Созданию самоходной гаубицы нового поколения предшествовало большое количество научных работ и ОКР. Анализировался опыт приобретённый во время второй мировой войны при использовании самоходных артиллерийских орудий СУ-100, СУ-152, ИСУ-152.
Задание на разработку самоходной гаубицы 2С3 «Акация», официально было выдано Свердловскому машиностроительному заводу «Уралтрансмаш» постановлением ЦК КПСС и СМ СССР №609-201 от 4 июля 1967 года.
При проектировании гаубицы, рассматривалось несколько вариантов различных конструкций для использования в качестве базы. Среди них были: Объект 118 (Гусеничный минный заградитель), Объект 123 (шасси СПУ 2П24 ЗРК «Круг»), Объект 124 (шасси СНР 1С32 ЗРК «Круг»). Так же рассматривался вариант использования в качестве шасси Объекта 432 (ОБТ Т-64). После проведения исследований и анализа полученных данных, в качестве базы было рекомендовано использовать шасси производства Свердловского машиностроительного завода.
«Акация» должна была поступить на вооружение артиллерийских полков танковых и мотострелковых дивизий. Как и другие разработки того времени (2С1 «Гвоздика», 2С2 «Фиалка», 2С5 «Гиацинт»), 2С3 должна была ликвидировать отставание Советского Союза от стран НАТО в области самоходной артиллерии. Серийное производство
При проектировании серийного образца, в конструкции 2С3 были использованы детали и узлы опытных самоходных установок «Объект 105»(СУ-100П), «Объект 120» (СУ-152 «Таран», в качестве базы было использовано шасси ЗРК «Круг», башенка командира была взята с «Объекта 118» (Гусеничный минный заградитель). Описание конструкции
Самоходная гаубица 2С3 «Акация» выполнена по классической башенной схеме: сварной корпус, разделённый на три отделения: силовое (моторно-трансмиссионное), отделение управления и боевое.
Броневой корпус и башня
Моторно-трансмиссионное отделение располагается в передней части корпуса шасси справа. В нём размещены: двигатель, системы силовой установки и трансмиссия.
Боевое отделение находится в кормовой части самоходки, которое образовано из башни с полом и кормовой части корпуса с оборудованием. На днище корпуса расположена вращающаяся платформа пола, которая опирается на пять роликов и установлена на шариковом погоне. Сиденье заряжающего расположено справа от гаубицы, а наводчика - слева. Командир находится за наводчиком.
Комплект боеприпасов размещён в двух механизированных боеукладках. Для стрельбы с подачей боеприпасов с грунта в корме корпуса имеется специальный люк.
Вооружение
В качестве орудия для самоходной гаубицы 2С3 использовалась гаубица 2А33 (Д-22). Разработкой занималось ОКБ-9, в качестве базы использовалась 152-мм пушка-гаубица Д-20, изготавливалась в г. Перми на «Мотовилихинском заводе». Размещено орудие с вертикально-клиновым затвором, двухкамерным дульным тормозом и эжектором в поворотной закрытой бронированной башне.
Орудие 2А33 оснащено электромеханическим досылателем снаряда и гильзы, а также лотком-улавливателем стреляной гильзы, для облегчения работы заряжающего. Стрельба возможна только с места.
Слева на крыше башни расположена башенка командира, с установленным пулемётом ПКТ.
В настоящее время для 2С3 разработаны корректируемые снаряды «Сантиметр», для поражения бронетанковой техники в местах сосредоточения пусковых установок, долговременных оборонительных сооружений, мостов и переправ. Кроме того предусмотрено использование управляемых снарядов «Краснополь».
Двигатель и трансмиссия
В 2С3 установлен V-образный 12 цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель жидкостного охлаждения с наддувом. Трансмиссия механическая, двухпоточная, с планетарным механизмом поворота. Подвеска индивидуальная, торсионная с гидравлическими амортизаторами телескопического типа. Классификация Самоходная гаубица Боевая масса, т 27,5 Компоновочная схема Классическая Экипаж, чел. 4 История Производитель Годы производства 2С3 с 1967 по 1975 2С3М с 1975 по 1987 2С3М1 с 1987 по 1993 Годы эксплуатации с 1971 Количество выпущенных, шт. более 1600 (учитывая все модификации) Основные операторы
Размеры Длина корпуса, мм 6970 Длина с пушкой вперёд, мм 7765 Ширина корпуса, мм 3250 Высота, мм 3050 База, мм 4622 Колея, мм 2720 Клиренс, мм 450 Бронирование Лоб башни, мм/град. 30 Лоб рубки, мм/град. 30 Вооружение Калибр и марка пушки 152,4-мм 2А33 Тип пушки нарезная гаубица Длина ствола, калибров 27 Боекомплект пушки 46 Углы ВН, град. -4..+60 Углы ГН, град. 360 Дальность стрельбы, км до 17,3 Прицелы ПГ-4, ОП5-38, ТКН-3А Пулемёты 1 х 7,62-мм ПКТ Подвижность Тип двигателя В-59У
Мощность двигателя, л. с. 520 Скорость по шоссе, км/ч 60 Скорость по пересечённой местности, км/ч 25..30 Запас хода по шоссе, км 500 Удельная мощность, л. с./т 19 Тип подвески индивидуальная, торсионная с гидравлическими амортизаторами телескопического типа в подвесках 1-го и 6-го катков Удельное давление на грунт, кг/см² 0,6 Преодолеваемый подъём, град. 30 Преодолеваемая стенка, м 0,7 Преодолеваемый ров, м 3 Преодолеваемый брод, м 1
|