История создания
Когда бундесвер реформировался, он имел на вооружение танки М47 и М48, оба с 90-мм пушкой. Было принято решение, что танки М47 должны быть заменены более современными танками со 105-мм пушкой, были выбраны две группы конструкторов (названные A и Б), чтобы создать прототипы машины для сравнительных испытаний. В это же время Франция создала прототипы танка AMX-30 для замены своих танков американской поставки М47. Ожидалось, что либо новый западногерманский танк, либо AMX-30 станет единым боевым танком в обеих армиях, но дело кончилось тем, что каждая из них пошла своим путем. В ФРГ продолжение работы над конструкцией группы A привело к стандартизации танка, названного «Леопард» 1. Серийное производство
Первая партия танков выпущена немецкой фирмой Krauss-Maffei Wegmann в Мюнхене в сентябре 1965 г. Всего было выпущено более 4700 машин различных модификаций. Модификации Леопард 1 (1965) — сварной корпус, литая башня. Нестабилизированная 105-мм пушка L7A3, 60 снарядов: 42 слева от водителя 3 готовых и 15 в башне (31 APDS, 26 HESH/HEP, 3 smoke). TEM-1A стереоскопический/совмешаемый прицел-дальномер (база 1720 мм) с увеличением х8 и х16. Резервный прицел TZF-1A с увеличением х8. 7.62-мм спаренный пулемет с боекомплектом 1,250. Независимый панкратический прицел командира TRP-1A с увеличением от х6 до х20. 8 стеклоблоков. Двигатель MB 833 CaM-500 мощностью 830 л.с. Два бака в моторном отделени емкостью 1010 литров (позже 985 л.). Преодолевает водные преграды глубиной 1.2 м без подготовки и 2.25 м с ОПВТ. Масса 40 т, скорость — 65 км/ч. Леопард 1А1 (1970) — программа модернизации запущенная после окончания производства Леопард 1. Система стабилизации, термозащитный кожух для орудия, гусеницы новой конструкции со съемными резиновыми подушками, замена активных инфракрасных приборов у водителя и командира на пассивные, модернизирована ОПВТ до глубины 4 м. Масса танка возросла до 41.5 т. Леопард 1А2 (1972) — Увеличена толщина брони литой башни. Улучшенная защита от ОМП. Масса возросла до 42.4 т Леопард 1А3 (1973) — Новая сварная башня с разнесенной броней (уровень защиты равен А2, но объём башни вырос). Усовершенствованный прицел командира TRP-2A. Масса 42.4 т. Леопард 1А4 (1974) — Башня как у Леопард 1A3. Новая СУО. Стабилизированный прицел командира PERI R12 и стереоскопический прицел наводчика EMES 12A1, баллистический вычислитель. Боекомплект сокращен до 55 снарядов (42 рядом с водителем и 13 в башне). Масса 42.4 т. Леопард 1А1А1 (1975) — модернизация Леопард 1А1. Усилена броня башни с помощью стальных экранов с резиновой прослойкой. Масса возросла до 42.4 т. Леопард 1А1А2, Леопард 1А2А1, Леопард 1А3А1 (1980) — соответственно Леопард 1А1А1, Леопард 1А2 и Леопард 1А3, оснащенные системой ночного видения PZB 200 с низкоуровневой телекамерой. На Леопард 1А4 она не устанавливалась. Эта система предназначалась в качестве промежуточного варианта на Leo2 до появления тепловизоров. Леопард 1А5 (1987) — модернизация 1225 танков Леопард1 А1А1. Новая СУО EMES 18 на основе EMES 15 для Леопард 2. Прицел командира TRP-1A и резервный TZF-1A сохранились. Описание конструкции
«Леопард» имеет классическую компоновку, с размещением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой, отделения управления — в лобовой и боевого отделения — в средней части машины. Экипаж танка состоит из четырёх человек: механика-водителя, командира, наводчика и заряжающего. Вооружение
Основным вооружением всех модификаций «Леопарда» является нарезная полуавтоматическая пушка L7A1 или L7A3 калибра 105 мм, производившаяся по британской лицензии. L7 имеет длину ствола в 52 калибра / 5460 мм, оборудуется эжектором для удаления пороховых газов после выстрела и снабжена быстросъёмным соединением трубы ствола с казённой частью. Орудие устанавливается в лобовой части башни на цапфах, в спаренной с пулемётом установке, позволяющей её вертикальную наводку в пределах от −9° до +20° при помощи электрогидравлического привода. Боекомплект орудия составляет, в разных случаях, от 55 до 60 унитарных выстрелов, 42 из которых располагаются в левой части отделения управления, а остальные размещаются в укладках в боевом отделении. «Леопард» способен вести огонь стандартным ассортиментом 105-мм боеприпасов НАТО, включающим выстрелы с подкалиберными стабилизированными вращением бронебойными с отделяющимся поддоном, кумулятивными, осколочно-фугасными и фугасно-бронебойными снарядами.
Вспомогательное вооружение «Леопарда» состоит из двух 7,62-мм пулемётов MG-3A1, один из которых спарен с пушкой, а другой, зенитный, размещается на турельной установке у люка командира. Общий боекомплект пулемётов составляет 5200 патронов. В некоторых вариантах зенитный пулемёт может заменяться 12,7-мм M2. Средства наблюдения и связи
Основной прицел наводчика EMES-18 совмещен с лазерным дальномером. Тепловизионный канал обеспечивает ведение стрельбы из пушки ночью на дальностях до 2000 метров. Поле зрения прицела имеет независимую стабилизацию в двух плоскостях. В танке установлены автоматическая встроенная система выверки прицела и система контроля функционирования комплекса управления огнем. Кроме основного прицела наводчика имеется вспомогательный телескопический шарнирный прицел FERO-Z12. Прицелы наводчика и командира снабжены автоматически закрывающимися шторками, исключающими кратковременное ослепление при выстреле ночью. Электронный баллистический вычислитель вырабатывает поправки на скорость цели, боковой ветер, дальность до цели, крен цапф пушки, температуру воздуха и атмосферное давление, собственную скорость танка и износ канала ствола. На танке установлен двухплоскостной стабилизатор вооружения электрогидравлического типа. В качестве вспомогательного вооружения используются два 7,62-мм пулемета (спаренный с пушкой и зенитный).
Двигатель и трансмиссия
МТО в едином блоке с трансмиссией и обслуживающими системами установлен многотопливный четырёхтактный десятицилиндровый дизель жидкостного охлаждения MB 838 СаМ-500. Масса блока — 4600 кг. Пуск двигателя производится электростартером; конструкция трансмиссии позволяет осуществлять пуск двигателя с буксира. Двухпоточная гидромеханическая трансмиссия 4НР-250 включает однореакторную комплексную гидропередачу с блокировочным фрикционом, планетарную коробку передач и механизм поворота дифференциального типа. Планетарная коробка передач с двумя степенями свободы имеет автоматическое переключение. Для управления поворотом используется штурвал. Предусмотрена возможность дублированного управления движением от командира. Кроме того, разработано устройство для дистанционного управления движением танка по кабелю или радиоканалу (например, при преодолении водных преград по дну). Для контроля функционирования агрегатов и систем силового блока имеется встроенное диагностическое оборудование. Гусеничный движитель содержит по 7 опорных и по 4 поддерживающих катка на борт, направляющие колеса с механизмом натяжения, ведущие колеса, гусеницы с резино-металлическими шарнирами. В системе подрессоривания применена торсионная подвеска с телескопическими гидроамортизаторами на 1, 2, 3, 6 и 7 узлах. Гусеница имеет обрезиненную беговую дорожку и съемные резиновые подушки. Направляющие колеса взаимозаменяемы с опорными катками. Пробег до капитального ремонта установлен 10000 километров. В танке имеется ультракоротковолновая телефонная симплексная радиостанция SEM-90 с диапазоном рабочих частот 30-80 МГц. Боевое применение
Датские «Леопарды» были развёрнуты в составе миротворческого контингента UNPROFOR в Боснии и приняли участие в нескольких столкновениях с боснийскими сербами.
Канадские «Леопарды» применяются в боевых действиях в Афганистане. Leopard 1 Классификация основной боевой танк Боевая масса, т 39,6 Компоновочная схема классическая Экипаж, чел. 4 История Годы производства 1965—2005 Годы эксплуатации с 1966 Количество выпущенных, шт. 4744 Основные операторы Размеры Длина с пушкой вперёд, мм 9540 Ширина корпуса, мм 3250 Высота, мм 2400 Клиренс, мм 440 Бронирование Лоб корпуса (верх), мм/град. 70 / 60° Лоб корпуса (середина), мм/град. 70 / 48° Лоб корпуса (низ), мм/град. 50 / 50° Борт корпуса (верх), мм/град. 35 / 40° Борт корпуса (низ), мм/град. 35 / 0° Корма корпуса, мм/град. 25 Корма корпуса (верх), мм/град. 15 / 35° Корма корпуса (низ), мм/град. 15 / 70° Днище, мм 15 Крыша корпуса, мм 10 Лоб башни, мм/град. 60 Маска орудия, мм/град. 52 / 65° Борт башни, мм/град. 60 / 30° Корма башни, мм/град. 50 / 30° Крыша башни, мм 10 Вооружение Калибр и марка пушки 105-мм L7A3 Тип пушки нарезная Длина ствола, калибров 56 Боекомплект пушки 60 Прицелы оптический стереоскопический дальномер TEM 2A, бинокулярный, монокулярный с ночным каналом и телескопический прицелы Пулемёты 2 × 7,62-мм MG-3 Подвижность Тип двигателя V-образный 10-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения Мощность двигателя, л. с. 830 Скорость по шоссе, км/ч 62 Запас хода по шоссе, км 600 Удельная мощность, л. с./т 21 Тип подвески индивидуальная торсионная Преодолеваемый подъём, град. 31 Преодолеваемая стенка, м 0,95 Преодолеваемый ров, м 3,0 Преодолеваемый брод, м 2,2 (4 с ОПВТ)
|