Орудие было получено путём модернизации 152-мм осадной пушки образца 1910 года, изначально разработанной во Франции фирмой-производителем вооружений «Шнейдер» (Schneider) для Российской империи. 152-мм пушка обр. 1910/30 гг. представляла собой достаточно мощное и дальнобойное орудие с большим максимальным углом возвышения (40°). По этой причине оно может быть классифицировано как пушка-гаубица.
Ствол 152-мм пушки обр. 1910/30 гг. состоял из трубы, кожуха, соединительной гайки и дульного тормоза. Орудие оснащалось поршневым затвором, гидравлическим тормозом отката и гидропневматическим накатником. Лафет однобрусный, колёса металлические дисковые с грузошинами. Возка пушки осуществлялась раздельно (ствол снимался с лафета и транспортировался на отдельной ствольной повозке). Время перехода из походного положения в боевое составляло 10—15 минут, из боевого в походное — до 23 минут. Орудие имело щит толщиной 7 мм.
История создания
Проект модернизации орудия был составлен в конструкторском бюро Главного артиллерийского управления (КБ ГАУ). Главной задачей модернизации было увеличение дальности стрельбы до 18 км. Модернизация включала в себя следующие мероприятия: расточена (удлинена) камора; введён дульный тормоз; короткий откат уменьшен с 1000 мм до 950 мм; удлинена стрела к передку лафета до 2000 мм; перенесена вперёд на 50 мм цапфенная обойма.
В 1930 году модернизированное орудие было принято на вооружение под официальным названием «152-мм пушка обр. 1910/30 гг.».
Производство
Производство 152-мм пушек обр. 1910/30 гг. началось в 1930 году на заводе «Красный Путиловец». Позднее к производству орудий этого типа были подключены заводы «Баррикады» и «Большевик». Кроме выпуска новых орудий, осуществлялась также переделка 152-мм осадных пушек обр. 1910 г. К 1 ноября 1936 года все имеющиеся в наличии 152-мм осадные пушки обр. 1910 г. были доведены до уровня 1910/30 гг. Однако проведённые мероприятия по усовершенствованию не решили проблему низкой мобильности орудия, поэтому уже через четыре года последовала повторная модернизация — была разработана 152-мм пушка образца 1910/34 годов. В 1935 году производство 152-мм пушек обр. 1910/30 гг. было прекращено. Боевое применение
Вероятно, это орудие использовалось в ходе советско-финской войны, но точных сведений об этом нет. К началу Великой Отечественной войны имелось, по разным источникам, 121 либо 150 шт. Орудие безусловно принимало участие в боевых действиях, однако по причине малочисленности каких-либо подробностей его боевого применения обнаружить не удалось.
Тем не менее, всего две 152-мм пушки обр. 1910/30 гг. сыграли огромную роль в Великой Отечественной войне. 27 августа 1942 года немецкий тяжёлый крейсер (более известный как «карманный линкор») «Адмирал Шеер» предпринял рейд на стратегически важный порт Северного морского пути Диксон, надеясь потопить находящиеся там суда, вывести его на долгое время из строя и посредством высадки десанта захватить документы и карты, содержавшие очень интересовавшую руководство Кригсмарине информацию. Однако рейдер натолкнулся на развёрнутую всего за сутки до этого береговую батарею №569 из двух 152-мм пушек обр. 1910/30 гг. Именно они стали главной силой защитников Диксона. Командиром батареи был лейтенант Н. М. Корняков, причём для обслуживания орудий пришлось прибегнуть к помощи местных гражданских, поскольку некомплект личного состава батареи превышал 50%. Около 01:45 по московскому времени, когда СКР-19 «Дежнёв» уже был выведен из строя огнём «Шеера» и был посажен на мель экипажем во избежание гибели корабля, а командир рейдера капитан цур зее Меендсен-Болькен готовился к высадке десанта, батарея №569 вступила в бой. Немцы отметили её огонь как довольно точный — всплески ложились в 500—2000 метрах от рейдера, оценив калибр снарядов как 130 миллиметровый. Причём стрельба велась не имевшими опыта борьбы с надводными целями артиллеристами без дальномера на дистанции около 30 кабельтовых (6 км). Согласно судовому журналу «Шеера» попаданий в него не было. Несмотря на упоминания о них в поздних советских источниках, подобное представляется крайне маловероятным с точки зрения артиллерийского дела. Всего батареей №569 было выпущено в первой фазе боя 43 снаряда, но и этого оказалось достаточным, чтобы Меендсен-Болькен отказался от высадки десанта. Ещё 4 выстрела она сделала впоследствии в условиях крайне плохой видимости, которые также не причинили вреда рейдеру.
Причиной отказа немцев от высадки десанта стала вполне здравая мысль о том, что при приближении к берегу точность огня необнаруженной ими батареи значительно возрастёт, что могло бы стать фатальным не только для десантной партии, но и для самого рейдера. В схожих условиях при высадке десанта в Осло-фьорде при захвате Норвегии в 1940 году «антикварными» норвежскими батареями был потоплен тяжёлый крейсер «Блюхер». Таким образом, Диксон был спасён от разрушения, не прекратилось и движение судов по Северному морскому пути, что имело значение высшей важности в условиях тяжёлой обстановки лета 1942 года. Оценка проекта
152-мм пушка обр. 1910/30 гг. являлась не очень значительной модернизацией орудия периода Первой мировой войны, сохранив главные его недостатки — неподрессоренный колёсный ход и раздельную возку ствола и лафета, что сильно снижало подвижность орудия. Конструкцию однобрусного лафета, сильно снижавшую углы горизонтальной наводки орудия, также необходимо признать явно устаревшей. Таким образом, к началу Великой Отечественной войны это орудие явно не отвечало современным требованиям. Баллистические характеристики орудия были вполне удовлетворительны; отмеченные недостатки орудия заставили продолжить модернизацию орудия, затрагивавшую главным образом лафет при неизменной ствольной группе. Таким образом появилась 152-мм пушка обр. 1910/34 гг., а затем — знаменитая гаубица-пушка МЛ-20.
Калибр, мм 152,4 Экземпляры 152 Расчёт, чел. 9 Скорострельность, выстр/мин 2—4 Скорость возки по шоссе, км/ч до 12 (до 7 — на дисковых колёсах без подрессоривания) Высота линии огня, мм 1600 (1842 — на дисковых колёсах) Ствол Длина ствола, мм/клб 4335/29 (без дульного тормоза) Длина канала ствола, мм/клб 3304/21,7 Масса Масса в походном положении, кг 5104 (орудийная повозка) + 4694 (лафет) Габариты в походном положении Длина, мм 6808 (орудийная повозка, с дышлом) + 8700 (лафет с передком) Ширина, мм 1542 (орудийная повозка) + 2450 (лафет) Высота, мм ? Клиренс, мм 500 Углы обстрела Угол ВН, град от −5 до +40° Угол ГН, град 4°30′
|