МИР ОРУЖИЯ \ Энциклопедия оружия 
Понедельник, 27.01.2020, 03:10

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | МИР ОРУЖИЯ СПИСОК | Регистрация | Вход

Главная » 2011 » Февраль » 20 » 152-мм гаубица образца 1938 года (М-10)
00:58
152-мм гаубица образца 1938 года (М-10)

152-мм гаубица образца 1938 года (М-10, индекс ГАУ — 52-Г-536) — советская гаубица периода Второй мировой войны. Это орудие серийно выпускалось с 1939 по 1941 год включительно, использовалось в течение всей Великой Отечественной войны и состояло на вооружении Рабоче-крестьянской Красной армии (позже Советской армии) до конца 1950-х годов. Трофейные гаубицы М-10 были приняты на вооружение немецкого вермахта и армии Финляндии; захваченные орудия активно использовались в боях Второй мировой войны. Финские военные были настолько удовлетворены возможностями М-10, что в послевоенное время не снимали её с вооружения вплоть до 2000 года. В настоящее время все уцелевшие гаубицы М-10 служат памятниками или музейными экспонатами.

История создания

К началу 1930-х годов руководству РККА стало очевидно, что состоящие на её вооружении тяжёлые 152-мм гаубицы обр. 1909 и 1910 гг. периода Первой мировой войны устарели и не удовлетворяют современным требованиям к орудиям такого класса. Основными недостатками этих орудий являлись:
низкая мобильность из-за отсутствия подрессоривания;
малые углы наведения, особенно горизонтального, что обуславливалось устаревшей конструкцией однобрусного лафета;
недостаточная дальность стрельбы по причине небольшой длины ствола и недостаточного угла возвышения.

Некоторые недостатки попытались устранить путём модернизации этих орудий (152-мм гаубица образца 1909/30 годов и 152-мм гаубица образца 1910/37 годов), однако бо́льшая часть проблем так и осталась нерешённой вследствие устаревшей конструкции лафета и ствольной группы. В то же время РККА испытывала большу́ю потребность в мощных 152-мм гаубицах, которые в тот период входили в том числе и в состав дивизионной артиллерии. Осознавая невозможность быстрого решения задачи собственными силами (российская конструкторская школа была сильно ослаблена Революцией и Гражданской войной), советское руководство попыталось решить эту проблему, заключив в 1930 году договор с Германией о поставке современных образцов артиллерийского вооружения. Немецкая сторона, представленная обществом «БЮТАСТ» (подставной организацией фирмы «Рейнметалл (Rheinmetall)», обязалась поставить в СССР ряд современных артиллерийских систем, лицензии на их производство и оказать содействие в освоении их серийного выпуска. Сделка была выгодна обеим сторонам — СССР получал самые современные образцы артиллерийского вооружения, а Германия, скованная рамками Версальского договора, получала возможность сохранить передовые позиции в области создания артиллерийских вооружений.

В числе закупаемых артсистем были и тяжёлые гаубицы, получившие в СССР названия 152-мм мортира образца 1931 года (НМ) и 152-мм гаубица обр. 1931 года (НГ). Первое орудие представляло собой достаточно оригинальную конструкцию, одновременно сочетавшую в себе свойства пушки, гаубицы и мортиры. Вторая же артсистема являлась классической тяжёлой гаубицей достаточно современной на тот момент конструкции — орудие имело раздвижные станины, ствол длиной 25 калибров с горизонтальным клиновым затвором и дульным тормозом, подрессоренный колёсный ход с металлическими колёсами на резиновых шинах. НГ имела мощную баллистику с дальностью стрельбы порядка 13 км (аналогичный показатель советских гаубиц того периода не превышал 9 км). Орудие было принято на вооружение, его производство было поручено Мотовилихинскому механическому заводу (ММЗ). В 1932 году завод не смог сдать приёмке ни одной гаубицы, в декабре 1933 года было сдано 4 гаубицы, в 1934 году — ещё 4, на чём их производство было прекращено. Основной причиной такого решения являлась низкая технологичность орудия, не соответствовавшая уровню имевшейся производственной базы (на ММЗ гаубицы собирались полукустарным способом). В первой половине 1930-х годов советская промышленность была ещё не вполне способной освоить в производстве современные сложные орудия — помимо гаубицы НГ не удалось наладить выпуск крайне нужных 20-мм и 37-мм немецких зенитных автоматов, а также 122-мм гаубицы «Лубок». Кроме того, существовала ещё одна веская причина для снятия НГ с производства — орудие имело большую массу в походном положении — 5445 кг, что очень затрудняло его возку лошадьми, а механическая тяга в то время в РККА была развита очень слабо. Однако даже неудачный результат оказался полезным — советские инженеры и технологи в ходе попытки освоения серийного производства НГ ознакомились с конструкцией современных артсистем. Через несколько лет полученный ценный опыт был реализован на практике.
 

В 1937 году на заводе № 172 в Мотовилихе (бывший МЗМ) в КБ под руководством Ф. Ф. Петрова начинается проектирование новой гаубицы современной конструкции. Технический проект нового орудия был отправлен в Артиллерийское управление 1 августа 1937 года, первый опытный образец был готов 2 ноября 1937 года, после чего начались его заводские испытания. На полигонные испытания 25 июля 1938 года были поданы уже два опытных образца, имевших между собой существенные отличия — гаубица № 303 имела ствол длиной 20 калибров с нарезкой прогрессивной крутизны, а гаубица № 302 — ствол длиной 25 калибров с нарезкой постоянной крутизны. Проводившиеся с 19 по 23 октября 1938 года полигонные испытания выявили преимущество гаубицы с длиной ствола 20 калибров, имевшей лучшую кучность при той же дальности стрельбы. В то же время полигонные испытания гаубица не выдержала — были выявлены недостаточная прочность верхнего станка, ненадёжность подрессоривания, течь тормоза отката, низкое качество колёс. Разработчику было предложено исправить недостатки и отправить орудие на войсковые испытания. На войсковые испытания, проходившие дважды (в начале 1939 года и с 22 декабря 1939 года по 10 января 1940 года), был подан доработанный вариант М-10 с удлинённым на 2,3 калибра стволом, что обеспечило полное сгорание заряда. Также в 1939 году был создан опытный образец М-10 с картузным заряжанием, однако дальше заводских испытаний этого образца дело не пошло. В итоге ещё до полного завершения войсковых испытаний 29 сентября 1939 года М-10 была принята на вооружение под официальным наименованием «152-мм дивизионная гаубица обр. 1938 г.». Впоследствии прилагательное «дивизионная» было опущено из официального наименования орудия.

Производство

Серийное производство М-10 велось с 1939 года только на заводе № 172 в Перми. В 1939 году было выпущено 4 гаубицы, в 1940 году — 685 и в 1941 году — 833. В связи с исключением 152-мм гаубиц из состава дивизионной артиллерии и упразднением стрелковых корпусов летом — осенью 1941 года производство орудия было завершено «за отсутствием надобности». Кроме того, производились качающиеся части М-10Т для вооружения танков КВ-2 в количестве около 340 шт. (334 серийных КВ-2 и небольшое количество прототипов и опытных машин).

одификации

Помимо стандартного буксируемого варианта, в 1940—1941 годах под названием 152-мм танковая гаубица обр. 1938/40 гг. (М-10Т, индекс ГАУ — 52-ПТ-536) выпускалась модификация орудия, предназначенная для установки в башню тяжёлого танка КВ-2. От базовой конструкции ствольной группы М-10 это орудие отличалось меньшей длиной ствола, более слабой баллистикой с целью уменьшения отдачи и длины отката, а также рядом других изменений. По своим характеристикам орудие М-10Т фактически уже не было гаубицей, поскольку его угол возвышения не превышал 18°.

Также в единственном экземпляре был построен опытный вариант гаубицы М-10 с картузным заряжанием. Его заводские испытания прошли в 1939 году, но дальнейшего развития эти работы не получили.

Организационно-штатная структура
 

По штату 1939 года в стрелковой дивизии имелся гаубичный полк с дивизионом 152-мм гаубиц (12 шт.). В июле 1941 года гаубичный полк из состава дивизии был исключён. Также до лета 1941 года дивизион 152-мм гаубиц имелся в моторизованной и танковой дивизиях. В корпусной артиллерии в 1941 году 152-мм гаубиц по штату не было (их заменяли гаубицы-пушки МЛ-20). В составе стрелковых корпусов в 1944 году имелись артиллерийские полки пятибатарейного состава (20 орудий), в состав которых наряду с другими орудиями входили и 152-мм гаубицы. В составе артиллерии резерва Верховного Главного Командования (РВГК) в течение всей войны были гаубичные полки (48 гаубиц) и тяжёлые гаубичные бригады (32 гаубицы). Полки и бригады могли объединяться в артиллерийские дивизии.

Боевое применение

На 1 июня 1941 года 152-мм гаубиц обр. 1938 г. имелось, по разным источникам, 1128 или 1058 шт. С первых же дней Великой Отечественной войны это орудие вступило в бой. Гаубица использовалась для стрельбы с закрытых позиций по окопанной и открыто расположенной живой силе противника, его фортификациям и заграждениям, важным объектам в его ближнем тылу. Большой угол горизонтальной наводки и достаточно мощная баллистика позволяли орудию успешно бороться с танками. Однако в ходе летних боёв 1941 года гаубицы М-10 понесли большие потери (в западных военных округах перед войной было 773 таких орудия, практически все они были потеряны) и в том же году их серийное производство было прекращено. Уцелевшие М-10 использовались в течение всей войны.

М-10 за рубежом
 

Значительное количество орудий этого типа было захвачено вермахтом в 1941 году. Гаубица была принята на вооружение немецкой армии под индексом 15,2 cm s.F.H.443(r). Финская армия с 1941 года захватила 45 гаубиц M-10 и ещё 57 купила в Германии в 1944 году. В финской армии ими комплектовались 5 тяжёлых артиллерийских батальонов, активно участвовавших в боях (боевые потери летом 1944 года составили 7 орудий). Финны весьма высоко оценили это орудие, отметив как недостаток лишь достаточно большую массу. После окончания войны гаубица М-10 продолжала состоять на вооружении финской армии до 2000 года, когда все орудия этого типа были изъяты со складов. В 1980-х годах финны даже рассматривали возможность модернизации орудия, но в итоге отказались от этой идеи в пользу приобретения в объединённой Германии 152-мм пушек-гаубиц Д-20 из запасов бывшей армии ГДР.

Оценка проекта

На момент принятия на вооружение орудие М-10 было современным образцом, отвечающим всем предъявляемым РККА требованиям к тяжёлым гаубицам. При сравнении с зарубежными аналогами М-10 как минимум не уступает лучшим мировым образцам. Для сравнения, наиболее массовая немецкая 150-мм тяжёлая полевая гаубица s.F.H.18 имела максимальную дальность стрельбы 13 325 м, превосходя М-10 почти на километр; но одновременно была на тонну тяжелее (походная масса 5510 кг), что сильно ограничивало её подвижность. Обладающую отличными характеристиками (дальность стрельбы 12 500 м, масса в походном положении 3500 кг) более совершенную гаубицу s.F.H.36 немцам в крупносерийное производство запустить не удалось. Чехословацкая 150-мм гаубица K4 (немецкое название s.F.H.37[t]) имела дальность стрельбы 15 750 м и массу 5730 кг, существенно превосходя М-10 по дальности стрельбы, но при этом сильно уступая в мобильности (это орудие ближе к мощным гаубицам-пушкам). То же самое можно сказать про 149-мм итальянскую гаубицу фирмы «Ансальдо» (14 250 м, 5500 кг) и американскую 155-мм гаубицу M1 (14 600 м, 5800 кг). Французские 155-мм гаубицы Шнейдера обр. 1917 г. уступали М-10 как по дальности стрельбы (11 200 м), так и по массе (4300 кг), и к началу Второй мировой войны явно устарели, как и британские 6-дюймовые гаубицы Виккерса, созданные в 1915 году. Сравнение с более поздней 152-мм гаубицей Д-1 показывает, что оба орудия имели свои преимущества и недостатки — при одинаковой баллистике Д-1 была на тонну легче, но имела на 15° меньший угол горизонтальной наводки, а также была снабжена дульным тормозом, сильно демаскирующим орудие при стрельбе.

Тем не менее, в 1941 году, после начала войны, серийное производство М-10 было прекращено. Обычно причинами этого называется следующее:
Больша́я масса гаубицы М-10, которая затрудняла её использование в дивизионной артиллерии;
Сложившееся к 1941 году мнение, что для корпусной артиллерии мощность М-10 недостаточна;
Неотлаженный технологический процесс выпуска М-10 и её трудное освоение в войсках;
Отсутствие надобности в таком орудии при оборонительных боях 1941 года.
 
152-мм гаубица обр. 1938 г. (М-10) в Музее инженерных войск и артиллерии в Санкт-Петербурге

Однако эти аргументы уязвимы для критики. Безусловно, для дивизионного орудия М-10 была тяжела, но летом 1941 года все 152-мм гаубицы были исключены из дивизионной и корпусной артиллерии. Ссылки на недостаточную мощность М-10 также не очень убедительны — принятая на вооружение в 1943 году гаубица Д-1 имела аналогичную с М-10 баллистику, и её мощность для корпусной артиллерии считалась вполне достаточной. Более того, в корпусной артиллерии состояли и существенно менее мощные орудия — например, 107-мм пушки обр. 1910/30 гг.. К 1941 году М-10 уже почти два года выпускалась крупной серией и, соответственно, была отлажена в производстве. В обороне тяжёлые гаубицы вполне могут использоваться для контрбатарейной стрельбы, постановки заградительного огня, огневой мощи М-10 даже при стрельбе осколочно-фугасными снарядами или шрапнелью «на удар» (не говоря уже о бетонобойных снарядах) было достаточно против любого образца бронетехники вермахта в 1941 году. Также надо учитывать, что в 1941 году РККА не вставала в глухую оборону, а при каждом удобном случае пыталась перейти в наступление либо контратаковать.

Известный российский военный историк М. Свирин предлагает следующие причины снятия этого орудия с производства:
дефицит мощных тягачей, способных эффективно осуществлять буксировку М-10;
высокая металлоёмкость и сложность в производстве лафета;
сложность ремонта и обслуживания орудия;
занятость заводов № 9 и 172 мобилизационными заданиями по массовому производству других орудий — гаубиц М-30 и гаубиц-пушек МЛ-20, потеря завода № 352; в результате М-10 стало негде выпускать.

Также стоит отметить, что после исключения летом 1941 года 152-мм гаубиц из состава дивизионной артиллерии и упразднения корпусной артиллерии (вместе с корпусами) М-10 фактически потеряла назначение. Тяжёлые орудия в тот период концентрировались в частях РВГК, где уже находилась гаубица-пушка МЛ-20, с которой М-10 конкурировать не могла. Однако в 1943 году, с формированием корпусной артиллерии, вновь возникла потребность в 152-мм гаубицах, которую пришлось удовлетворять разворачиванием производства нового орудия — гаубицы Д-1, представляющей собой «гибрид» ствольной группы М-10 и лафета М-30. Однако производство Д-1 началось лишь в конце 1943 года и носило мелкосерийный характер — за 1943—1944 годы было произведено всего 342 орудия. В результате корпусная артиллерия РККА столкнулась с острым дефицитом орудий, который пришлось удовлетворять (да и то далеко не полностью) в основном за счёт 107-мм пушек обр. 1910/30 гг., существенно менее мощных чем Д-1 и М-10. Учитывая это, прекращение производства М-10 стоит признать в целом негативным обстоятельством для Красной армии, хотя освободившиеся производственные мощности после сворачивания её выпуска внесли большой вклад в оснащение дивизионной артиллерии РККА современной отличной гаубицей М-30.

Интересные факты о М-10
Как и у других орудий калибра 152 мм, работа заряжающего и подносчика в расчёте была очень тяжёлой — требовалось в одиночку переносить снаряды массой свыше 40 кг.
Снаряды 53-ОФ-530, которые были разработаны в конце 1930-х годов для гаубицы М-10, пригодны для стрельбы из более современных гаубиц, состоящих на вооружении Российской армии.
Метод изготовления бетонобойных снарядов для гаубицы М-10 влиял на их боевые характеристики: снарядом 53-Г-530Ш можно было стрелять на полном (самом мощном) заряде, а снарядом 53-Г-530 — категорически запрещалось, во избежание его разрыва в канале ствола орудия. Максимально дозволенным для 53-Г-530 зарядом был первый, соответственно начальная скорость и глубина углубления в бетон у него были меньше, чем у 53-Г-530Ш.
Первоначально танк КВ-2 предполагалось вооружить устаревшей короткоствольной гаубицей, но впоследствии для самой современной на тот момент машины решили использовать самую современную и мощную 152-мм гаубичную артсистему, которой и была М-10.

Калибр, мм 152,4
Экземпляры 1522
Расчёт, чел. 10
Скорострельность, выстр/мин 3—4
Скорость возки по шоссе, км/ч до 35
Высота линии огня, мм 1300
Ствол
Длина ствола, мм/клб 3700/24,3
Длина канала ствола, мм/клб 3527/23,1
Масса
Масса в походном положении, кг 4550
Масса в боевом положении, кг 4150
Габариты в походном положении
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм 305
Углы обстрела
Угол ВН, град от −1 до +65°
Угол ГН, град 50°


Категория: полевая гаубица | Просмотров: 2160 | Добавил: ucoz | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

каталог оружия
зенитная пушка [28]
полевая гаубица [20]
корабельная пушка [38]
противотанковая пушка [22]
Полевая, средняя, лёгкое и тяжёлая артиллерия [35]
лёгкий танк [112]
Крупнокалиберный патрон [2]
миномёт [15]
средний танк [101]
Орудия большой и особой мощности [9]
Реактивная система залпового огня [19]
Машины разведки и управления [13]
Машины из состава Зенитный ракетный комплекс (ЗРК) [14]
Противотанковое ружьё [12]
Реактивная артиллерия [2]
Самоходные гаубицы и миномёты [105]
орудие / пусковая установка [2]
тактический ракетный комплекс [6]
Противотанковые САУ [46]
автоматическая пушка [17]
Противотанковый ракетный комплекс [8]
Револьвер [35]
Танковые орудия [6]
автоматы [103]
Пулемёты [87]
патроны [11]
Прочие автоматы [2]
Бронеавтомобиль [123]
Тяжёлый танк [67]
автоматическое ружьё \ автоматическая винтовка \ дробовик [65]
Бронетранспортёры [98]
Гранатомет [50]
Оптический прицел [4]
Зенитные самоходные установки (ЗСУ) [28]
Ракеты [50]
Малые танки [1]
снайперская винтовка [98]
Основные боевые танки [66]
пистолет-пулемёт [85]
пистолет [139]
Автоматно-гранатомётные комплексы [8]
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина (БРЭМ) [16]
Бронированные тягачи \ Артиллерийский тягач [26]
танкетка [13]
Вездеходы [3]
истребитель [1]
Гранаты [16]
плавающий танк [22]
Переносной зенитно-ракетный комплекс (ПЗРК) [6]
Специальные средства нелетального действия [1]
Огнемёты [6]
Управляемая авиабомба [2]
Холодное оружие [6]
Винтовки [28]
Авиабомбы [11]
Пневматическое оружие [10]
подствольный гранатомёт [3]
Подводное оружие [1]
Инженерные машины [28]
Железнодорожная артиллерия [2]
Гранатомёты ружейно-пистолетного типа [2]
Безоткатное противотанковое орудие [2]
Истребители танков [26]
Мины [2]
Боевая машина пехоты БМП [49]
Газовое оружие [6]
Колёсные автомобили военного назначения \ Полугусеничные транспортёры [3]
Зенитно-ракетные комплексы [17]
Мотоциклы военного назначения [3]
Ружьё [13]
Колюще-рубящее [3]
Лук и Арбалет [1]
Боевая машина [1]
боевая машина поддержки танков/ ракетный танк [10]
Ударно-раздробляющее [4]
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ВОЕННАЯ ТЕХНИКА [1]
Другое оружие [71]
Оперативно-тактический ракетный комплекс [3]

Календарь
«  Февраль 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28

статистика

Друзья сайта
Вам Скучно? То гда Вам Сюда!
  • МЕГА СБОРНИК САМОДЕЛОК
  • ОНЛАЙН ТЕЛЕВИДЕНИЕ
  • ОНЛАЙН РАБОТА
  • БРОНЕ ТЕХНИКА
  • Смотреть онлайн кино бесплатно
  • ИЗОБРЕТЕНИЯ И ИЗОБРЕТАТЕЛИ
  • МИР ОРУЖИЯ
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Самоделки
  • ВКУСНО С НАМИ
  • Блог о Все и не очем
  • Архив знаний
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Фотоальбомы
  • энциклопедия авиации
  • Игры Денди Sega Онлайн
  • Сделай сам
  • New Wiki
  • Энцеклопедия кораблей
  • Железнодорожный транспорт
  • Доисторическая Европа
  • Динозавры
  • Дирижабли
  • Цивилизация майя
  • Древний Восток
  • Скучать некогда
  • Читаем книги онлайн
  • Создай свой блог сам


  • Copyright MyCorp © 2020
    Сделать бесплатный сайт с uCoz