МИР ОРУЖИЯ \ Энциклопедия оружия 
Суббота, 20.04.2024, 05:43

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | МИР ОРУЖИЯ СПИСОК | Регистрация | Вход

Главная » 2011 » Февраль » 20 » 152-мм гаубица образца 1909/30 годов
00:48
152-мм гаубица образца 1909/30 годов

Орудие было получено путём модернизации русской 152-мм крепостной гаубицы образца 1909 года времён Первой мировой войны, изначально разработанной французской оружейной фирмой «Шнейдер». Оно представляло собой классическую короткоствольную гаубицу, предназначенную для стрельбы под углами возвышения преимущественно от +20 до +41° выстрелом с раздельным заряжанием. Гаубица оснащалась затвором поршневого типа (открывание и закрывание затвора производилось поворотом рукоятки в один приём), гидравлическим компрессором веретённого типа и гидропневматическим накатником. Противооткатные устройства собраны в салазки под стволом и откатывались вместе с ним, дульный тормоз отсутствует.


Подъёмный механизм секторного типа (у гаубиц ранних выпусков — два сектора, поздних выпусков — один сектор). Ствольная группа монтируется на однобрусном лафете без подрессоривания колёсного хода. Колёса деревянные, но с 1937 года часть гаубиц получила металлические колеса с резиновой грузошиной. Передок бескоробковый, колеса передка деревянные или металлические.

История создания

В конце 1920-х годов советское военное руководство приняло решение модернизировать стоявшие на вооружении орудия времён Первой мировой войны. Основной целью модернизации было увеличение дальности стрельбы. Модернизация затронула и достаточно многочисленную 152-мм крепостную гаубицу образца 1909 года. В конце 1920-х годов с орудием был проведён ряд опытов, призванных выяснить его модернизационный потенциал. В частности, было установлено, что начальная скорость снаряда у гаубицы может быть увеличена до 395 м/с (при больших значениях возникал риск повреждения лафета). Также в 1930 году на заводе «Большевик» проводились опыты по установке на гаубицу дульного тормоза. Проект модернизации орудия был разработан в 1930—1931 годах на Пермском заводе. Первоначально модернизация заключалась только в удлинении зарядной каморы до 340 мм (при этом на казённый срез и кожух наносилась надпись «удлинённая камора»). На орудиях последних выпусков также вводились следующие изменения:
на затворе введена отдельная боевая втулка;
в люльке изменён упор штоков;
подъёмный механизм сделан односекторным.

Некоторые гаубицы получили металлические колеса с резиновой грузошиной.

Модернизированное орудие было принято на вооружение под официальным наименованием «152-мм гаубица обр. 1909/30 гг.»

Производство

Производство орудия велось на Пермском заводе с 1931 по 1941 год. Всего было выпущено 2188 гаубиц.

Эти и последующие табличные данные взяты из книги Широкорада А. Б. «Энциклопедия отечественной артиллерии», см. раздел Литература

Кроме нового производства, в гаубицы обр. 1909/30 гг. было переделаны 362 гаубицы обр. 1909 г. Переделкой орудий занимался Киевский арсенал (возможно, количество переделанных орудий было большим, поскольку, согласно некоторым источникам, сумма вновь произведённых и переделанных орудий меньше фактического наличия орудий данного типа к июню 1941). С 1940 года орудие заменяется в серийном производстве новой 152-мм гаубицей образца 1938 года (М-10).

Организационно-штатная структура
 

По штату 1939 года, в стрелковой дивизии имелся гаубичный полк с дивизионом 152-мм гаубиц (12 шт.). В июле 1941 года гаубичный полк из состава дивизии был исключён. Также дивизион 152-мм гаубиц имелся в моторизованной дивизии и танковой дивизии, также до лета 1941 года. В корпусной артиллерии в 1941 году 152-мм гаубиц по штату не было (их заменяли гаубицы-пушки МЛ-20). С конца 1943, при восстановлении корпусного звена, в состав корпусной артиллерии был включён артиллерийский полк пятибатарейного состава (20 орудий), в состав которого, наряду с другими орудиями, входили и 152-мм гаубицы. К 1 июня 1944 года корпусная артиллерия насчитывала 192 152-мм гаубицы.

В составе артиллерии РВГК в течение всей войны были гаубичные полки (48 гаубиц) и с 1943 года тяжёлые гаубичные бригады (32 гаубицы). Полки и бригады могли объединяться в артиллерийские дивизии.

Служба и боевое применение
 

152-мм гаубица образца 1909/30 годов долгое время была самой многочисленной в Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА). Гаубица принимала участие в боях на реке Халхин-Гол (при этом шесть орудий было потеряно) и советско-финской войне 1939—1940 гг. На 1 июня 1941 года 152-мм гаубиц обр. 1909/30 гг. имелось, по разным источникам, 2432[3], или 2607[4], или 2611[5] шт. Для сравнения, новых гаубиц М-10 было, по разным источникам, 1058—1128 шт. 152-мм гаубица обр. 1909/30 года активно использовалась в боевых действиях, однако орудия этого типа понесли большие потери в 1941—1942 годах. Это, наряду с прекращением выпуска гаубиц М-10 и мелкосерийностью новых гаубиц Д-1, привело к острому дефициту 152-мм гаубиц в середине — конце войны. Сохранившиеся орудия использовались до конца войны (в частности, в экспозиции Артиллерийского музея в Санкт-Петербурге имеется гаубица этого типа, стрелявшая по Рейхстагу).

152-мм гаубица образца 1909/30 гг. за рубежом
 

В 1941—1942 годах немецкой армией было захвачено некоторое количество этих гаубиц, принятых на вооружение вермахта под индексом 15,2 cm s.F.H.445(r). Для трофейных советских орудий в феврале 1943 года немцы даже наладили производство осколочно-фугасных снарядов весом 46 кг. Большая часть таких орудий использовалась немцами в береговой обороне.

Финская армия захватила 14 таких гаубиц в Зимней войне и ещё 85 орудий в начальный период советско-финской войны 1941—1944 гг. Орудия активно использовались в боевых действиях (потери составили 14 гаубиц в 1944 году). Финские солдаты оценили простоту, удобство и надёжность орудия, однако отмечали, что для конной тяги орудие слишком тяжело, а механическая тяга из-за отсутствия подрессоривания ограничена небольшой скоростью. На вооружении финской армии (в учебных частях) гаубица состояла до 1980-х годов.

Устройство гаубицы было весьма несложным, что позволило хорошо освоить это орудие в строевых частях, где оно пользовалось большой популярностью. Однако максимальная дальность стрельбы около 10 км для корпусного орудия была уже недостаточной даже по меркам межвоенного времени. Неустранённые в ходе модернизации малая скорость транспортировки и недостаточные углы обстрела (как по горизонтали, так и по вертикали) привели к постепенной замене гаубиц обр. 1909/30 гг. на более современные орудия того же калибра и назначения М-10.

Однако орудие М-10 было гораздо сложнее по конструкции и его производство разворачивалось с большим трудом (во второй половине 1941 года его выпуск и вовсе прекратился), поэтому к началу Великой Отечественной войны гаубицы образца 1909/30 гг. вместе с 152-мм гаубицами 1910/30 гг. были самыми распространёнными среди гаубиц шестидюймового калибра в Красной армии. Они использовались в течение всей войны, и только в 1943 году они начали заменяться более современными 152-мм гаубицами Д-1.

Оценка проекта
 
152-мм гаубица обр. 1909/30 гг. в Артиллерийском музее, Санкт-Петербург. Вид слева-сзади

152-мм гаубица обр. 1909/30 гг. являлась не очень значительной модернизацией орудия периода Первой мировой войны и в целом сохранила большую часть недостатков, присущих орудиям того периода. Главными недостатками орудия являлись:
неподрессоренный колёсный ход, сильно ограничивающий подвижность орудия;
устаревшая конструкция однобрусного лафета, сильно ограничивающая углы наводки (особенно горизонтальной).

Короткий ствол обуславливал невысокую дальность стрельбы, по которой это орудие существенно уступало своему главному противнику — немецкой тяжёлой гаубице 15 cm s.F.H.18 (8,8 км против 13,3 км). Низкая подвижность орудия ограничивала его использование в условиях маневренной войны. При выходе к огневым позициям танков противника 152-мм гаубицы обр. 1909/30 гг. становились почти полностью беззащитными. К началу Второй мировой войны это орудие стало безусловно устаревшим, хотя на момент начала производства вполне удовлетворяла предъявляемым требованиям.

В то же время гаубица отличалась простотой, прочностью и надёжностью. Орудие было очень лёгким (боевая масса более чем на тонну меньше, чем у М-10, и почти на 2,5 тонны меньше, чем у 15 cm s.F.H.18, что при использовании наиболее распространённой как в РККА, так и в вермахте конной тяги давало несомненные преимущества), быстро (за 30—40 секунд) переводилось из походного положения в боевое. Благодаря этим качествам, орудие пользовалось большой популярностью в РККА.

Взятый военным руководством СССР курс на модернизацию старых орудий следует признать правильным. В то время СССР ещё не был способен создавать новые современные орудия. Так, 152-мм гаубица обр. 1931 г. «НГ», созданная под руководством немецких специалистов, не пошла в массовое производство. Удовлетворительную современную 152-мм гаубицу советским инженерам удалось создать лишь в 1938 году.


Калибр, мм 152,4
Экземпляры 2550—2611
Расчёт, чел. 8
Скорострельность, выстр/мин 5—6
Скорость возки по шоссе, км/ч до 12 (с оттянутым стволом, на металлических колёсах)
Высота линии огня, мм 1314
Ствол
Длина ствола, мм/клб 2160/14
Длина канала ствола, мм/клб 1996/13,1
Масса
Масса в походном положении, кг 3270
Масса в боевом положении, кг 2810
Габариты в походном положении
Длина, мм 5835
Ширина, мм 1890
Высота, мм 1920
Клиренс, мм 580
Углы обстрела
Угол ВН, град от 0 до +41°
Угол ГН, град 2°50′

Категория: полевая гаубица | Просмотров: 1578 | Добавил: ucoz | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

каталог оружия
зенитная пушка [28]
полевая гаубица [20]
корабельная пушка [38]
противотанковая пушка [22]
Полевая, средняя, лёгкое и тяжёлая артиллерия [35]
лёгкий танк [112]
Крупнокалиберный патрон [2]
миномёт [15]
средний танк [101]
Орудия большой и особой мощности [9]
Реактивная система залпового огня [19]
Машины разведки и управления [13]
Машины из состава Зенитный ракетный комплекс (ЗРК) [14]
Противотанковое ружьё [12]
Реактивная артиллерия [2]
Самоходные гаубицы и миномёты [105]
орудие / пусковая установка [2]
тактический ракетный комплекс [6]
Противотанковые САУ [46]
автоматическая пушка [17]
Противотанковый ракетный комплекс [8]
Револьвер [35]
Танковые орудия [6]
автоматы [103]
Пулемёты [87]
патроны [11]
Прочие автоматы [2]
Бронеавтомобиль [123]
Тяжёлый танк [67]
автоматическое ружьё \ автоматическая винтовка \ дробовик [65]
Бронетранспортёры [98]
Гранатомет [50]
Оптический прицел [4]
Зенитные самоходные установки (ЗСУ) [28]
Ракеты [50]
Малые танки [1]
снайперская винтовка [98]
Основные боевые танки [66]
пистолет-пулемёт [85]
пистолет [139]
Автоматно-гранатомётные комплексы [8]
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина (БРЭМ) [16]
Бронированные тягачи \ Артиллерийский тягач [26]
танкетка [13]
Вездеходы [3]
истребитель [1]
Гранаты [16]
плавающий танк [22]
Переносной зенитно-ракетный комплекс (ПЗРК) [6]
Специальные средства нелетального действия [1]
Огнемёты [6]
Управляемая авиабомба [2]
Холодное оружие [6]
Винтовки [28]
Авиабомбы [11]
Пневматическое оружие [10]
подствольный гранатомёт [3]
Подводное оружие [1]
Инженерные машины [28]
Железнодорожная артиллерия [2]
Гранатомёты ружейно-пистолетного типа [2]
Безоткатное противотанковое орудие [2]
Истребители танков [26]
Мины [2]
Боевая машина пехоты БМП [49]
Газовое оружие [6]
Колёсные автомобили военного назначения \ Полугусеничные транспортёры [3]
Зенитно-ракетные комплексы [17]
Мотоциклы военного назначения [3]
Ружьё [13]
Колюще-рубящее [3]
Лук и Арбалет [1]
Боевая машина [1]
боевая машина поддержки танков/ ракетный танк [10]
Ударно-раздробляющее [4]
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ВОЕННАЯ ТЕХНИКА [1]
Другое оружие [71]
Оперативно-тактический ракетный комплекс [3]

Календарь
«  Февраль 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28

статистика

Друзья сайта
Вам Скучно? То гда Вам Сюда!
  • МЕГА СБОРНИК САМОДЕЛОК
  • ОНЛАЙН ТЕЛЕВИДЕНИЕ
  • ОНЛАЙН РАБОТА
  • БРОНЕ ТЕХНИКА
  • Смотреть онлайн кино бесплатно
  • ИЗОБРЕТЕНИЯ И ИЗОБРЕТАТЕЛИ
  • МИР ОРУЖИЯ
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Самоделки
  • ВКУСНО С НАМИ
  • Блог о Все и не очем
  • Архив знаний
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Фотоальбомы
  • энциклопедия авиации
  • Игры Денди Sega Онлайн
  • Сделай сам
  • New Wiki
  • Энцеклопедия кораблей
  • Железнодорожный транспорт
  • Доисторическая Европа
  • Динозавры
  • Дирижабли
  • Цивилизация майя
  • Древний Восток
  • Скучать некогда
  • Читаем книги онлайн
  • Создай свой блог сам


  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz