт.) с 2001 г. модернизируются до уровня самого современного немецкого ОБТ, уровня Леопард 2А6. Новый танк получил усиленное бронирование башни и дополнительную противоминную защиту. Главным отличием новой модели является орудие Rhl 120/L55 с увеличенной на 11 калибров (1300 мм) длиной ствола. Вместе со стволом выросли дульная энергия и начальная скорость снарядов, а, как следствие - их бронепробиваемость и дальность поражения. Не менее важен факт установки танковой информационно-управляющей системы. Масса танка возросла до 62 тонн. Конструкция
«Леопард 2» имеет классическую компоновку, с размещением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой, боевого отделения в средней и отделения управления — в лобовой части машины. Экипаж танка состоит из четырёх человек: командира, наводчика, заряжающего и механика-водителя. Броневой корпус и башня
Башня и корпус сварные.Верхний лобовой лист корпуса имеет большой угол наклона.Броня башни типа "Чобхэм" и бортовые экраны из армированной резины.
Основное вооружение
Леопард 2 оснащен мощной 120-мм гладкоствольной пушкой. Пушка фирмы Rheinmetall модель Rh-120. Более короткий ствол орудия упрощает стабилизацию при движении танка и облегчает его балансировку ; также повышается точность стрельбы с ходу. С пушкой спарен пулемет MG3 калибра 7.62-мм.
Система управления огнём
Танк имеет систему управления огнем, которая считается одной из самых лучших в мире. Система перерабатывает большое количество данных для стрельбы в различных вариантах. Для прицеливания и поражения цели наводчику надо только выбрать мишень и поставить на нее маркер. Обнаружить замаскированные цели помогает специальный датчик, реагирующий на их тепловое излучение.
Средства наблюдения
Основным прицелом наводчика является EMES-12, разработанный фирмой Carl Zeiss. В прицел совмещены лазерный и стереоскопический дальномеры. Комбинация двух дальномеров, использующих различные принципы для определения расстояния до цели, позволяет повысить достоверность и точность измерения. Вспомогательный прицел наводчик использует монокулярный перископический TZF-1A, аналогичный установленное на танке Леопард 1. У командира установлен панорамный перископический прицел PERI-R-12 со стабилизированной линией визирования. Командир танка может самостоятельно наводить пушку, для чего применяется механизм синхронизации оптической оси прицела и оси ствола орудия. В темное время суток используются активные ИК приборы ночного видения и наблюдательные устройства с электронно-оптическими усилителями. В отличие от танка Леопард 1 ИК прожектор "Леопарда-2К" установлен стационарно и прикрыт башенной броней.
Двигатель и трансмиссия
Силовая установка объединена в единый конструкционный блок; в полевых условиях его можно заменить за 15 минут. Двигатель в МТО расположен вдоль корпуса танка, а между МТО и боевым отделением установлена огнеупорная перегородка. Танк имеет многотопливный V образный 12 цилиндровый четырехтактный дизельный двигатель MB 873 мощностью 1500 л. с. при 2600 об/мин. Двигатель относится к дизелям предкамерного типа, имеет жидкостное охлаждение и турбонаддув. На двигателе размещены два турбокомпрессора и два охладителя наддувочного воздуха, включенные в общую систему охлаждения. Воздух для питания двигателя поступает через два воздухозаборника, расположенные на крыше МТО и прикрытые сверху кормовой нишей башни, в два воздухоочистителя, закрепленные с двух сторон на двигателе и соединенные короткими патрубками с турбокомпрессорами. Воздухоочистители - двухступенчатые. Пыль, отфильтрованная на первой ступени удаляется электровентиляторами.
Трансмиссия HSWL-354/3 фирмы Ренк гидромеханическая с блокируемым комплексным гидротрансформатором, 4- ступенчатой планетарной коробкой передач и дифференциальным двухпоточным механизмом поворота с гидрообъемной передачей. Гидротрансформатор выключается с помощью блокировочного фрикциона.
Коробка передач состоит из трех планетарных рядов с дисковыми тормозами, обеспечивающими включение I, II и III передач, и блокировочного фрикциона для включения IV передачи. Реверс включается с помощью фрикционных элементов; он дает возможность быстрого переключения с переднего на задний ход в момент когда танк еще продолжает двигаться вперед (со скоростью не более 8 км/ч). Leopard 2 Классификация основной боевой танк Боевая масса, т 55,2-62 Компоновочная схема классическая Экипаж, чел. 4 История Годы производства c 1979 - Годы эксплуатации с 1979 - Количество выпущенных, шт. более 3500 Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм 7700 Длина с пушкой вперёд, мм 9670 Ширина корпуса, мм 3700 Высота, мм 2790 Клиренс, мм 490 Бронирование Тип брони противоснарядная комбинированная Лоб корпуса, мм/град. до 550-600/700 мм против БПС/КСП в эквиваленте катаной гомогенной стали Борт корпуса, мм/град. до 100 мм против БПС/КСП Лоб башни, мм/град. до 700-750/900-1000 мм против БПС/КСП Борт башни, мм/град. до 200-250 мм против БПС/КСП Вооружение Калибр и марка пушки 120-мм Rheinmetall Rh-120 Тип пушки гладкоствольная Длина ствола, калибров 44 Боекомплект пушки 42 Прицелы лазерный прицел-дальномер EMES-15 со встроенным тепловизорным каналом, панорамный перископический PERI-R17, вспомогательный FERO-Z18 Пулемёты 2 × 7,62-мм MG-3 Подвижность Тип двигателя V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный жидкостного охлаждения Мощность двигателя, л. с. 1500 Скорость по шоссе, км/ч 72 Запас хода по шоссе, км 550 Удельная мощность, л. с./т 27,2 Тип подвески индивидуальная торсионная Преодолеваемый подъём, град. 30 Преодолеваемая стенка, м 1,1 Преодолеваемый ров, м 3,0 Преодолеваемый брод, м 0,8 (4 с ОПВТ)
|