2С2 «Фиалка» — советская самоходная 122-мм гаубица. Представляет собой легкобронированную плавучую артиллерийскую установку, размещённую на быстроходном гусеничном легкобронированном шасси. Серийно не выпускалась.
История
Разработка 122-мм самоходной артиллерийской установки 2С2 «Фиалка» была начата по постановлению Совета Министров СССР № 609—201 от 4 июля 1967 г. Машина изначально предназначалась для вооружения воздушно-десантных войск.
Артиллерийская часть САУ разработана в ОКБ-9 и представляет собой незначительно модифицированную артсистему от САУ 2С1 «Гвоздика». Модифицированная гаубица получила индекс ГРАУ 2А32. Шасси «Фиалки» (Объект 924) изготовлено на Волгоградском тракторном заводе (главный конструктор Гавалов). Базой для него послужила боевая машина десанта БМД-1.
Описание конструкции
Корпус машины сварен из листов катаной стали небольшой толщины. Бронирование машины противопульное и обеспечивает защиту от поражения 7,62-мм винтовочной бронебойной пулей Б-32 на расстоянии 350—400 м. Верхняя лобовая плита очень сильно отклонена от вертикали — на 78 градусов, зато угол наклона нижней значительно меньше и составляет всего 50 градусов. Такое решение продиктовано стремлением увеличить объём внутреннего пространства, а также плавучесть машины. Волноотражательный щиток, лежащий при движении по суше на передней лобовой плите, служит дополнительной защитой.
Моторно-трансмиссионное отделение расположено в корме, а боевое — в передней части корпуса.
Орудие установлено в закрытой рубке. В вертикальной плоскости угол наведения орудия лежит в секторе от −3° до +70°, в горизонтальной плоскости угол наведения составляет ±15° относительно продольной оси машины. В отличие от электромеханического досылателя «Гвоздики» в «Фиалке» досылка снаряда производится пневматическим прибойником, приводы наведения ручные. В гаубице применён новый одноцилиндровый пневматический накатник, который в два раза легче, чем в «Гвоздике» и более удобен в эксплуатации.
САУ 2С2 «Фиалка» оснащена шестицилиндровым V-образным четырёхтактным дизелем жидкостного охлаждения 5Д-20, который развивает мощность 177 кВт и позволяет машине двигаться по шоссе с максимальной скоростью 60 км/ч. Двигатель сблокирован с механической трансмиссией, которая состоит из однодискового фрикциона сухого трения, пятискоростной коробки передач (одна передача заднего хода), двух бортовых фрикционов с тормозами и двух одноступенчатых планетарных бортовых передач. Все эти узлы составляют единый силовой блок. Кроме того, в моторно-трансмиссионном отделении установлены редукторы, приводящие в действие водометные движители.
В состав ходовой части гаубицы входят, применительно к одному борту, пять обрезиненных сдвоенных ребристых опорных катков, выполненных из лёгкого сплава. Роль эластичных элементов подвески выполняют гидропневматические узлы, объединённые в единую систему. В качестве упругого элемента в них используется сжатый азот, усилие на который передаётся через слой жидкости. Гидропневматическая подвеска сложнее торсионной, но имеет более выгодные характеристики по упругости в широком диапазоне нагрузок. К тому же она сочетает функции упругой рессоры, гидравлического амортизатора, гасящего колебания корпуса, и устройства изменения клиренса машины от 100 до 400 мм. Это позволяет уменьшить общую высоту машины при остановке и движении по ровной дороге, «вывешивать» её при установке на десантную платформу, уменьшать «выступающую» ходовую часть при движении на плаву.
Все элементы подвески и регулировки клиренса расположены внутри корпуса. Натяжные колеса размещаются в передней части корпуса. Изменение натяжения гусениц производится с помощью гидравлического привода. Процессом натяжения и ослабления гусениц управляет механик-водитель самоходки со своего места, не покидая машины. В ходовой части применяются мелкозвенчатые гусеницы, у которых соседние траки соединяются между собой посредством общих пальцев. В средней части траков, на их внутренней поверхности имеются направляющие гребни. Верхние ветви гусениц опираются на четыре поддерживающих ролика, причём два из них (средние) расположены снаружи от гребней, а крайние — за ними. Гусеничный ход не прикрыт защитными экранами.
2С2 имеет герметизированный корпус и преодолевает водные преграды вплавь. На плаву САУ передвигается с помощью водометного движителя с заслонками. Скорость на плаву достигает 10 км/ч.
Боевая масса «Фиалки» позволяет перебрасывать её по воздуху средствами военно-транспортной авиации. При необходимости машина может десантироваться с помощью специальной парашютной системы.
Первые три опытные гаубицы УЗТМ изготовил в феврале 1968 года. В ходе испытаний выяснилось, что шасси БМД-1 не выдерживало перегрузок при стрельбе довольно мощного 122-мм артиллерийского орудия, заимствованного от САУ «Гвоздика». Испытания были приостановлены в декабре того же года. Классификация Самоходная гаубица Боевая масса, т 10 Экипаж, чел. 4 История Производитель Годы производства 1968 Количество выпущенных, шт. 3 Размеры Длина корпуса, мм 5765 Ширина корпуса, мм 2650 Высота, мм 2180 Клиренс, мм 100..400 Бронирование Тип брони противопульная Вооружение Калибр и марка пушки 122-мм 2А32 Тип пушки нарезная гаубица Длина ствола, калибров 35 Боекомплект пушки 40 Углы ВН, град. -3..+70 Углы ГН, град. -15..+15 Дальность стрельбы, км до 15,2 Прицелы ПТ-2, ОП5-37 Подвижность Тип двигателя
Мощность двигателя, л. с. 240 Скорость по шоссе, км/ч 62 Скорость по пересечённой местности, км/ч 10 на плаву Запас хода по шоссе, км 500 Удельная мощность, л. с./т 24 Удельное давление на грунт, кг/см² 0,55 Преодолеваемый подъём, град. 35 Преодолеваемая стенка, м 0,7 Преодолеваемый ров, м 2 Преодолеваемый брод, м плавает
|