2М-3 — 25-мм двухствольная автоматическая корабельная артиллерийская установка, созданная под руководством Харыкина А.С. Является средством самообороны кораблей, может быть использован для поражения воздушных целей на наклонной дальности до 3000 м. Производство было освоено на Туламашзаводе.
Другие названия: КЗАУ 2м3
История создания
27 февраля 1945 года АНИОЛМИ (Артиллерийский научно-исследовательский опытный Ленинградский морской институт) выдал промышленности тактико-техническое задание на 25-мм спаренную палубную автоматическую установку "2М-3", предназначенную для вооружения торпедных катеров пр.183 и 184. Уточненное тактико-техническое задание было утверждено зам. Главкома ВМФ 14 марта 1947 года. Проектирование установки началось по постановлению Совета Министров №1523-549сс от 02 апреля 1949 года и велось в ОКБ-43, главный конструктор Харыкина А.С. Технический проект был разработн в 1947 году и утвержден зам. Главкома ВМФ 01 августа 1947 года. Рабочие чертежи утверждены 03 июля 1948 года. Завод-изготовитель опытного образца - Государственное союзное особое КБ № 43.
В 1949 г. было изготовлено три опытных образца: два для катера и один для полигона. Все они полигонные и корабельные испытания не выдержали, и АУ ВМС 14 декабря 1949 г. приняло решение о переработке чертежей на изготовление нового образца с соответствующими изменениями в ТТЗ.
Новые рабочие чертежи разработаны ОКБ-43 в феврале — мае 1950 г. Опытный образец 2М-3 изготовлен заводом N 535 в октябре 1950 г. Гидропривод к АУ изготовлен заводом N 46 MB по чертежам ЦНИИ-173. Этот образец прошел объединенные заводские и полигонные испытания в ноябре — декабре 1950 г. и выдержал их. Комиссия рекомендовала его на корабельные испытания.
В том же 1950 г. завод N 535 изготовил еще три опытных АУ (с автоматом 110), которые прошли государственные корабельные испытания на ТКА N 183 с 26 января по 5 марта 1952 г. Отмечена ненадежность автомата 110 и ряд других недостатков. По решению комиссии образец следовало доработать и провести повторные государственные корабельные испытания, которые успешно были проведены с 20 октября по 5 ноября 1952 г.
АУ 2М-3 с автоматом 110-ПМ была принята на вооружение постановлением СМ от 27.02.1953 г. и приказом ВММ от 5.03.1953 г. Эскизный проект автомата 110-ПМ разработан в ОКБ-16 в 1945 г. в соответствии с ТТЗ АУ ВМС. После его одобрения ОКБ-16 приступило к разработке рабочих чертежей и изготовлению опытного образца, минуя стадию технического проектирования. В период с 1946 г. по 1948 г. производилась отработка автомата на изготовленных трех образцах. В ноябре 1948 г. были начаты полигонные испытания 3-го образца. При испытаниях на 4521 выстреле произошел разрыв ствольной муфты. ОКБ-16 изготовило 4-й образец 110-ПМ, испытания которого проводились с 7 сентября 1949 г. по 19 января 1950 г. в объеме 4789 выстрелов. Испытания автомат выдержал. В 1950 г. ОКБ-16 изготовило 5-й образец с учетом всех замечаний и представило его на государственные полигонные испытания (с 8 августа по 13 декабря 1950 г.) в объеме 7201 выстрела. Автомат испытания выдержал, и был рекомендован для принятия на вооружение.
Принцип работы
Ствол автомата 110-ПМ — моноблок, запирание канала поршневое. Автоматика работает за счет энергии отката при коротком ходе ствола. Основная конструктивная особенность — принудительный откат механизма запирания в заднее положение. Тормоз отката гидравлический. Пружинный накатник надет на ствол.
Питание автомата 110-ПМ — ленточное двухстороннее (на автоматы первых серий допускали и обойменное питание, емкость обоймы — 7 патронов). Лента металлическая рассыпная, помещается в магазине с 65 патронами, общий вес — 55,07 кг. Качающаяся часть установки представляла собой 2 коробчатые люльки. Для осуществления вертикального наведения на нижней люльке имелся зубчатый сектор, входящий в зацепление с шестерней редуктора. Левая и правая связи соединяли задние концы верхней и нижней люлек и вместе с ними и станинами образовывали параллелограмм. Такая связь люлек обеспечивала равенство углов качания обеих люлек.
Вертикальное и горизонтальное наведение производилось гидроприводами. В качестве резервного средства имелось и ручное наведение, осуществляемое одним наводчиком. Охлаждение стволов при стрельбе воздушное. При замене магазинов в стволы через шланг с насадкой с казенной части подавалась вода для охлаждения. Время охлаждения водой - не менее 15 сек. Прицельное устройство установки "2М-3" состояло из механического кольцевого визира, смонтированного на параллелограммом механизме. Оно обеспечивало ведение стрельбы по воздушным и надводным целям.
Модификации
Дальнейшея модификация артустановки получила наименование "2М-3М". В этой более поздней версии К.И.Соколовым была переработана конструкция автомата, новому автомату присвоен индекс М-110. Автоматика была переведена на газоотвод, и на испытаниях автоматы давали по 470 - 480 выстрелов в минуту.
Для подводных лодок существовала "лодочная" версия этого орудия - "2М-8".Эта модификация была принята на вооружение в 1954 г., однако уже к концу 50-х годов все артиллерийское вооружение с подводных лодок было снято. Орудия были законсервированы, но, так и не найдя себе новое пристанище, в конце концов были утилизированы.
В 1949 г. завод № 535 сдал 3 установки, в 1950 - 4, в 1951 - 46, в 1952 году - 173, в 1953 году - 177, в 1954 году - 275, в 1955 году - 406, в 1956 году - 305 и в 1957 году - 252 установки. Производство "2М-3М" было прекращено в 1984 г.
Тактико-технические характеристики
Огневые характеристики: Длина ствола - 2000 мм (80 калибров) Длина установки - 2845 мм Масса установки - 1500 кг Скорость начальная - 850 м/с Скорострельность - 270-300 выстр./мин Угол ВН, град - 10/+85 Угол ГН, град - 360 Максимальная скорость наведения, град/с: вертикальная - 70,горизонтальная - 40. Масса снаряда, кг - 0,672 Заряжание: ленточное по 65 патронов.
Применение
Установки 2М-3 предназначались для вооружения БДК пр. 1171, эсминцов (пр.50);ракетных катеров пр.183Р;торпедных катеров пр.183, тральщиков пр.254м, пр.264, пр.266м,пр.1258;пр.1265; и др. Фактически артсистемами "2М - 3" и "2М-3М" во флоте СССР были вооружены более чем 30 проектов кораблей, судов и катеров. Они на долгие годы были основными средствами ПВО. Страна производства СССР Прозводитель: Тульский машиностроительный завод История службы Состояло на вооружении: СССР Россия Характеристики орудия Калибр, мм: 25 Длина ствола, мм/калибров: /80 Начальная скорость снаряда, м/с: 900 Принцип заряжания: гидропривод/ручное Скорострельность, выстрелов в минуту: 270-300 Характеристики артустановки Общая масса АУ, кг: 1500 Угол подъёма ствола, °: +85° Максимальная дальность стрельбы, м: 3000 м (эффективная) Расчёт установки, чел.: 2
|