152-мм пушка образца 1935 года (Бр-2, индексы ГАУ — 52-П-550 и 52-П-551) — советская пушка большой мощности калибра 152,4 мм периода Второй мировой войны. Это орудие было первым по времени создания и самым многочисленным серийно производившимся образцом советской тяжёлой пушечной артиллерии в 1935—1945 годах. Орудие отличалось оригинальной компоновкой — использовался гусеничный лафет, единый для ещё двух мощных артиллерийских систем. Несмотря на небольшое количество произведённых орудий и ряд недостатков, пушка приняла участие в Великой Отечественной войне, была модернизирована после её окончания и долгое время стояла на вооружении Советской армии. Уже в конце XIX века в артиллерии ведущих стран мира появился класс дальнобойных пушек большой и особой мощности, предназначенных для контрбатарейной стрельбы, обстрела важных объектов в ближнем тылу противника, разрушения особо прочных долговременных фортификационных сооружений. Практически все такие орудия в армии Российской империи были импортного производства, и к окончанию Гражданской войны они морально устарели и физически износились. Поэтому руководство СССР, не имея в 1920-х годах возможности по приобретению такого рода вооружений за рубежом, отдало приказ о разработке практически с нуля пушек и гаубиц большой мощности.
Пушка Б-10
Работы по созданию дальнобойных длинноствольных 152-мм пушек для артиллерии резерва главного командования (АРГК) была начаты в СССР 21 сентября 1929 года, когда артиллерийское управление (АУ) выдало ленинградскому заводу «Большевик» (бывший Обуховский завод) тактико-технические требования (ТТТ) на новое орудие. Первый ствол нового орудия, получившего индекс Б-10 (все орудия завода «Большевик» имели индекс, состоящий из буквы «Б» и цифрового обозначения), был готов в апреле 1932 года. 10 мая того же года начались полигонные испытания пушки, пока ещё без штатного лафета. С ноября 1932 года по октябрь 1934 года проводились повторные полигонные испытания первых двух образцов орудия на штатном лафете, а в 1935 году — войсковые испытания новой артсистемы. Испытания выявили ряд недостатков нового орудия, к наиболее серьёзным из них относились: низкая скорость вертикального наведения (ВН); невысокая скорострельность; низкая живучесть.
В результате система испытания не выдержала.
Как следствие, было решено орудие Б-10 на вооружение не принимать (тем более, что уже были готовы более совершенные орудия Б-30 и Бр-2), а два изготовленных опытных образца использовать для различных экспериментов. В частности, ствол № 1 был перенарезан для стрельбы снарядами с готовыми нарезами, а ствол № 2 — для стрельбы полигональными снарядами. Кроме того, была предпринята попытка увеличить скорость ВН установкой электропривода, впервые в истории отечественных сухопутных орудий. Все эксперименты закончились неудачно — нарезные и полигональные снаряды обладают рядом специфических недостатков (что было выяснено в ходе испытаний на отечественных полигонах ещё в XIX веке), а обеспечить плавную наводку с помощью электропривода не удалось — для этого нужна была муфта Дженни, как на приводах морских орудий. Военные моряки также заинтересовались возможностью использования Б-10 в береговой обороне, были созданы проекты буксируемой и самоходной установок, последняя на базе танка Т-28. Проект буксируемой установки получил индекс Б-25 и дошёл до стадии заводских испытаний, однако в итоге был отклонён по причине ряда трудно устранимых недостатков и отказа армейского руководства от принятия на вооружение Б-10.
Концептуальные особенности Б-10 — баллистические характеристики и гусеничный лафет — перешли в проекты последующих орудий Б-30 и Бр-2.
Выбор между Б-30 и Бр-2
В 1930-х годах АУ предприняло попытку создания триплекса большой мощности — 203-мм гаубицы, 152-мм пушки и 280-мм мортиры на едином лафете. Использование единого лафета давало ряд преимуществ — существенно удешевлялась и упрощалась разработка, производство и эксплуатация орудий. Разработкой триплекса занимались конкурирующие конструкторские бюро двух заводов — ленинградского «Большевик» и сталинградского «Баррикады».
Проект завода «Большевик» получил название Б-30 (иногда использовался индекс Б-10-2-30). Новое орудие представляло собой наложение несколько изменённого ствола орудия Б-10 на гусеничный лафет 203-мм гаубицы Б-4. Первая пушка Б-30 прибыла на полигон 21 июля 1935 года. По результатам войсковых испытаний, орудие было рекомендовано к принятию на вооружение, при условии устранения выявленных недостатков. В конце 1936 года на заводе «Большевик» была изготовлена партия из шести орудий, одно из которых было установлено на опытной самоходной установке СУ-14. Пушки Б-30, как и Б-10, использовались для проведения серии экспериментов, касающихся различных систем нарезки стволов. Так, испытывалась система нарезки фирмы «Ансальдо» переменной глубины, а также опять же стрельба снарядами с готовыми нарезами. Все испытания завершились неудачно. Также были изготовлены стволы для Б-30 увеличенной длины (55 калибров) и нормальной длины, но с углублённой нарезкой. В итоге, Б-30 на вооружение принята не была. Судьба выпущенных орудий до настоящего времени остаётся неясной.
Проект завода «Баррикады» получил название Бр-2 (буквы «Бр» и цифровой индекс в названии несли все орудия, разработанные на этом заводе). Как и Б-30, данное орудие представляло собой наложение ствола Б-10 на лафет Б-4. От Б-З0 орудие отличалось устройством ствола (скреплённый вместо свободной трубы), наличием уравновешивающего механизма и незначительными изменениями в ударном механизме затвора. Опытный образец Бр-2 прибыл на полигон 9 декабря 1931 года. Орудие полигонные испытания не прошло по причине неуравновешенности, низкой скорострельности, тугого запирания затвора и ряда других проблем. Тем не менее, вопреки рекомендации полигона, АУ направило Бр-2 на войсковые испытания, которые проходили с 7 по 24 марта 1936 года и были прекращены по причине разрушения орудия. Комиссии обеих полигонов отдавали предпочтение Б-30, однако по неясным причинам руководство АУ выбрало для принятия на вооружение Бр-2. Известный историк отечественной артиллерии А. Б. Широкорад полагает, что данный выбор носил субъективный характер, и отмечает, что причастные к этому решению руководители АУ впоследствии были привлечены к ответственности.
Производство
Пушки Бр-2 серийно производились на сталинградском заводе «Баррикады» с 1937 по 1940 год. Всего было выпущено не менее 37 орудий, в том числе часть орудий (по всей вероятности опытные образцы) были выпущены до 1937 года. В 1937 году было выпущено 7 пушек с мелкой нарезкой, впоследствии выпускались только пушки с глубокой нарезкой. В 1938 году орудия не выпускались, в 1939 году было выпущено 4 пушки, в 1940 году — ещё 23, на чём серийное производство Бр-2 было закончено.
Служба и боевое применение
Пушки Бр-2 предназначались для поражения различных объектов в ближнем тылу противника — командных пунктов высокого уровня, складов, полевых аэродромов, железнодорожных станций, скоплений войск, дальнобойных батарей, а также разрушения фортификационных сооружений вертикального типа стрельбой прямой наводкой.
Орудия Бр-2 или Б-30 участвовали в Советско-финской войне, при этом одно орудие было потеряно. По состоянию на июнь 1941 года, всего в РККА имелось 37 пушек Бр-2 (по другим данным — 38 пушек), в войсках же находилось 28 орудий, входивших в состав одного тяжёлого пушечного полка РВГК и двух отдельных батарей (последние находились в Архангельском военном округе для использования в целях береговой обороны). Остальные орудия находились на складах и полигонах, в основном это были пушки с мелкой нарезкой и опытные орудия. О боевом применении пушек Бр-2 известно очень мало, в частности, имеются сведения об их использовании в Курской битве. Также эти орудия имелись в артиллерийской группе 8-й гвардейской армии в апреле 1945 года, пушки использовались для поражения целей на Зееловских высотах в ходе Берлинской наступательной операции. В 1944 году было израсходовано 9,9 тыс. выстрелов к Бр-2 (на Ленинградском (7,1 тыс. выстрелов), 1-м Прибалтийском и 2-м Белорусском фронтах), в 1945 году — 3036 выстрелов, в 1942 и 1943 годах расход снарядов данных орудий не фиксировался. Вероятно, в Великой Отечественной войне орудия этого типа потерь не несли, поскольку к 1 мая 1945 года в частях РВГК числилось столько же орудий, сколько их было на начало войны — 28. Данный факт связан с очень осторожным использованием орудий большой мощности, а также их своевременной эвакуацией в 1941 году из западных районов страны в тыл.
Модернизированные орудия Бр-2М находились на вооружении как минимум до 1970-х годов. Оценка проекта
Пушку Бр-2, как и другие орудия триплекса большой мощности, трудно признать удачным образцом. Во многом этот факт связан с недостатком опыта молодой советской конструкторской школы, которая заняла одну из ведущих позиций в мире лишь к самому концу 1930-х — началу 1940-х годов, после длинного пути, включавшего создание не самых удачных образцов и широкое заимствование передового зарубежного опыта. Проектирование же орудий большой и особой мощности, ввиду большой сложности данных систем, представляло особую трудность по сравнению с иными классами артиллерийских систем. Недостаточный опыт в этой области и слабое использование зарубежных наработок сильно препятствовали советским конструкторам в их деятельности.
Главной проблемой Бр-2, как и всего триплекса, стал гусеничный лафет. Его конструкция задумывалась как обеспечивающая высокую проходимость при движении по целине или пашне, что в теории позволяло повысить живучесть орудия за счёт быстрой смены огневой позиции в неразобранном виде. В реальности использование гусеничного лафета привело к громоздкости и очень низкой мобильности всей системы как в неразобранном, так и в разобранном виде. Возможности манёвра огнём были сильно ограничены углом горизонтальной наводки (ГН) всего лишь в 8°. Для поворота пушки силами расчёта за пределы угла ГН требовалось не менее 25 минут. Сама необходимость разборки орудия на походе и наличие отдельной ствольной повозки не способствовали мобильности и живучести системы. Орудие с трудом перемещалось самыми мощными из имеющихся отечественных тягачей, в случае же условий плохой проходимости (распутица, гололёд) данная система фактически теряла подвижность. Таким образом, орудие имело плохую маневренность во всех отношениях.
Среди других недостатков орудия необходимо отметить невысокую скорострельность. Живучесть ствола, несмотря на все модернизации, также оставляла желать лучшего. Поспешность с запуском недостаточно испытанной системы в серийное производство привела к тому, что и без того немногочисленная артсистема разделилась на две серии, различавшиеся нарезкой ствола и используемыми боеприпасами.
Проблемы с орудиями большой и особой мощности отечественного производства вынудили руководство страны обратиться к испытанному пути — использованию передового зарубежного опыта. В 1938 году с фирмой «Шкода» был заключён договор на поставку опытных образцов и технической документации для двух мощных артсистем — 210-мм пушки и 305-мм гаубицы, получивших в производстве индексы Бр-17 и Бр-18.
Главной же проблемой всей советской тяжёлой пушечной артиллерии было крайне малое число выпущенных пушек. По состоянию на июнь 1941 года, РККА располагала лишь 37—38 пушками Бр-2, включая полигонные образцы и малобоеспособные орудия с мелкой нарезкой, а также 9 пушками Бр-17, к которым в начале войны отсутствовали боеприпасы.
Для сравнения, вермахт имел сразу несколько типов мощных 150-мм пушек — K.16 (28 орудий), SKC/28 (не менее 45 орудий), K.18 (не менее 101 орудия) и K.39 (53 орудия). Все они представляли собой высокомобильные артиллерийские системы на колёсном ходу с мощной баллистикой. Например, 150-мм пушка K.18 обладала следующими тактико-техническими характеристиками: походная масса 18 310 кг, боевая — 12 930 кг, угол ГН — 360° на платформе или 11° с раздвинутыми станинами, скорострельность — 2 выстр/мин, максимальная дальность стрельбы — 24 740 м. Очевидно, что K.18 при одинаковой с Бр-2 дальности стрельбы качественно превосходило отечественную пушку по всем остальным параметрам. Также немецкие пушки имели существенно больший ассортимент боеприпасов, включавший в себя три разновидности осколочно-фугасных снарядов: бетонобойный, бронебойный и полубронебойный снаряды. Единственным преимуществом Бр-2 можно назвать несколько более мощный осколочно-фугасный снаряд, содержащий на 1 кг больше взрывчатки по сравнению с немецким аналогом. Даже более тяжёлые по массе 170-мм пушки на мортирном лафете K.18 Mrs.Laf. (выпуск за 1941—1945 года — 338 орудий), стрелявшие снарядом массой 68 кг на расстояние 29,5 км, превосходили по подвижности Бр-2.
Также представляет интерес сопоставление характеристик Бр-2 с американским тяжёлым 155-мм орудием M1 «Длинный Том». Последняя пушка была разработана, как и Бр-2, в середине 1930-х годов, имела ствол длиной в 45 калибров, дульную скорость в 853 м/с. Несмотря на то что «Длинный Том» уступал Бр-2 в максимальной дальности стрельбы почти на 2 км (23,2 км против 25 км), он же имел массу в походном положении в 13,9 т (в боевом ещё меньше), что было почти на 4,5 тонны меньше боевой массы Бр-2. Кроме того, американская пушка монтировалась на колёсном лафете особой конструкции с раздвижными станинами, у которого колёса поднимались при стрельбе, а опорой служила специальная платформа, опускающаяся на грунт. По сравнению с откатывающимся назад при стрельбе гусеничным лафетом Бр-2, это позволяло существенно выиграть в точности огня; кроме того, сектор горизонтальной наводки составлял 60°. Неразборность, мобильность «Длинного Тома» вместе с наличием мощных тягачей и высокой точностью стрельбы явно ставит Бр-2 в невыгодное положение даже при меньшей дальности стрельбы «Длинного Тома» по сравнению с Бр-2.
Калибр, мм 152,4 Экземпляры не менее 37 Расчёт, чел. 15 Скорострельность, выстр/мин 0,5 Скорость возки по шоссе, км/ч до 15 (в раздельном виде) Высота линии огня, мм 1920 Ствол Длина ствола, мм/клб 7170/47,2 Длина канала ствола, мм/клб 7000/45,9 Масса Масса в походном положении, кг 13 800 (лафетная повозка с передком), 11 100 (орудийная повозка) Масса в боевом положении, кг 18 200 Габариты в походном положении Длина, мм 11 448 (в боевом положении) Ширина, мм 2490 (в боевом положении) Высота, мм ? Клиренс, мм 320 (лафетная повозка), 310 (орудийная повозка) Углы обстрела Угол ВН, град от 0 до +60° Угол ГН, град 8°
|