Работы по «Валентайну» стартовали в самом начале 1938 года. Проект был частной инициативой фирмы «Виккерс» и поэтому не имел официального проектного «A»-обозначения, в отличие от других британских танков. Отправной точкой для создания «Валентайна» послужили три ранее созданные фирмой «Виккерс» машины — крейсерские танки Mk I (A9) и Mk II (A10), а также пехотный танк «Матильда Mk I» (A11). Новый танк проектировался как пехотный, но в то же время предполагалось использовать на нём удачные решения, применённые на крейсерских танках, а также как можно большее количество их узлов и агрегатов. Вертикальное бронирование планировалось оставить 60-мм, как и на A11, но вооружение должно было по сравнению с последним возрасти с пулемёта до 40-мм пушки в двухместной башне. Чтобы при заданном уровне бронирования не допустить чрезмерного возрастания массы танка, что повлекло бы за собой невозможность использования ходовой части и моторно-трансмиссионной установки A10, конструкторам «Валентайна» пришлось пойти на максимальное ужатие габаритов будущего танка. Получившийся в результате танк сложно было однозначно отнести к пехотным или к крейсерским танкам — к 1940 году его бронирование было несколько заниженным по меркам пехотных танков, но низкая скорость (вдвое ниже, чем у крейсерского Mk III) не позволяла ему стать и крейсерским. В дальнейшем, однако, как показала практика, он довольно успешно сумел выступить в обеих ролях.
Чертежи нового танка были представлены в Военное министерство 10 февраля 1938 года, а уже к 14 марта был готов его полноразмерный макет. Поначалу, однако, проект был отвергнут военными. Причиной этого была прежде всего двухместная башня, которая вынуждала командира танка заниматься ещё и обслуживанием орудия, что в то время считалось британскими военными специалистами неприемлемым. Хотя фирмой «Виккерс» была также разработана для новой машины специальная 40-мм автоматическая пушка с близкими к 40-мм противотанковой пушке характеристиками, заметно сводившая на нет этот недостаток, такой вариант не был принят военным министерством. Но близость возможной войны поспособствовала принятию танка на вооружение, и более чем год спустя, 14 апреля 1939 года, фирме «Виккерс» был выдан заказ на производство первой серии «Валентайнов». Первоначально новый танк получил стандартное войсковое обозначение — «Танк пехотный, модель 3» (англ. Tank Infantry Mk III), а отдельные модификации должны были обозначаться звёздочками в названии, например, Tank Infantry Mk III***, но позднее, для удобства, танку было присвоено имя собственное — «Валентайн» (англ. Valentine), а отдельные модификации получили цифровое наименование, например, Valentine Mk III (или просто Valentine III). По поводу происхождения этого названия нет однозначных данных, существуют несколько версий. По одной из них, танк получил такое название, поскольку проект был представлен в военное министерство в День святого Валентина, 14 февраля. На самом деле, однако, представление состоялось ещё 10 февраля. По другой версии, «Valentine» — всего лишь аббревиатура полного названия фирмы «Виккерс» — Vickers-Armstrong Ltd., Elswick & Newcastle-upon-TINE. Согласно ещё одной, танк получил своё имя в честь Джона Валентайна Кардена, известного конструктора бронетехники, долгие годы работавшего на фирме «Виккерс». Существует также версия, что «Valentine» — всего лишь случайно выбранный фирменный код-идентификатор продукции.
Первый серийный «Валентайн» сошёл с конвейера фирмы «Виккерс» в мае 1940 года, а в июле того же года к производству подключились фирмы «Metro-Cammel» и «Birmingham Railway Carriage & Wagon Co.». Общий объём выпуска первой модификации «Валентайна», Valentine Mk I, оснащённой бензиновым двигателем AEC A189, составил, по разным данным, от 309 до 350 единиц. Вскоре было развёрнуто производство ещё двух версий. Valentine Mk II отличался от первоначальной модификации дизельным двигателем AEC A190, уменьшенным объёмом внутреннего топливного бака и дополнительным внешним баком, новой радиостанцией №.19, а также рядом более мелких отличий. Valentine Mk IV был в целом идентичен Mk II, но отличался установкой импортного американского двигателя GMC 6-71 6004 и иной трансмиссии. Всего было произведено, по разным данным, от 700 до 1590 Mk II и 660 Mk IV.
«Валентайны» с трёхместной башней
Одним из основных недостатков ранних модификаций «Валентайна» считалась двухместная башня, поэтому ещё до запуска танка в производство на фирме «Виккерс» были начаты работы по созданию её трёхместного варианта. Основная трудность при этом заключалась в том, что размеры подбашенной коробки не позволяли увеличить диаметр погона башни. Для освобождения места для третьего члена экипажа в башне, установка пушки была сдвинута вперёд на 203 мм, а кормовая ниша примерно на столько же назад, для создания противовеса и сохранения уравновешивания башни. В результате, появилось место для командира за казённой частью орудия. Соответственно, радиостанция переместилась вместе с ним, в кормовую нишу. Вес новой трёхместной башни увеличился приблизительно на полтонны по сравнению с двухместной, поэтому чтобы не допустить чрезмерного увеличения веса танка и сохранить ходовые характеристики на прежнем уровне, конструкторам пришлось пойти на уменьшение толщины бортовой брони с 60
до 50 мм.
Первый «Валентайн» с трёхместной башней поступил на испытания 13 апреля 1942 года и вскоре было развёрнуто его серийное производство. Существовало две модификации «Валентайна» с трёхместной башней — Valentine Mk III и Valentine Mk V, различавшихся двигательной установкой — AEC A190 и GMC 6-71 6004, соответственно. Всего было выпущено 606 танков модификации Mk III и 1216 — модификации Mk V. Интересно также то, что по документам фирмы «Виккерс», трёхместная башня была готова к серийному производству ещё в 1939 году. Причины запуска в производство в таком случае варианта с двухместной башней не вполне ясны, но это могло быть вызвано тем обстоятельством, что на двухместной башне ствол орудия в положении вперёд не выступал за пределы корпуса, в отличие от трёхместной, чему в те годы придавалось немалое значение.
«Валентайны» с усиленным вооружением
На момент создания «Валентайна» 40-мм пушка QF 2 pounder была единственным возможным вариантом противотанкового орудия в Соединённом Королевстве. Однако её низкая эффективность с самого начала была ясна британским военным специалистам. К 1941 году появилась значительно более мощная 57-мм пушка QF 6 pounder и были начаты работы по установке её на «Валентайн». За основу был взят вариант с трёхместной башней, но значительно бо́льшая, по сравнению с 40-мм орудием, казённая часть 57-мм пушки не оставила в башне места для третьего члена экипажа. Кроме этого, в башне не оказалось места ни для спаренной установки пулемёта, ни для дымового миномёта. Проблема с отсутствием миномёта была отчасти решена установкой 102-мм однозарядных дымовых гранатомётов на борту башни, но пулемёта вооружённые 57-мм орудием танки поначалу не имели вовсе. Для сохранения на прежнем уровне массы танка из-за вновь потяжелевшей башни, толщину бортового бронирования пришлось вновь уменьшить, на этот раз до 43 мм. В таком варианте выпускались две модификации «Валентайна» — Valentine Mk VIII и Valentine Mk IX, отличавшихся двигательной установкой — AEC A190 и GMC 6-71 6004, соответственно. На последних 300 выпущенных машинах модификации Mk IX двигатель был форсирован до 175 л. с. По данным фирмы «Виккерс», производство «Валентайнов» с пушкой QF 6 pounder началось в декабре 1941 года, таким образом, он стал первым британским танком, вооружённым этим орудием.
С июня 1943 года началось производство новой модификации с 57-мм орудием, Valentine Mk X. От предыдущих модификаций она отличалась размещением в башне, за счёт сокращения боекомплекта пушки, пулемёта BESA в автономной установке. Все танки модификации Mk X оснащались форсированным до 175 л. с. двигателем GMC 6-71 6004. Вскоре после начала производства Mk X оказалось, что вместо 57-мм пушки на танке можно без проблем установить 75-мм пушку OQF 75 mm, которая имела почти те же размеры, что и QF 6 pounder. Несмотря на больший калибр, пушка имела значительно меньшую начальную скорость снаряда и как следствие, худшую бронепробиваемость, но к ней, в отличие от 57-мм пушки, имелся достаточно эффективный фугасный снаряд. Модификация с 75-мм пушкой получила обозначение Valentine Mk XI и была, за исключением пушки, идентична Mk X. Танки Mk XI позднего выпуска, однако, получили также литую носовую часть корпуса, заимствованную у канадских «Валентайнов».
Точные цифры выпуска каждой из модификаций «Валентайна» с 57-мм и 75-мм орудиями неизвестны, имеются данные лишь о 685 выпущенных танках модификации Mk IX. Всего же танков модификаций Mk VIII — Mk XI было выпущено 2474 единицы, что составило менее 30 % от общего числа выпущенных «Валентайнов».
Броневой корпус и башня
«Валентайн» имел слабо дифференцированную противоснарядную броневую защиту. Основное вертикальное бронирование имело толщину 60—65 мм и располагалось без рациональных углов наклона. Броня в основном катаная, хотя некоторые детали литые (их количество постепенно увеличивалось в ходе производства); хромо-никель-молибденовая, средней твёрдости высокого качества. Броневой корпус и башня «Валентайна» собирались при помощи заклёпок, болтов и шпонок, из катаных броневых плит и листов, толщиной от 7 до 60 мм. Необычным являлся метод сборки — в отличие от клёпаных корпусов других танков, собиравшихся на каркасе, детали корпуса «Валентайна» соединялись непосредственно друг с другом. Это избавляло танк от дополнительного веса каркаса и занимаемого им объёма, однако требовало специальной высокоточной обработки деталей, чтобы обеспечить их плотное прилегание друг к другу.
На производившихся в Канаде «Валентайнах» (модификации Mk VI и Mk VII) для повышения технологичности производственного процесса лобовая часть корпуса и крыша моторного отделения изготавливались литыми, также литая лобовая часть корпуса позже использовалась на части производившихся в Великобритании танков модификации Mk XI. Кроме этого, в процессе производства постепенно задействовалась сварка. С 1942 года при помощи сварки начали соединяться листы днища, с 1943 года — лобовая часть, а незадолго до окончания выпуска была изготовлена партия «Валентайнов» с полностью сварными корпусами и башней.
В профиле, броневой корпус «Валентайна» имел форму сплюснутого восьмиугольника. Нижние его грани были образованы бронелистами днища и имели толщину 20 мм в лобовой части, под отделением управления, для защиты от противотанковых мин и 7 мм в остальных частях. Строго вертикальные боковые грани имели толщину 60 мм и образовывали основное бортовое бронирование танка. На модификациях Mk III и Mk V их толщина была сокращена до 50 мм, а на модификациях Mk VIII — Mk XI — до 43 мм. Верхние боковые грани были образованы сильно наклонёнными 30-мм бронеплитами, а крыша имела толщину от 10 мм над моторным отделением до 20 мм над подбашенной коробкой. Лобовая часть танка имела типичную для того времени ступенчатую форму и состояла из вертикальной верхней плиты толщиной 60 мм, средней плиты толщиной 30 мм, расположенной под углом в 68° к вертикали и нижней плиты 60-мм толщины, расположенной под углом в 21°. Кормовая часть корпуса состояла из вертикальной нижней плиты толщиной 60 мм и сильно наклонённого верхнего листа толщиной 17 мм. Моторное отделение было отделено от боевого броневой переборкой. Посадка и высадка механика-водителя осуществлялась через два откидных люка в верхних боковых листах по обеим сторонам от его рабочего места, кроме того, в полу под его сиденьем располагался люк для аварийного выхода экипажа. Для обслуживания и замены агрегатов двигателя и трансмиссии служили откидные люки в верхних боковых листах и крыше корпуса над моторным отделением и откидной верхний кормовой лист над трансмиссионным отделением.
Башня «Валентайнов» всех модификаций имела цилиндрическую форму, с кормовой нишей и устанавливалась на подбашенной коробке на шариковой опоре. На танках ранних выпусков башня целиком, за исключением литой маски орудия, собиралась из катаных броневых листов и плит, на более поздних машинах вертикальные стенки башни изготавливались из двух литых деталей. Борта башни имели толщину 60 мм, лобовая и кормовая часть, а также маска орудия — 65 мм. Форма крыши, имевшей толщину от 10 до 20 мм, варьировалась в зависимости от типа башни. Вращение башни осуществлялось при помощи электропривода, имелся также винтовой механизм ручного поворота. Башня всех модификаций имела вращающийся полик. На модификациях с двухместной башней члены экипажа располагались по обеим сторонам от орудия, на модификациях с трёхместной башней орудие было смещено вперёд и за его казённой частью располагался командир.
Посадка и высадка экипажа на «Валентайнах» с двухместной башней и 40-мм пушкой (модификации Mk I, Mk II, Mk IV, Mk VI и Mk VII) осуществлялась через двухстворчатый люк в крыше башни. На модификациях с трёхместной башней он был заменён круглым трёхстворчатым люком с вращающимся погоном, а на танках с 57-мм и 75-мм пушками посадка и высадка экипажа осуществлялась через два индивидуальных прямоугольных люка.
Вооружение
сновным вооружением «Валентайнов» модификаций Mk I — Mk VII являлся танковый вариант 40-мм противотанковой пушки QF 2 pounder Mk IX. Длина ствола пушки составляла 52 калибра / 2080 мм, начальная скорость снарядов различных типов — от 790 до 850 м/с. Орудие размещалось на цапфах в спаренной с пулемётом установке и имело углы вертикального наведения от −15 до +20°. Вертикальная наводка осуществлялась вручную, качанием орудия при помощи плечевого упора, а горизонтальная — поворотом башни. Для наведения орудия использовался прицел №.30, имевший увеличение 1,9× и поле зрения 21°. Боекомплект 40-мм пушки составлял 60—62 унитарных выстрела, укладка для боекомплекта располагалась на полике башни. «Валентайны», как с 40-мм, так и с 57-мм пушкой снабжались, как правило, исключительно бронебойными снарядами, осколочные снаряды к этим орудиям выпускались с 1942 года, однако информации о комплектовании ими боекомплектов танков обнаружить не удалось. В некоторых источниках упоминается, что 40-мм осколочные снаряды практически не использовались экипажами из-за крайне малого заряда взрывчатого вещества и как следствие, очень низкой эффективности. В СССР со второй половины 1942 года выпускались осколочные снаряды собственной разработки к QF 2 pounder (по техпроцессу 37-мм зенитных снарядов), также известно об использовании в СССР с того же периода 57-мм осколочных снарядов.
Вспомогательное
Вспомогательным вооружением «Валентайнов» модификаций Mk I — Mk VI являлся 7,92-мм пулемёт BESA, спаренный с пушкой. На канадской модификации Mk VII его место занимал 7,62-мм пулемёт Браунинг M1919A4. Боекомплект пулемёта составлял 3150 7,92-мм патронов, в 14 лентах по 225 патронов или 3500 7,62-мм патронов в 70 лентах по 50 патронов, для Mk VII. На модификациях Mk VIII и Mk IX спаренный пулемёт отсутствовал, а на модификациях Mk X и Mk XI пулемёт размещался в независимой установке, боекомплект при этом, по одним данным, был аналогичен ранним модификациям, по другим, составлял 1575 патронов.
Часть «Валентайнов» также оборудовалась зенитной установкой на крыше башни, на которой размещался лёгкий 7,7-мм пехотный пулемёт Bren. Его боекомплект составлял 600 патронов в магазинах по 30 патронов.
Помимо этого, «Валентайны» модификаций Mk I — Mk VII оборудовались 50,8-мм дымовым миномётом, размещавшимся в отдельной установке справа от спаренного пулемёта и имевшим углы вертикальной наводки от +5 до +37°. Боекомплект миномёта состоял из 18 дымовых мин, в РККА для стрельбы из него использовались также осколочные мины для советского 50-мм миномёта. На модификациях Mk VIII — Mk XI в связи с его ликвидацией, на правом борту башни устанавливались два 102-мм дымовых гранатомёта.
Средства наблюдения и связи
Для наблюдения за полем боя экипажу «Валентайна» служили перископы «Виккерс» Mk IV, дававшие круговой обзор. Двумя из них было оборудовано место механика-водителя, также наблюдение могло вестись им через смотровой люк в середине верхней лобовой бронеплиты. По своему перископу в башне на «Валентайнах» модификаций Mk I, Mk II, Mk IV, Mk VI и Mk VII имели наводчик и командир. На «Валентайнах» модификаций Mk III и Mk V с трёхместной башней число перископов осталось неизменным, хотя изменилось их расположение, поскольку командир теперь находился в корме башни. На танках модификаций Mk VIII — Mk XI командир получил дополнительный перископ. Кроме этого начиная с модификации Mk II на крышке левого пистолетного порта в башне с внутренней стороны находилось зеркало заднего вида. Все «Валентайны» оборудовались радиостанцией, размещавшейся в кормовой нише башни. Ранние модификации оснащались радиостанцией №. 11, имевшей радиус действия в 10 км на ходу, более поздние модификации получили радиостанцию №. 19, имевшую радиус действия 25 км с места и 15 км на ходу. Кроме этого, танк оборудовался телефонным переговорным устройством.
Двигатель и трансмиссия
Силовой установкой «Валентайнов» всех модификаций служил рядный 6-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения. На «Валентайнах» модификации Mk I устанавливался карбюраторный двигатель AEC A189, мощностью 125 л. с. при 1900 об/мин. На всех остальных модификациях «Валентайна» устанавливались дизельные двигатели двух типов — британские четырёхтактные AEC A190, мощностью 131 л. с. при 1800 об/мин на модификациях Mk II, Mk III и Mk VIII и американские двухтактные GMC 6-71 6004, мощностью 135 л. с. при 2000 об/мин на модификациях Mk IV — Mk VII и Mk IX — Mk XI. На модификациях Mk X, Mk XI и на части Mk IX, двигатель был форсирован до мощности в 175 л. с. Два трубчатых радиатора системы охлаждения двигателя располагались в трансмиссионном отделении, над коробкой передач. Основной топливный бак располагался в моторном отделении слева от двигателя, его ёмкость составляла 240 л для машин с двигателем AEC A189, 145 л для машин с двигателем AEC A190 и 165 л для машин с двигателем GMC 6-71; ёмкость топливного бака постоянного давления составляла 25 л. Начиная с модификации Mk II был введён наружный цилиндрический топливный бак ёмкостью 135 л, размещавшийся на левой надгусеничной полке.
Трансмиссия «Валентайнов» незначительно различалась в зависимости от модели устанавливаемого двигателя. В состав трансмиссии танков с двигателями AEC A189 и AEC A190 входили: однодисковый главный фрикцион сухого трения J-151; пятиступенчатая механическая четырёхходовая коробка переключения передач Meadows type 22; коническая поперечная передача; многодисковые бортовые фрикционы сухого трения; двурядные планетарные бортовые передачи.
Трансмиссия танков с двигателями GMC 6-71 отличалась главным фрикционом модели M-6004 и трёхходовой синхронизированной коробкой передач Spicer synchromech.
Ходовая часть На этом снимке хорошо видна форма корпуса «Валентайна», а также расположение узлов подвески
Ходовая часть «Валентайна» была без значительных изменений унаследовала конструкцию ходовой части крейсерских танков Mk I и Mk II и по каждому борту состоит из шести обрезиненных опорных катков, трёх обрезиненных поддерживающих катков, обрезиненного ленивца и расположенного сзади ведущего колеса. Опорные катки каждого борта, из них два средних, диаметром 610 мм и четыре малых, диаметром 495 мм, сблокированы по три в две тележки. Большой каток каждой тележки располагается на первичном балансире, закреплённом на кронштейне на корпусе танка. К первичному балансиру шарнирно крепится вторичный, с размещённым на нём коромыслом с двумя малыми катками. Упругим элементом тележки служит пружинная рессора с телескопическим гидравлическим амортизатором, соединённая цапфами с первичным и вторичным балансирами. Конструкция подвески такова, что на катки большого диаметра приходится бо́льшая нагрузка, чем на остальные.
Гусеницы «Валентайна» — стальные, двухгребневые, цевочного зацепления, каждая состояла из 103 траков шириной 356 мм и с шагом 112 мм. На танках модификации Mk I ранних выпусков применялись более узкие гусеницы, состоявшие из 73 траков, по конструкции аналогичные гусеницам крейсерских танков Mk III — Mk VI.
Машины на базе «Валентайна»
«Бишоп»
Carrier, Valentine, 25 pdr Gun Mk I или «Бишоп» (англ. Bishop — «епископ») был самоходной гаубицей на шасси «Валентайна», вооружённой 88-мм пушкой-гаубицей QF 25 pounder, размещавшейся в просторной полностью закрытой рубке на месте башни танка. «Бишоп» был создан в 1941 году в качестве временной меры, в 1942—1943 годах было произведено, по разным данным, от 100 до 149 экземпляров этой САУ. Из-за высокого силуэта, низкой подвижности и малой дальности стрельбы, «Бишопы» популярностью в войсках не пользовались и при первой же возможности были к концу 1943 года заменены на САУ «Секстон» и «Прист».
«Арчер»
S.P. 17 pdr, Valentine или «Арчер» (англ. Archer — «лучник») — противотанковая САУ на шасси «Валентайна», вооружённая противотанковой 76,2-мм пушкой QF 17 pounder, размещавшейся в легкобронированной, открытой сверху рубке. Необычным у этой САУ являлось расположение орудия, которое было обращено назад относительно корпуса танка. Прототип «Арчера» был закончен в середине 1943 года, а всего за время серийного производства с марта 1944 года до конца войны было произведено 655 САУ этого типа, которые активно использовались в Северо-Западной Европе и Италии в 1944—1945 годах.
Валентайн»-мостоукладчик
«Валентайн»-мостоукладчик (англ. Valentine Bridgelayer) был специализированным вариантом «Валентайна», лишённым башни и оборудованным 9-метровым мостом 30-тонной грузоподъёмности, раскладывавшимся по схеме «ножницы». В 1942—1943 годах было произведено 192 мостоукладчика на базе «Валентайна», которые активно использовались в Италии, Северо-Западной Европе и Бирме.
Ещё один вариант мостоукладчика на базе «Валентайна» использовал иную конструкцию — центральная секция моста фиксировалась на крыше танка, который при этом служил промежуточной опорой, а две раскладные аппарели моста крепились шарнирно на концах центральной секции. Эта машина, известная как «Бармарк» (англ. Burmark), предназначалась для использования в Юго-Восточной Азии, но так и не вышла из стадии прототипа.
Valentine Scorpion
Valentine Scorpion («скорпион») был единственным пошедшим в серию вариантом минного трала на шасси «Валентайна». Башня танка, модификации Mk II или Mk III, в этом варианте снималась и заменялась коробчатой конструкцией с двигателем «Форд» в ней, приводившим закреплённый на раме перед танком вращающийся барабан с цепями. При работе трала, цепи колотили по земле перед танком, вызывая детонацию противотанковых мин. Кроме этого, танк мог использовать буксируемый трал модели Centipede каткового типа, служивший для детонации противопехотных мин. Всего было выпущено 150 тралов Valentine Scorpion, которые не применялись в боевых условиях, а использовались для подготовки экипажей, позднее шедших в бой на использовавших тот же принцип тралах Sherman Crab на базе танка M4 «Шерман». Помимо пошедшего в серию Valentine Scorpion, на базе «Валентайна» испытывались также минные тралы иных типов. Среди них были как различные варианты, использовавшие традиционные катковые тралы, так и необычные конструкции в виде противоминных «граблей».
Valentine DD В 1943—1944 годах, по разным данным, от 595 до 625 «Валентайнов», в том числе не менее 137 Mk V, 198 Mk IX и 260 Mk XI, были переоборудованы в плавающие танки по системе Duplex Drive (DD). «Валентайн» стал первым танком, серийно оборудовавшимся этой системой. Переоборудованные машины активно использовались в учебно-тренировочных целях, однако в бою они практически не применялись, за исключением эпизодического использования в Италии в 1945 году.
«Вэлиант»
Tank, Infantry, Valiant (A38) был попыткой дальнейшего развития «Валентайна». Новый танк отличался от предшественника значительно более мощным бронированием (до 112 мм) и вооружением, состоявшим из 57-мм пушки QF 6 pounder или 75-мм пушки QF 75 mm в трёхместной башне. Всего к 1944 году было построено два прототипа, различавшихся двигательной установкой и ходовой частью. В 1944 году все работы по этому проекту были прекращены, в связи с близившимся окончанием войны и успешным ходом работ по более современному танку «Центурион».
S.P. 6 pdr
Разработанная на базе «Валентайна» противотанковая САУ с 57-мм орудием QF 6 pounder, прикрытым броневыми листами, размещённым на месте башни. Был построен один прототип, но в серию установка не пошла, поскольку в производство уже были запущены «Валентайны» Mk VIII, имевшие то же орудие в башне.
Огнемётные «Валентайны»
В 1941 году на базе «Валентайна» были разработаны два экспериментальных огнемётных танка, различавшиеся принципом действия огнемёта. Первый вариант использовал для метания огнесмеси пороховые заряды, тогда как второй — пневматическую систему, использовавшую азот. Огнесмесь перевозилась вне танка, в прицепе, и по шлангу подавалась в огнемёт, находившийся в лобовом листе корпуса или поворотной башенке справа на крыше отделения управления. По результатам проведённых в 1942 году испытаний более подходящим был признан второй вариант, на основе которого позднее была создана огнемётная установка для огнемётного танка «Черчилль Крокодайл» (англ. Churchill Crocodile) на базе танка «Черчилль». Кроме этого, в 1943—1945 годах был создан и испытан экспериментальный самоходный зажигательный миномёт на шасси «Валентайна». Миномёт устанавливался в боевом отделении, башня и крыша боевого отделения снимались. Миномёт, по разным данным, 201-мм или 248-мм калибра, стрелял фугасно-зажигательными снарядами, содержавшими 11,3 кг тринитротолуола на расстояние до 1800 метров, эффективная дальность составляла около 350 метров. В серию машина запущена не была.
Valentine CDL
Экспериментальный прожекторный танк, оборудованный по системе CDL (Canal Defence Light). Вместо стандартной башни на него устанавливалась новая, с размещённой в ней мощной электродуговой лампой. При помощи системы зеркал, излучаемый ею свет направлялся сквозь узкую вертикальную щель в лобовом листе башни. Танки такого типа использовались прежде всего для ослепления вражеских войск во время ночного боя. Valentine CDL в серийное производство запущен не был, но оборудованные аналогичной системой танки «Матильда» и M3 «Грант» выпускались серийно и применялись в боевых условиях.
Боевое применение Северная Африка
Первые «Валентайны» начали поступать в боевые части ещё осенью 1940 года. Первой соединением получившим новые танки, стала сформированная в Великобритании 1-я польская танковая дивизия, к началу 1941 года «Валентайны» поступили также на вооружение 6-й и 11-й британских танковых дивизий. К октябрю 1941 года «Валентайны» получила также 8-я британская танковая дивизия, к тому времени в частях насчитывалось уже около 900 машин этого типа. Хотя «Валентайн» создавался как пехотный танк, в то время производство крейсерских танков не справлялось с запросами армии, поэтому «Валентайны» часто использовались в их роли. В составе 8-й танковой дивизии, входившей в то время в состав 8-й английской армии, а также 1-й армейской танковой бригады той же армии, «Валентайны» впервые вступили в бой в ходе операции «Крестоносец» в ноябре 1941 года. Кроме того, ещё 10 «Валентайнов» имелось в составе 32-й армейской танковой бригады, находившейся в осаждённом Тобруке. Поначалу, танк был довольно хорошо принят войсками. Несмотря на то, что он несколько уступал «Матильде» по бронированию, «Валентайн» был значительно надёжнее и маневреннее. По сравнению же с крейсерскими танками, такими как «Крусейдер», составлявшими в то время большинство британских танковых сил в Северной Африке, «Валентайн» значительно превосходил их в бронировании, которое в то время ещё обеспечивало надёжную защиту против большинства германских танковых и противотанковых орудий. Его 40-мм пушка QF 2 pounder уже в те времена считалась откровенно слабой (хотя всё ещё вполне способной поражать броню тогдашних германских и итальянских танков), значительным недостатком также являлось отсутствие в её боекомплекте осколочных снарядов, но выбора у британцев не было, поскольку QF 2 pounder являлась ещё и единственным доступным им в то время противотанковым орудием.
Ко времени битвы при Эль-Газале в мае — июне 1942 года, число «Валентайнов» в частях значительно увеличилось и они в значительной степени сменили ненадёжные «Матильды». Однако к тому времени, в связи со значительно увеличившимся бронированием германских танков, стал критическим один из основных недостатков «Валентайна» — слабое вооружение. С появлением же новых модификаций танков PzKpfw III и особенно PzKpfw IV с длинноствольными, соответственно, 50-мм и 75-мм орудиями, «Валентайн» начал терять своё основное преимущество — надёжное бронирование. Первая битва при Эль-Аламейне в июле 1942 года стала последней крупной операцией 8-й армии, в которой в заметных количествах использовались бы «Валентайны». К началу осени 1942 года стали в достаточных количествах доступны американские танки M3 «Грант» и M4 «Шерман», вооружённые 75-мм орудием, которым стали отдавать явное предпочтение и к началу 1943 года «Валентайнов» в составе 8-й армии почти не осталось. «Валентайны», наряду с «Крусейдерами», также имелись в то время в составе 6-й танковой дивизии, входившей в состав 1-й армии, высадившейся в Марокко и Алжире в ноябре 1942 года. Дивизия активно участвовала в боях вплоть до капитуляции немецких войск в Тунисе, в частности, отмечено использование «Валентайнов» в тяжёлых боях на перевале Кассерин в марте 1943 года. Почти все участвовавшие в Североафриканской кампании «Валентайны» были вооружены 40-мм пушками, лишь небольшое количество вооружённых 57-мм орудиями танков поступило в войска ко времени Тунисской кампании.
Как минимум один «Валентайн» во время Северо-Африканской кампании был захвачен германцами, в ноябре 1942 года, и использовался ими до подбития танка 24 февраля 1943 года. По германской системе обозначений трофейной бронетехники, «Валентайн» носил обозначение Infanterie Panzerkampfwagen Mk II 748(e). Интересно, что в немецком языке в то время «Валентайны» относились к женскому роду (нем. Valentine — «Валентина»).
Помимо Северо-Африканской кампании, небольшое количество «Валентайнов» использовалось в битве за Мадагаскар во время высадки британских войск на остров в мае 1942 года.
Тихоокеанский театр военных действий С октября 1942 года «Валентайнами» был вооружён 146-й полк Королевского танкового корпуса, сражавшийся в Бирме с японскими войсками. На вооружении этой части «Валентайны» продолжали, несмотря на поступление более современной техники, оставаться вплоть до мая 1945 года, хотя в крупномасштабном наступлении британских войск в конце 1944 — начале 1945 года они участия уже не принимали.
Кроме этого, «Валентайнами» модификации Mk III был вооружён Специальный танковый эскадрон, входивший в состав 3-й новозеландской дивизии. Представляет интерес переделка, которой подверглась часть этих машин. Дело в том, что в отличие от большинства британских танков того времени, «Валентайн» не имел версии «ближней поддержки» (англ. CS, Close Support), вооружённой 76-мм или 94-мм гаубицей вместо пушки. Во время Северо-Африканской кампании этот недостаток восполняли «Матильды CS», однако в Специальном танковом эскадроне других танков, кроме «Валентайнов» не имелось. Чтобы исправить это, 9 «Валентайнов» из его состава были перевооружены 76-мм гаубицами, снятыми с «Матильд CS». Была также соответственно переделана укладка для боекомплекта, теперь вмещавшая 21 осколочно-фугасный и 14 дымовых снарядов. Эти танки стали единственными построенными «Валентайнами» «ближней поддержки». В бой, впрочем, Специальный танковый эскадрон вступил лишь однажды, во время высадки на Зелёный остров в феврале 1944 года.
Северо-Западная Европа Ко времени высадки войск Союзников в Нормандии, «Валентайны» были переведены в разряд устаревших, в связи с появлением в больших количествах поставлявшихся из США танков M4 «Шерман» и британских «Кавалир», «Сентор» и «Кромвель». В связи с этим, «Валентайны» были выведены из первой линии танковых частей, однако часто применялись, обычно со снятыми и заменёнными муляжами пушками, в роли передвижных командирских и наблюдательных пунктов. Также, как и с другими устаревшими британскими танками, предпринимались попытки использования шасси «Валентайна» для создания специализированных машин, таких как минные тралы, прожекторные танки и другие, но в массовое производство поступили только три из них — мостоукладчик Valentine Bridgelayer, минный трал Valentine Scorpion и оборудованный системой для плавания Duplex Drive Valentine DD.