«Nebelwerfer» — германский буксируемый реактивный миномёт времён Второй мировой войны. За характерный звук, издаваемый снарядами, получил у советских солдат прозвище «ишак». Другое разговорное название — «Ванюша» по аналогии с разговорным же названием «Катюша» (также «Ванюша» — это название разработанных и использовавшихся в осаждённом Ленинграде реактивных установок).
Буквальный перевод названия с немецкого «Туманомёт» наводит на предположения, что первоначально орудие предполагалось использовать в качестве химической мортиры для создания дымовых завес. В ходе военных действий были захвачены и химические снаряды для этого оружия, подтверждавшие его первоначальное назначение. Однако фактически оно использовалось для стрельбы осколочно-фугасными минами.
Реактивный миномёт «Nebelwerfer 41» имел шесть 150-мм стволов и стрелял 39-килограммовыми снарядами на расстояние 6,8 км. Более поздняя версия, «Nebelwerfer 42», имела пять 210-мм стволов. Для неё применялись значительно более тяжёлые 210-мм снаряды весом 113 кг, дальность стрельбы которыми составляла 8 км. Кроме того, «Nebelwerfer 42» оснащался съёмными направляющими для снарядов калибра 150 мм от «Nebelwerfer 41», которые монтировались внутри стволов. Оба миномёта устанавливались на лёгком двухколёсном лафете.
После наведения миномёта на цель расчёт уходил в расположенное рядом укрытие. Запуск производился дистанционно, по проводам от аккумулятора. Залп продолжался около 10 секунд. Оставленный снарядами дымовой след был превосходным ориентиром для артиллерии противника, поэтому расчёту требовалось как можно скорее сменить позицию. Но вследствие того, что на советском фронте «Nebelwerfer» использовался совместно со штатной тяжелой артиллерией, гаубицами и пушками, такой нужды в скором укрытии не требовалось вплоть до 1943 года.
Основным недостатком миномёта на поздних этапах войны стала низкая мобильность, из-за которой он мог стать добычей для вражеской авиации. Для большей подвижности миномёт стали устанавливать на полугусеничное шасси. Такая машина получила название «Panzerwerfer». Транспортёр боеприпасов, в котором размещалось от 20-30 реактивных мин, получил название Munitionskraftwagen fur Nebelwerfer (Sd.Kfz.4). В конце войны производились дешёвые (часто деревянные) одноразовые пусковые установки «Wurframen», которые доставлялись на огневую позицию на тягаче.
Реактивные снаряды, используемые для «Nebelwerfer», также применялись на самолётах ПВО Германии для ударов по плотным построениям бомбардировщиков.
Стоит отметить тот факт, что с 1940 по 1943 год в вермахте с успехом применялась самоходная версия системы залпового огня. Но она относится не к «Nebelwerfer», а к «Wurframen» смонтированной на штатном бронетранспортере вермахта «SdKfz 251/1», прозванного солдатами «пехотной штукой» (по аналогии с Юнкерс — пикирующим бомбардировщиком). Три рамы крепились с каждого борта и несли пять 280 мм реактивных мин и одну 320 мм зажигательную мину. Установка применялась на важнейших направлениях. Низкая дальность всего в 3,5 км компенсировалась мощью снарядов и применением войскового прикрытия. Применение «Nebelwerfer»
По советской историографии «Nebelwerfer» появился как ответ немецкой промышленности на советские реактивные минометы залпового огня «Катюши». На самом деле «Небельверфер» был первым реактивным минометом в этой большой войне. Первоначальное его применение было под реактивные газовые мины — с химическим оружием или же для дымовых постановок. На европейских театрах военных действий впервые был применен во Французской кампании и использовался именно для постановки дымовых завес. Также применялся при десантной высадке на Крит — операция «Меркурий» — уже в качестве ударного оружия, что обусловливается его компактностью и малым весом (также как и безоткатных орудий, использованных десантом на Крите). При нападении на Советский Союз впервые применён против Брестской крепости в качестве ударного оружия (применён 4-м Хим. полком особого назначения), выпустив свыше 2880 реактивных фугасных мин калибра 150 мм (по мощности в 3 сильнее стандартного снаряда для 150 мм гаубиц). Применялся на территории СССР только совместно с остальной артиллерией — за счёт этого в Советской историографии появился миф об якобы больших скоплениях тяжелой артиллерии противника. По идеологическим соображениям после войны был поставлен в ряды «скопированного нацистами оружия», что не соответствует действительности. Мифы об «Nebelwerfer»
Первый миф связан с тем, что «Nebelwerfer» является копией Катюши и появился в 1942 году в ответ на реактивные системы залпового огня. Это не так — «Nebelwerfer» начал разрабатываться еще в 1928 году и впервые принят на вооружение в виде тяжёлых 280-мм «Wurframen», которые представляли собой первоначально деревянную раму для 6 ракет калибра 280 мм, а позже раму, сделанную из железа и принятую на вооружение в 1940 году. В 1940 также принимается прототип «Nebelwerfer», но только под газовые реактивные мины, а в середине 1940 г. и под фугасные реактивные мины. Применяется сперва против Франции, потом на острове Крит совместно с безоткатными орудиями, и в начале кампании на Советском фронте применяется с первых дней войны под прикрытием тяжелых орудий. Первое его использование на территории СССР 22 июня 1941 года при штурме Брестской крепости — это на месяц раньше, чем применение «Катюши» под Оршей того же года. Конструкция реактивных мин «Nebelwerfer»
Боеприпас реактивного миномёта представляет собой цилиндр калибра 158 мм. Вес всей ракеты составляет 39 кг, из которых до 2 кг идет на взрывчатое вещество (тротил). Весь цилиндр заполнен шашкой из нитроцеллюлозы (белый бездымный прессованный порох). В задней части цилиндра расположено несколько сопел, отклонённых от оси на 14 градусов. Всего сопел 28. Они сообщают мине в полете вращение вокруг своей оси, чем достигается высокая точность снаряда (рассеивание на дальности 6000 м: по дальности — 80-100 м, боковое — 60-90 м). На конце цилиндра прикреплен в качестве боевой части небольшой контейнер, который и заполнен взрывчатым веществом. Там же находится и ударно-инерционный взрыватель. При загрузке реактивных мин с казённой части «реактивной пушки» (так он назывался по штатам вермахта) снаряды системы «Nebelwerfer» фиксируются специальными держателями, после чего в одно из сопел втыкается электрозапал. После этого расчет уходит в укрытие и с помощью блока запуска выпускает сперва первые 3 ракеты, потом остальные 3. Питание системы «Nebelwerfer» происходит от аккумулятора транспортного средства, который его и буксирует. Время перезарядки — до 1,5 минут (готовность к следующему залпу). Применялся в основном с тяжелой артиллерией и представлял собой довольно меткую пусковую установку на больших дальностях. Из-за компактности применялся и в десантных операциях.
Типы реактивных мин
«Nebelwerfer» имел 5 типов реактивных мин, предназначенных для широкого круга задач. Существовали следующие типы реактивных мин: Агитационные — предназначенные для разбрасывания листовок. Газовые — применяемые для постановки дымовых завес (первоначальное применение). Химические — снаряжённые отравляющими веществами. Осколочно-фугасные — предназначенные для поражения пехоты и лёгких укреплений. Зажигательные — предназначенные для поражения объектов огнем путём разброса на местности нефтепродуктов и их воспламенения.
Калибр оставался постоянным — 158 мм, но каждый тип ракеты имел собственную конструкцию и разный вес (агитационная мина не имеет заднего цилиндра, как у фугасной, а также имеет 16 сопел против 28 у той же фугасной)
Тип: Ракетная артиллерия Страна: Третий рейх История службы Годы эксплуатации: 1940 - 1945 Использовалось: Третий рейх Войны и конфликты: Вторая мировая война История производства Варианты: Nebelwerfer 41, Nebelwerfer 42, Werfergranate 21 Характеристики Масса, кг: 540,0 кг Длина, мм: 1,3 м Экипаж (расчёт): четыре Калибр, мм: 150 мм Максимальная дальность, м: 6 км
Миф второй: Германия не производила установки массово. За всю войну только буксируемых установок «Nebelwerfer» было выпущено 7,5 тысяч единиц. Несколько десятков тысяч деревянных единиц «Wurframen» калибра 280 мм и более 5000 «Wurframen» в железных контейнерах (могли использоваться многократно).
Миф третий: малая маневренность «Nebelwerfer». Это не так, потому что штатным буксировщиком «Nebelwerfer» был полугусеничный тягач Sd Kfz 6, и полугусеничные бронетранспортеры, от аккумуляторных батарей которых он и работал. То есть до середины 1943 года скорости и манёвренности миномету хватало.
Миф четвёртый: дальность стрельбы «Nebelwerfer» была низкой вследствие коротких стволов-направляющих. Это не так. Стволы-направляющие «Nebelwerfer» вообще технически нужны только для раскрутки мины и удержания ее при буксировке — из-за того, что конструкция реактивной мины «поедала» 25 % КПД реактивного двигателя на раскрутку в полете, за счет чего и обусловливается точность миномета, итого дальность полета составляла для 39-кг мины 6,8 км. «Катюша» имела дальность 8 км, что на 1,2 км больше, чем у «Nebelwerfer», при значительно большей длине направляющих.
|