406-мм морская пушка Б-37 — советское корабельное орудие калибра 406,4 мм (16 дюймов). Орудиями типа Б-37 в трёхорудийных башенных установках, получивших шифр МК-1 (Морская корабельная № 1), предполагалось вооружить линейные корабли типа «Советский Союз», а на рубеже 1940—1950-х годов (в модернизированных башенных установках МК-1М) линейные корабли проекта 24. В связи с прекращением строительства линейных кораблей типа «Советский Союз» в июле 1941 года работы над созданием орудия Б-37 и башни МК-1 к нему были остановлены.
Одна из опытных пушек Б-37 в 1941—1944 годах принимала участие в обороне Ленинграда от немецких войск и в составе батареи № 1 Научно-исследовательского морского артиллерийского полигона поддерживала войска Ленинградского и Волховского фронтов на различных направлениях. За период боевых действий из пушки Б-37 был сделан 81 выстрел по войскам противника.
Предыстория разработки орудия Б-37
К 1917 году в Российской империи был освоен выпуск морских орудий калибром до 356 мм включительно[5]. С лета 1912 по начало 1918 года в техническом бюро Обуховского сталелитейного завода велось создание опытного 406/52-мм орудия (а также станка к нему и башенной установки) для перспективных линейных кораблей российского флота. Дополнительно были выполнены эскизные проекты двух-, трёх- и четырёхорудийных башен для этого орудия. Работы над созданием первой русской 406-мм корабельной пушки были остановлены при 50 % готовности опытного орудия.
В 1920-е годы производство морской артиллерии в СССР пришло в упадок, и только работы по модернизации артиллерии старых линкоров типа «Севастополь» позволили сохранить и обучить новые кадры. С 1936 года разработкой тактико-технических заданий всех советских корабельных артиллерийских установок, а также рассмотрением проектов и выдачей по ним заключений занимался Артиллерийский научно-исследовательский морской институт (сокращённо АНИМИ), которым руководил известный артиллерист и контр-адмирал (впоследствии вице-адмирал) И. И. Грен. Проектирование
Выбор 406-мм калибра для артиллерии советских линкоров типа «Советский Союз» был обусловлен наличием орудий такого же калибра на наиболее мощных линкорах зарубежных флотов. Попытки повысить калибр артиллерии главного калибра (в период Первой мировой войны) закончились неудачей и не получили дальнейшего развития. В то же время, сведения о намерениях повысить калибр перспективных иностранных линкоров сверх 406 мм в 1936 году у советского военно-морского руководства отсутствовали. В Российской империи и позднее в СССР наибольшим освоенным промышленностью для морских орудий был калибр 356 мм. Исследования, выполненные Военно-морской академией, показали, что при водоизмещении линкора 50 000 т 3×4 356-мм башни будут менее эффективными, чем 3×3 406-мм, и такими же эффективными, как 2×3 457-мм башенные установки. От применения орудий калибра 457 мм отказались, опасаясь технологических трудностей (масса одной трёхорудийной башни должна была составить до 3000 т).
Тактико-технические требования на трёхорудийную башенную установку МК-1 были разработаны сотрудниками АНИМИ летом 1936 года и позднее неоднократно корректировались. По первоначальному проекту ТТХ пушки Б-37 были следующие: вес снаряда — 1105 кг, начальная скорость — 870 м/с, дальность стрельбы — 49,8 км, угол вертикального наведения — 45°, давление в канале ствола — 3200 кг/см². Бронебойный снаряд согласно требованию тактико-технического задания должен был пробивать бортовую броню толщиной 406 мм под углом 25° от нормали на расстоянии 13,6 км. Конструкторами пушки были проведены расчёты двух вариантов нарезки в 25 и 30 калибров постоянной крутизны. Помимо этого, были разработаны два варианта ствола: скреплённый и лейнированный.
Разработка орудия Б-37 велась ленинградским заводом «Большевик» в 1937—1939 годах на основе постановления СТО при СНК СССР от 16 июля 1936 года. Качающаяся часть пушки Б-37 разрабатывалась под руководством профессора Евгения Георгиевича Рудяка, им же велось фактическое руководство работ по созданию орудия. Разработка ствола велась М. Я. Крупчатниковым (1897—1978), которого «по праву называют основоположником и практиком теории проектирования стволов крупнокалиберной артиллерии». Затвор с казёнником и уравновешивающий механизм разрабатывал Г. Волосатов. Лейнер пушки был спроектирован в НИИ-13, разработка люльки с противооткатными механизмами велась в конструкторском бюро Ленинградского металлического завода под руководством А. Толочкова. Проектирование и разработка рабочих чертежей снарядов были выполнены Ленинградским филиалом НИИ-24, взрывателей — ЦКБ-22, порохов — НИИ-6 НКБ. Окончательный вариант технического проекта орудия Б-37 был создан в сентябре 1937 года и утверждён КО при СНК СССР в начале 1938 года.
Разработка трёхорудийной башенной артиллерийской установки МК-1 была инициирована постановлением СТО при СНК СССР от 16 июля 1936 года. Технический проект башенной установки МК-1 с качающимися частями Б-37 был выполнен в апреле 1937 года. Башенная установка вместе с артиллерийскими погребами проектировалась на Ленинградском металлическом заводе имени Сталина под руководством Д. Е. Бриля. По проекту 1937 года башня оснащалась 46 электродвигателями мощностью 1132 л. с. Эскизный проект башенной установки МК-1 был завершён ЛМЗ в мае 1937 года Рабочие чертежи МК-1 были готовы к 1938 году. По воспоминаниям начальника Артиллерийского управления ВМФ генерал-лейтенанта И. С. Мушпова, один комплект этих чертежей включал в себя 30 тысяч ватманов и, будучи разложены в виде ковровой дорожки, они протянулись бы на 200 км.
Для создания орудия Б-37 использовались наработки по ранее разработанным проектам артиллерийских установок калибра 305 и 356 мм, а также данные, полученные при испытаниях опытного затвора на заводе «Большевик» и отстреле на Научно-исследовательском артиллерийском полигоне (НИАПе) опытного лейнера в 356/52-мм пушке, перестволенной в 305-мм.
С началом Великой Отечественной войны все работы по созданию пушки Б-37 и башни МК-1 были прекращены. Производство и испытания
Первое опытное орудие Б-37 было собрано на сталинградском заводе «Баррикады» (при участии Ленинградского металлического завода и завода «Большевик») в декабре 1937 — марте 1939 года и имело скреплённый ствол. Люльку со всеми механизмами качающейся части для первого орудия изготовил Новокраматорский машиностроительный завод. Всего было изготовлено 12 орудий (в том числе 11 с лейнированными стволами) и пять качающихся частей для них. К орудию была выпущена также опытная партия 406-мм снарядов (на заводе № 232 «Большевик» и брянском заводе «Красный Профинтерн»).
Планировалось ежегодно, начиная с 1 января 1942 года, поставлять ВМФ по восемь 406-мм башен МК-1 (соответственно 24 пушки Б-37). Изготовление башенной установки поручалось Ленинградскому металлическому заводу, ствола с затвором и казёнником — заводу «Баррикады», люльки с механизмами качающейся части — Новокраматорскому машиностроительному заводу. Бронебойные и фугасные снаряды для опытного и 11 малосерийных орудий изготовлял завод «Большевик», а фугасно-практические — завод «Красный Профинтерн». Взрыватели изготовлялись в ЦКБ-22 НКБ. Ни одна из башенных установок МК-1 так и не была полностью изготовлена.
С 6 июля по 2 октября 1940 года под Ленинградом правительственной комиссией во главе с И. И. Греном были проведены полигонные испытания опытного орудия Б-37 со скреплённым стволом. Руководителем испытаний был назначен старший инженер отдела испытаний НИМАП военинженер 2 ранга Семен Маркович Рейдман. Стрельба орудия производилась с опытной одноорудийной установки МП-10 («полигонного станка»), спроектированной под руководством М. А. Пономарёва. Изготовление (в начале 1940 года) и монтаж установки МП-10 на НИМАПе был произведён Новокраматорским заводом, акт об окончании её монтажа на НИМАПе был подписан 18 августа 1940 года. МП-10 установили на железобетонном основании весом 720 т, которое выдерживало отдачу при выстреле более чем в 500 т. Вместо жёсткого барабана было применено литое стальное кольцо массой 60 т и диаметром 8 м. Вращающаяся часть установки МП-10 находилась на 96 шарах диаметром 203 мм, расположенных на шаровом погоне диаметром 7460 мм. Длина станка орудия составляла 13,2 м, его высота от плоскости шарового погона — 5,8 м. Снаряды и полузаряды сгружались с грузового автомобиля на загрузочный стол МП-10, с него переносились на лоток заряжания, расположенный на оси канала. Досылку снарядов производили штатным цепным прибойником.
Всего в процессе испытаний было сделано 173 выстрела, из которых 17 усиленным зарядом. Для снаряда весом 1108 кг был подобран заряд 310,4 кг из пороха марки «406/50», начальная скорость снаряда составляла 870 м/с, давление в канале ствола при выстреле достигало 3200 кг/см². Для стрельбы с меньшей начальной скоростью (830 м/с) был подобран заряд весом 299,5 кг из пороха марки «356/52 1/39К». Скреплённый ствол выдержал все 173 выстрела.
Во время испытания приходилось прибегать к полностью нетрадиционным решениям. Так, например, для выяснения причин повышенного рассеивания снарядов при стрельбе на 25 км пришлось построить специальную баллистическую раму-мишень высотой 40 м. После очередного выстрела на раме-мишени меняли повреждённую снарядом проволочную сетку.
Правительственная комиссия признала обеспеченной живучесть ствола орудия 150 выстрелов при уменьшении начальной скорости на 4,5 %, а также посчитала, что при уменьшении начальной скорости снаряда на 10 % следует ожидать живучесть 300 выстрелов. Комиссией были отмечены повышенное рассеивание снарядов по дальности из-за некачественного пороха и ведущих поясков снаряда и неудовлетворительная прочность бронебойных снарядов.
Правительственная комиссия рекомендовала также для последующего изготовления принять лейнированный ствол, для которого внутреннее устройство выполнять по чертежам скреплённого ствола, и рекомендовала выдать задание на работы по увеличению начальной скорости до 870 м/с, что допускалось конструкцией орудия.
В целом результаты испытаний были оценены как удовлетворительные или даже успешные, качающаяся часть МК-1 с орудием Б-37 рекомендовалась комиссией для серийного изготовления с внесением некоторых конструктивных изменений. После завершения испытаний работы по доведению орудия до тактико-технического задания были продолжены. Второе опытное орудие (№ 2, с лейнированным стволом) было изготовлено в 1940 году и прибыло на НИМАП для испытания в конце этого же года.
406-мм пушка Б-37
Скреплённый ствол пушки Б-37 состоял из внутренней трубы, четырёх скрепляющих цилиндров, кожуха и казённика. Впервые в истории русской артиллерии крепление казённика на ствол осуществлялось не на резьбе, а шпильками и упорным кольцом. Замена лейнера у лейнированного ствола могла производится в условиях корабля, стоящего у причальной стенки (для этого, по предварительным оценкам, требовалось около 200 часов). Диаметр лейнера составлял от 570 до 512 мм. Затвор ствола был поршневым двухтактным с трёхступенчатой нарезкой, открывался вверх и имел пневматический уравновешивающий механизм. Приводы затвора действовали от электродвигателя или открывались/закрывались вручную. Электродвигатель привода был закреплён на кронштейне с правой стороны крышки люльки. Вес качающейся части орудия составлял 197,7 т.
Стреляющее устройство действовало на гальвано-ударном принципе[. Средствами воспламенения заряда служили гальваническая трубка ГТК-2 и ударная трубка УТ-36. Досылка боеприпаса в орудие производилась с помощью пробойника цепного типа. Вертикальную и горизонтальную наводку орудия обеспечивали гидравлические регуляторы скорости. Полная длина ствола пушки Б-37 составляла 50 калибров или 20 720 мм. Скорострельность пушки Б-37 зависела от углов возвышения при стрельбе: при углах возвышения до 14° составляла 2,5 выстрела в минуту на ствол или 1,73 выстрела в минуту при углах возвышения более 14°[ (по другим данным — 2,6 выстрела в минуту при углах возвышения до 20°, 2,5 выстрела в минуту при углах возвышения до 27,5°, 2,4 выстрела в минуту при углах возвышения до 30° и 2,0 выстрела в минуту при углах возвышения до 40°). Боекомплект каждого орудия состоял из 100 выстрелов. Живучесть ствола орудия Б-37 при давлении 3000 кг/см² в канале ствола оценивалась в 300 выстрелов. История эксплуатации
Начало Великой Отечественной войны застало одну из установок МП-10 на Научно-исследовательском морском артиллерийском полигоне под Ленинградом (Ржевка): эвакуации установка не подлежала по причине её большого веса. Существовавшая до начала войны генеральная директриса морского артиллерийского полигона не предусматривала ведения кругового обстрела находящимися на нём артиллерийскими установками, а позиции артиллерии были закрыты со стороны города 10-метровыми земляными валами. Под руководством генерал-лейтенанта И. С. Мушнова, который в начале войны являлся начальником полигона, была произведена быстрая и целенаправленная перестройка всего полигона применительно к нуждам обороны Ленинграда, установку МП-10 переоборудовали для кругового обстрела и дополнительно бронировали. Скреплённый ствол заменили лейнированным. Орудийную установку вместе с одним 356-мм и двумя 305-мм орудиями включили в состав батареи № 1 Научно-исследовательского морского артиллерийского полигона, являвшейся самой мощной и дальнобойной батареей в осаждённом Ленинграде. Командовал батареей воентехник 2-го ранга А. П. Кухарчук.
Первые боевые выстрелы из установки МП-10 были сделаны 29 августа 1941 года по району совхоза «Красный бор» на Колпинском направлении, где немецкие войска попытались прорваться к Ленинграду. Практическая скорострельность установки МП-10 в боевых действиях оказалась равной 1 выстрелу в 4 минуты. После того, как в начале 1942 года был растрачен имевшийся боезапас 406-мм снарядов (на его скорую доставку с «Большой земли» было рассчитывать нельзя), ведение огня из опытной установки пришлось временно прекратить, а производство 406-мм снарядов возобновить. Так, в 1942 году от ленинградской промышленности было получено 23, а в 1943 году — 88 406-мм снарядов.
Особо результативно 406-мм установка действовала 12 января 1943 года в известной операции «Искра», которую совместно проводили войска Ленинградского и Волховского фронтов. В январе 1944 года при проведении операции по прорыву блокады Ленинграда по немецким войскам было выпущено 33 406-мм снаряда. Попадание одного из этих снарядов в здание электростанции № 8, занятое войсками противника, вызвало полное разрушение здания. После себя 1108-килограммовый бронебойный снаряд оставил воронку диаметром 12 м и глубиной 3 м. Всего в период блокады Ленинграда из установки МП-10 был произведён 81 выстрел.
В 1950—1960-е годы башенная установка МП-10 активно использовалась для отстрела новых снарядов и испытаний качающихся частей опытных орудий. В послевоенное время было создано и рассмотрено несколько проектов использования качающейся части Б-37 в береговых башенных установках и на специальных железнодорожных транспортёрах СМ-36 с 406-мм пушкой. Под орудие проектировали снаряд с ядерным зарядом. Также рассматривалась возможность смены нарезного ствола на гладкий для стрельбы авиабомбами. Все эти проекты реализованы не были.
Единственное сохранившееся на август 2010 года орудие Б-37 в экспериментальной установке МП-10 находится на Ржевском артиллерийском полигоне под Санкт-Петербургом. После окончания Великой Отечественной войны решением командования ВМФ на этом орудии была установлена мемориальная плита, которая на 1999 год хранилась в Центральном военно-морском музее. На этой плите было начертано: 406-мм артустановка Военно-Морского Флота Союза ССР. Это орудие Краснознаменного НИМАП с 29 августа 1941 г. по 10 июня 1944 г. принимало активное участие в обороне Ленинграда и разгроме врага. Метким огнем оно разрушало мощные опорные пункты и узлы сопротивления, уничтожало боевую технику и живую силу противника, поддерживало действия частей Красной Армии Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота на Невском, Колпинском, Урицко-Пушкинском, Красносельском и Карельском направлениях.
Оценка
По оценке А. Б. Широкорада пушка Б-37 являлась лучшим в мире образцом 406-мм орудия как среди серийных, так и опытных пушек Второй мировой войны, во многом благодаря лучшим в мире баллистическим характеристикам. Орудия Б-37 были несколько более дальнобойными, чем орудия главного калибра на любом из иностранных линейных кораблей. Наличие этих орудий на линейных кораблях проекта 23 (тип «Советский Союз») должно было позволить последним считаться одними из самых мощных артиллерийских кораблей в мире, уступающим по «наступательным» возможностям только японским линкорам типа «Ямато», вооружённым девятью 460/45-мм орудиями, и недостроенным американским линкорам типа «Монтана», вооружённым двенадцатью 406/50-мм орудиями.
Артиллерийская установка МК-1 являлась этапной для отечественной промышленности, не имевшей опыта создания столь мощных артиллерийских систем. Советские специалисты создали «для своего времени первоклассное по всем характеристикам крупнокалиберное корабельное орудие, не уступавшее лучшим зарубежным образцам». История производства Разработано: 1940 Страна производства СССР Годы производства: 1940-1941 Прозводитель: «Баррикады», НКМЗ Изготовлено, ед.: 12 стволов История службы Годы эксплуатации: 1941-1945 Войны и конфликты: Великая Отечественная война Характеристики орудия Марка орудия: Б-37 Калибр, мм: 406,4 Длина ствола, мм/калибров: 20 720 / 50 Длина канала ствола, мм: 19 857 Объём каморы, дм³: 441,2 Тип затвора: поршневой двухтактный Масса ствола с затвором, кг: 136 690 Масса снаряда, кг: 1108 Начальная скорость снаряда, м/с: 830 Скорострельность, выстрелов в минуту: 2—2,6 (в зависимости от угла возвышения) Характеристики артустановки Марка артустановки: МК-1 Общая масса АУ, кг: 2364 Масса вращающейся части, кг: 2087 Радиус обметания по стволам, мм: 19 600 Расстояние между осями орудий, мм: 2890 Длина отката, мм: 1460 Угол подъёма ствола, °: −2/+45 Максимальная скорость вертикального наведения, °/с: 6,2 Максимальная скорость горизонтального наведения, °/с: 4,55 Максимальная дальность стрельбы, м: 45 670 Бронирование: противоснарядное Расчёт установки, чел.: 100 Боекомплект на ствол: 100
|