Орудие было получено путём дальнейшей модернизации 152-мм осадной пушки образца 1910 года, изначально разработанной во Франции фирмой-производителем вооружений «Шнейдер» (Schneider) для Российской империи (первая модернизация 152-мм пушки была проведена в 1930 году, и её результатом была 152-мм пушка образца 1910/30 годов). 152-мм пушка обр. 1910/34 гг. представляла собой достаточно мощное и дальнобойное орудие с большим максимальным углом возвышения (45°). По этой причине оно может быть классифицировано как пушка-гаубица.
Ствол 152-мм пушки обр. 1910/34 гг. состоял из трубы, кожуха, соединительной гайки и дульного тормоза. Орудие оснащалось поршневым затвором, гидравлическим тормозом отката и гидропневматическим накатником. Лафет орудия был взят почти без изменений от 122-мм пушки обр. 1931 г. (А-19). Лафет имел раздвижные станины, металлические колеса с грузошинами, пластинчатые рессоры. Автоматическое выключение подрессоривания при разведении станин отсутствовало. Возка орудия осуществлялась нераздельно.
История создания
В ходе первой модернизации 152-мм осадной пушки образца 1910 года удалось несколько улучшить характеристики орудия, но остались неустранёнными такие недостатки как низкая мобильность, малые углы горизонтального наведения. Новая модернизация представляла собой попытку решения этих проблем путём наложения ствольной группы орудия на достаточно современный для того времени лафет 122-мм пушки А-19. Опытный экземпляр орудия был отправлен на полигонные испытания 26 мая 1934 года, испытания продолжались в два этапа до 16 января 1935 года, после чего орудие было направлено на войсковые испытания. Испытания в целом пошли успешно, и орудие было принято на вооружение как 152-мм пушка обр. 1910/34 гг. и запущено в серийное производство. Интересно, что даже в официальных документах существовал разнобой в названии орудия, поскольку достаточно большой угол возвышения давал основание причислить орудие к гаубицам. На этапе опытной разработки орудие называлось сначала 152-мм гаубицей обр. 1932 г., затем — 152-мм гаубицей обр. 1934 г. Последнее название нередко использовалось и позднее в официальной документации.
Производство
Производство 152-мм пушек обр. 1910/34 гг. началось в 1934 году на Пермском заводе. В 1934 году было сдано 3 орудия, в 1935 году — ещё три, к 1 января 1937 года было изготовлено 125 пушек, в 1937 году — ещё 150 пушек, на чём их производство было прекращено. Всего было изготовлено 275 орудий. Боевое применение
Вероятно, это орудие использовалось в ходе советско-финской войны, но точных сведений об этом нет. К началу Великой Отечественной войны имелось, по разным источникам, 146 либо 275 шт. Орудие безусловно принимало участие в боевых действиях, однако по причине малочисленности каких-либо подробностей его боевого применения обнаружить не удалось. Оценка проекта
152-мм пушка обр. 1910/34 гг. являлась серьёзной модернизацией орудия периода Первой мировой войны. Новый современный лафет с раздвижными станинами существенно повысил мобильность орудия, переход на нераздельную возку сильно снизил время, необходимое для перевода орудия из походного положения в боевое и обратно. Сильно вырос угол горизонтального наведения, что улучшило возможности орудия по манёвру огнём, также стала возможна стрельба по танкам. Благодаря увеличению на 5° угла ВН несколько увеличилась дальность стрельбы. В то же время орудие имело ряд недостатков — отсутствие подрессоривания передка, что ограничивало скорость возки; отсутствие автоматического отключения подрессоривания; совмещение подъёмного и уравновешивающего механизма в одной системе, что приводило к очень низкой скорости ВН; низкая технологичность некоторых узлов орудия, в частности, верхнего станка. Также и угол возвышения в 45° считался недостаточным. В результате совершенствование орудия продолжилось, что привело в итоге к созданию 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20. На начало Второй мировой войны 152-мм пушка обр. 1910/34 гг. являлась достаточно современным орудием, вполне способным выполнять все боевые задачи, которые ставились перед орудиями её класса.
Калибр, мм 152,4 Экземпляры 275 Расчёт, чел. 9 Скорострельность, выстр/мин 3—4 Скорость возки по шоссе, км/ч до 20 Высота линии огня, мм 1485 Ствол Длина ствола, мм/клб 4405/29 (без дульного тормоза) Длина канала ствола, мм/клб 4240/27,9 Масса Масса в походном положении, кг 7820 (с передком) Габариты в походном положении Длина, мм 8100 (с передком) Ширина, мм 2340 Высота, мм 1990 Клиренс, мм 335 Углы обстрела Угол ВН, град от −4 до +45° Угол ГН, град 58°
|