152-мм гаубица «Мста-Б» (Индекс ГРАУ — 2А65, по классификации НАТО — M1987) — российская/советская буксируемая 152-мм гаубица, предназначена для уничтожения тактических средств ядерного нападения, артиллерийских и миномётных батарей, танков и других бронированных средств, разрушения полевых фортификационных и других оборонительных сооружений, подавления живой силы и огневых средств, пунктов управления, средств противовоздушной и противоракетной обороны.
Для обеспечения автоматизированного управления огнём артиллерийских дивизионов, вооружённых буксируемыми гаубицами "Мста-Б" разработаны комплексы "Фальцет" и "Капустник".
Пушка стоит на вооружении России и ряда стран СНГ.
История создания Этот раздел не завершён.
152 мм гаубица «Мста-Б» разработана под руководством Главного конструктора — Г. И. Сергеева (особое конструкторское бюро Производственного объединения «Баррикады» (ОКБ-221), ныне ЦКБ «Титан»).
НИОКР по созданию буксируемой 152 мм гаубицы «Мста-Б» начались в 1976 году. Цель разработки: повышение дальности стрельбы, скорострельности, увеличение угла вертикального наведения, повышение эффективного действия снаряда у цели, маневренности и других характеристик по сравнению с орудиями МЛ-20, Д-1, Д-20.
Основное внимание при проектировании уделялось обеспечению высоких показателей кучности стрельбы гаубицы за счёт конструктивных мероприятий. Компоновка основных узлов гаубицы реализована с учётом обеспечения стабильности возмущающих моментов, действующих при стрельбе. На этапе проектирования и отработки орудия было проведено исследование по выбору оптимального сочетания геометрических и конструктивных параметров снаряда, что позволило обеспечить улучшенные аэродинамические характеристики нового осколочно-фугасного снаряда и устойчивость на траектории, несмотря на значительную длину и дальнобойную форму снаряда.
В 1986 году 152 мм гаубица «Мста-Б» была принята на вооружение Сухопутных войск.
Серийное производство началось в 1987 году, в настоящее время находится на вооружении Российской армии и некоторых стран СНГ.
В гаубице реализованы следующие конструктивные решения: трёхкамерный дульный тормоз эффективностью до 63%; двухскоростные механизмы наведения, обеспечивающие углы вертикального наведения до 70° и наведение по горизонту при уклонах до 5°; механизм заряжания с бросковым пружинным досылателем снарядов, взводящихся от откатных частей и направляющим лотком, с приводом от затвора; автоматическое отключение подрессоривания колёс при разведении станин.
Устройство и характеристики
Артиллерийская часть гаубицы 2А65 «Мста-Б» имеет конструкцию аналогичную артчасти 152-мм самоходной гаубицы 2С19 «Мста-С» (Индекс ГРАУ 2А64) и отличаются только наличием у 2А64 эжектора для удаления пороховых газов из канала ствола после выстрела.
Буксируемая гаубица 2А65 выполнена по классической схеме артиллерийского орудия. Она имеет снабжённый трёхкамерным литым дульным тормозом и полуавтоматическим вертикальным клиновым затвором ствол-моноблок длиной 53 калибра, смонтированные над стволом гидропневматические противооткатные устройства (тормоз отката с жидкостным охлаждением и накатник), верхний станок со щитовым прикрытием для защиты расчёта и механизмов гаубицы от пуль и мелких осколков, подъёмный (двухскоростной, секторного типа), поворотный (двухскоростной, винтовой) и уравновешивающий механизмы, а также нижний станок с двумя станинами коробчатого сечения и двухколесную ходовую часть. На нижнем станке лафета смонтирован специальный поддон, на который с помощью гидравлического домкрата опускается орудие при переводе его из походного положения в боевое. На концах коробчатых станин смонтированы вспомогательные металлические катки, с помощью которых орудие может быть повернуто для стрельбы в любом нужном положении (без изменения положения станин угол равен 52°). В вертикальной плоскости подъёмный механизм верхнего станка обеспечивает наведение орудия на цель в диапазоне углов от -3,5° до +70°.
Для повышения скорострельности и снижения утомляемости номеров расчёта орудие оснащено двумя пружинными досылателями броскового типа для досылки снарядов и зарядов.
При переводе орудия в походное положение поддон поднимается и крепится к стволу и люльке, станины сдвигаются и соединяются с прицепным устройством тягача. Штатным средством транспортировки гаубицы является армейский грузовой автомобиль "Урал-4320″ с колёсной формулой 6×6. Подрессоренный колёсный ход орудия позволяет буксировать его по шоссе со скоростью до 80 км/час, а на пересеченной местности — до 20 км/час.
Расчёт — 8 человек. Страна СССР Годы выпуска Выпущено, шт. Массогабаритные характеристики Калибр, мм 152,4 Длина ствола, клб 53 Масса в боевом положении, кг 6800 кг Масса в походном положении, кг Углы обстрела Возвышения (макс.), ° 70 Снижения (мин.), ° -3 Горизонтальный, ° +-27 Огневые возможности Макс. дальность стрельбы, км 24,7 км (для 3ОФ45) Скорострельность, выстр./мин 7 - 8
|