MBT-70 (Main Battle Tank 70) (нем. KpfPz.70 ) (русск. Основной боевой танк 70) — совместный американо-немецкий проект по созданию перспективного основного боевого танка для вооружения армий обоих государств. Проект относится ко второй половине шестидесятых годов двадцатого века, основной целью проекта стало создание замены танку M60 Patton, способной превзойти советский Т-64. В MBT-70 было воплощено множество весьма оригинальных для своего времени технических решений, таких как расположение водителя в башне танка, регулируемая гидропневматическая подвеска, дистанционно управляемая станция вспомогательного вооружения, и (на американском варианте) совмещённая с пусковой установкой управляемых противотанковых ракет 152-мм танковая пушка.
Несмотря на относительную успешность проекта, в сентябре 1969 года Министерство Обороны США пересмотрело своё отношение к этой совместной программе, в основном по причине её высокой стоимости. В результате, 20 января 1970 года совместный проект был прекращён, разделившись на две независимые национальные программы, американскую XM803 и германскую Leopard II.
История создания
Начало работ по проекту MBT-70 связано с завершением в 1960 году американской программы разработки перспективного среднего танка T95. Танк T95 не был принят на вооружение, вместо этого были проведены работы по адаптации 105-мм орудия M68 на танк M48, танк с таким орудием был стандартизован как M60, и стал основным боевым танком американской армии. Разработка же нового ОБТ началась «с чистого листа».
В 1957 году в Америке началась разработка лёгкого танка, имеющего в качестве основного вооружения крупнокалиберное 152-мм гладкоствольное орудие с низкой начальной скоростью снаряда, являющееся также пусковой установкой для противотанковых ракет «Шилела». Разработанный по данной программе танк получил название «Шеридан», а его КУРВ (Комплекс Управляемого Ракетного Вооружения) предполагалось также использовать на перспективном ОБТ. Программа разработки нового ОБТ получила рабочее название MBT(MR). В рамках этой программы была проведена начальная разработка многих систем перспективного танка, таких как гидропневматическая подвеска, совмещённое боевое отделение и отделение управления, и т. д.
В 1962 году между США и ФРГ было достигнуто соглашение о совместной разработке основного боевого танка. Это соглашение имело целью создание общего для армий обеих стран образца к 1970 году, причём соглашение предусматривало прекращение самостоятельных разработок по данному направлению. Считалось, что объединение конструкторских, финансовых и производственных ресурсов обеих стран даст возможность достаточно быстро и относительно дёшево создать ОБТ, воплощающий все наиболее передовые разработки в данной области. Кроме того, в перспективе это упрощало вопросы обслуживания, обучения и снабжения. Одной из существенных причин этого соглашения стало появление в СССР нового ОБТ Т-64, серьёзно превосходящего по своим характеристикам современные танки стран НАТО.
Для обеспечения контроля за ходом работ было создано совместное конструкторское управление (Joint Engeneering Agency, JEA), в которое вошли представители обеих стран. В это управление входила совместная группа разработки (Joint design Team, JDT), в котором были объединены конструкторские команды основных исполнителей проекта, фирм Allison (отделение General Motors Corporation) с американской стороны, и German Development Corporation с немецкой. Кроме того, в проекте принимала участие фирма Lockheed Martin. Участие сторон было равноправным.
Американский и немецкий варианты
С самого начала работ проявилась разница в требованиях немецкой и американской стороны. Американцы были склонны придерживаться первоначальных требований, и настаивали на вооружении MBT-70 пусковой установкой ракет «Шилела». Немцы занимали более консервативную позицию, предпочитая видеть в качестве вооружения танка обычное гладкоствольное орудие с высокой начальной скоростью снаряда. Кроме того, немецкая сторона в первую очередь ориентировалась на условия Западной Европы, что наложило определённый отпечаток на их требования к перспективному танку, например, немцы имели более жёсткие весовые ограничения. В результате был достигнут определённый компромисс: Американский вариант MBT-70 должен быть вооружён 152-мм пушкой XM150, которая могла вести огонь ПТУР «Шилела». Немецкий вариант предполагал установку 120-мм гладкоствольного орудия.
Предполагалось, что основным вооружением нового танка станет XM150, но некоторое количество танков немецкого производства получит 120-мм орудие, по желанию немецкой стороны.
В результате этого компромисса, каждая сторона занималась изготовлением и подготовкой собственного прототипа, сконструированного с учётом национальных требований. Итоговый вариант должен был быть выбран на основе сравнительных испытаний, и включать в себя черты как одного, так и другого прототипа.
Ход разработки Выработка требований к новому танку затянулась до 1966 года, что не в в последнюю очередь было вызвано трудностями в обеспечении совместной работы двух равноправных команд разработчиков. Помимо того, что работы велись одновременно в Детройте и Аугсбурге, существовало также множество других препятствий, таких как языковой барьер, разница в инженерной практике американцев и немцев, разные системы измерения (немцы использовали метрическую, а американцы английскую), разница требований военных ведомств, и т. д. В результате основные противоречия удалось преодолеть, договорившись, что каждая группа будет работать над своим вариантом, используя привычные методики разработки, систему измерения и язык документации, при этом все системы двух вариантов должны были быть взаимозаменяемы, а описания промежуточных узлов и соединений должны были использовать метрическую систему и английский язык.
После того, как основная документация была разработана, в США и в ФРГ началась разработка первых опытных образцов MBT-70, и в 1967 году начались их испытания.
На американском опытном образце были установлены преимущественно американские системы, на немецком — немецкие. Такими различными системами были, в первую очередь: Основные орудия Автоматы заряжания Двигатели Гидропневматические трансмиссии
Существовали также незначительные отличия в дизайне корпусов и башен танков. Многие установленные системы были одинаковыми.
Первые опытные образцы предназначались в основном для ходовых испытаний, были выполнены из обычной конструкционной стали, и не имели множества приборов и систем, отвечающих за управление огнём. В 1969 году на испытания поступили полностью комплектные опытные образцы, с установленным комплектами СУО. В общей сложности было изготовлено 14 опытных образцов, по 7 каждой стороной проекта.
Окончание программы
Разработка MBT-70 сопровождалась многочисленными проблемами технического порядка, в частности, возникли проблемы с доводкой как американской, так и немецкой версии автомата заряжания. Кроме того, американцы столкнулись с недостаточной мощностью двигателя (она была впоследствии увеличена), а также с недостаточной производительностью системы разворота башни. Немцы испытывали проблемы с доводкой собственной системы СУО. Но наиболее значительной проблемой стало превышение на 4 тонны установленного весового лимита. Немецкая сторона, ограниченная требованиями существующей логистики, потребовала внесения изменений в конструкцию, направленных на снижение веса танка, американцы не были склонны пойти навстречу этим требованиям.
В сентябре 1969 года Секретариатом МО США был затребован и проведён полный анализ программы MBT-70. Анализ выявил, что первоначальный бюджет программы был превышен в 5 раз, и что окончание разработки и начало серийного производства потребуют затрат в 544 миллиона долларов, что давало конечную стоимость одного танка в 1,2 миллиона долларов. Это оказалось неприемлемым для немецкой стороны, и ФРГ декларировала свой выход из проекта. Американцы также посчитали дальнейшие работы по MBT-70 нецелесообразными, и 20 января 1970 года проект был закрыт. Тем не менее, работы по данной теме в США были продолжены, в рамках разработки упрощённой версии XM803. В ФРГ, тем временем, начались работы по новому танку Leopard II.
Описание конструкции MBT-70 имел необычную компоновку. В переднем отделении танка размещался топливный бак, отделенный от боевого отделения герметичной бронеперегородкой. Весь экипаж располагался в башне танка, причем водитель был размещен в отдельной вращающейся капсуле, размещенной внутри башни. Моторно-трансмиссионное отделение располагалось сзади. Танк не имел отдельного отделения управления.
Корпус и башня танка
Корпус танка представлял собой сварную конструкцию из литых деталей, катаной гомогенной листовой брони и некоторого количества алюминиевых деталей для облегчения конструкции. ВЛД была собрана из внутренней литой детали и наружного броневого листа из катаной брони, представляя собой, таким образом, разнесенную бронепреграду. Верхний и нижний лобовые листы устанавливались под наклоном, борта и корма корпус имели вертикальное бронирование. Задняя часть корпуса, в месте расположения МТО, имела большую высоту, чем передняя.
Башня танка представляла собой сварную конструкцию из литой внутренней детали, дополнительного разнесенного бронирования из катаной гомогенной брони в передней части башни, и развитой сварной ниши. Передняя часть башни имела форму усеченного конуса, ниша имела трапециевидную форму. Поскольку в башне размещался весь экипаж, она имела относительно большие размеры.
Башня имела закрытую цилиндрическую корзину, фактически, представляющую собой боевое отделение танка. За пределами корзины башни, в танке не было обитаемых отделений. В днище корзины по центру имелся эвакуационный люк, совпадающий с эвакуационным люком в днище корпуса.
На крыше башни с правой стороны размещался люк наводчика, командирская башенка, круглый вырез для верхней части капсулы водителя (с левой стороны), а также порты для панорамного и ночного прицелов. Кроме того, с левой стороны башни за капсулой водителя имелся цилиндрический наплыв, в котором располагалась станция дистанционного управляемого вспомогательного вооружения. Верхняя часть ниши башни представляла собой двустворчатую вышибную панель.
Внутри башни находилась вертикальная цилиндрическая капсула для водителя, заканчивающаяся с верхней части куполом наблюдения с двустворчатым люком. Капсула была установлена на крыше башни на подшипниковом подвесе, гидравлический привод капсулы обеспечивал её контр-вращение относительно башни танка таким образом, чтобы капсула всегда была ориентирована вдоль продольной оси танка, или с отклонением в 50 градусов в ту, или другую сторону. Позиция с отклонением использовалась для того, чтобы водитель мог использовать для вождения боковой перископ купола, в случае повреждения переднего. Кроме того, капсула имела фиксированное положение, развернутое на 180 градусов относительно продольной оси башни, такое положение использовалось тогда, когда башня была развернута по походному. Внутренняя часть капсулы могла гидравлически регулироваться по высоте, для того, чтобы обеспечить управление при открытом люке водителя.
Вооружение
Вооружение MBT-70 состояло из основного орудия XM150, Комплекса Управляемого Ракетного Вооружения (КУРВ) «Шилела» и набора вспомогательного дистанционно управляемого вооружения.
XM150
В качестве основного вооружения на MBT-70 использовалась нарезная 152-мм танковая пушка XM150E5, являющаяся одновременно пусковой установкой для КУРВ «Shillelagh». Предполагалось, что такое относительно короткое орудие большого калибра имеет преимущество в могуществе фугасных и кумулятивных снарядов, а малая начальная скорость компенсируется тем, что на больших дистанциях для борьбы с бронетехникой противника вместо снарядов будут применяться ПТУР.
XM150E5 представляла собой удлиненную до 30 калибров версию орудия, использовавшегося на легком танке M551 «Sheridan», а также на танке M60A2.
Орудие XM105E5 нарезное, калибра 152 мм, длина ствола 30,5 калибра, шаг правых нарезов 43,5. Для обеспечения правильного положения ракеты в нижней части ствола по всей длине имелась продольная проточка, с которой входил в зацепление специальный выступ на ракете. Затвор поршневой, полуавтоматический, с электрическим приводом. Орудие имело систему экстракции пороховых газов после выстрела, заимствованную у «Шеридана», впоследствии её заменили на систему принудительной продувки ствола сжатым воздухом.
Орудие стабилизировалось в двух плоскостях.
В нише башни находился автомат заряжания. Изначально предполагалось оснастить все танки немецким АЗ фирмы Rheinmetall, но из-за трудностей с доводкой последнего поздние американские прототипы оснащались американским АЗ фирмы General Motors, автоматы заряжания имели незначительные отличия. Магазин АЗ конвейерного типа, на 26 выстрелов, доступ к АЗ и заряжание производилось через люк, расположенный в нижней части ниши башни (для обеспечения доступа башня разворачивалась на 90 градусов). Кроме того, магазин АЗ можно было пополнять через лючок в бронеперегородке между нишей и БО танка, а также снаружи, через лючок в задней части ниши башни. Механизм досылателя имел цепной привод, размещенный внутри стационарной трубы досылателя, имеющей телескопический трубчатый удлинитель.
Заряжание происходило следующим образом: Конвейерный магазин осуществлял выбор и подачу нужного типа боеприпаса Орудие отсоединялось от системы стабилизации, и приводилось в нейтральное положение Электропривод открывал затвор, и выстрел подавался в орудие через выдвинутый удлинитель досылателя АЗ Затвор закрывался электроприводом, и орудие приводилось в свое исходное положение, соединяясь с системой стабилизации
Так как XM150 использовало унитарные выстрелы с полностью сгораемой гильзой, экстракции гильзы не требовалось. Декларировалась скорострельность около 10 выстрелов в минуту при использовании обычных боеприпасов. Возможно было также ручное заряжание, в этом случае декларировалась скорострельность 4 выстрела в минуту.
Кроме магазина АЗ, боеприпасы располагались также в нескольких дополнительных вертикальных боеукладках. Одна из них на 8 выстрелов располагалась в нише корпуса между боевым и моторно-трансмиссионным отделением, для доступа к этой боеукладке использовался специальный люк в корзине башни в районе расположения водителя. Кроме того, 12 выстрелов располагались спереди и сзади капсулы водителя внутри башенной корзины. Общий боезапас составлял 46 выстрелов пяти различных типов.
XM150E5 использовало те же типы выстрелов, что и орудие «Шеридана», кроме того, с учетом возросшей длины ствола для него был разработан выстрел типа APFSDS ХМ578Е1 с БПС.
КУРВ «Шиллела»
Комплекс Управляемого Ракетного Вооружения «Шиллела» (англ. Shillelagh) являлся основным противотанковым вооружением MBT-70, и предназначался для поражения вражеской бронетехники на расстояниях до 3000 метров.
В состав КУРВ входили: Управляемая противотанковая ракета MGM-51C с кумулятивной БЧ. Прибор наведения с ИК приемником, встроенный в прицел наводчика. Блок формирования команд. Модулятор. ИК передатчик. Блок питания. Панель проверки и управления.
ПТУР MGM-51C имела следующую конструкцию: в передней части ракеты размещалась кумулятивная боеголовка весом 6,8 кг, прикрытая легким пластиковым обтекателем. За ней располагался блок управления, после него — газовый генератор, питающий газовые рули ракеты, а также маршевый двигатель. Хвостовая часть ракеты, помимо сопла маршевого двигателя, содержала ИК излучатель и ИК приемник. Ракета стабилизировалась в полете раскрывающимися стабилизаторами, находившимися в её задней части.
Управляемая ракета выстреливалась из основного танкового орудия XM150 при помощи специального заряда со сгораемой гильзой. Подача и заряжание ракеты осуществлялась так же, как и подача других выстрелов, при помощи АЗ.
После выстрела наводчик должен был удерживать прицельную марку на цели в течение всего времени полета ракеты. Установленный в прицеле наводчика ИК приемник получал сигнал от установленного в хвостовой части ракеты ИК излучателя, при помощи чего вычислялось отклонение траектории ракеты от линии прицеливания. На основе этого отклонения, а также данных о расстоянии до цели (полученных с лазерного дальномера), данных о угловом перемещении цели (полученных от механизма стабилизации), и других данных, формировались корректирующие команды. Команды преобразовывались в модуляторе, и поступали на ИК передатчик, смонтированный на передней стенке башни слева от маски орудия. ИК передатчик транслировал команды на ИК приемник ракеты, где они преобразовывались в управляющие сигналы для её газовых рулей.
Вспомогательное вооружение Вспомогательное вооружение MBT-70 составляли: 20-мм автоматическая пушка Rheinmetall RH202 с дистанционным управлением. 7,62-мм пулемет M73, спаренный с основным орудием. 6 дымовых гранатометов XM176, установленных на башне.
Пушка RH202 устанавливалась в турельной установке кругового обстрела, установленной в специальной капсуле в левой задней части башни. В походном положении установка находилась внутри башни, под двустворчатым люком, ствол пушки при этом разворачивался в сторону задней части башни. При ведении огня установка выдвигалась.
Автоматическая пушка имела двухленточное питание, в одной ленте находились бронебойные, в другой разрывные снаряды. Короба лент находились в корзине установки. Боезапас составлял 750 выстрелов двух типов. Турельная установка имела круговой обстрел, углы вертикальной наводки от −10 до +65 градусов. Огонь из автоматической пушки мог вести как наводчик, так и командир танка, используя свои основные прицелы. Пушка стабилизировалась в двух плоскостях.
Спаренный пулемет M73 был установлен справа от танкового орудия, имел ленточное питание, короба с лентой на 3000 патронов были смонтированы на передней стенке корзины башни. Допольнительные ленты находились в коробках, хранившихся на днище танка под полом корзины. Пулемет имел электроспуск, систему сбора стеляных гильз, также систему продувки для удаления пороховых газов. Огонь из пулемета могли вести наводчик и командир.
На боковых стенках ниши башни были смонтированы дымовые гранатометы XM176, по четыре с каждой стороны.
Двигатель и трансмиссия
На американских вариантах танка устанавливались дизельные двигатели Continental AVCR-1100. Двигатель AVCR-1100 имел воздушное охлаждение, степень сжатия двигателя могла изменяться в диапазоне от 1:22 при запуске до 1:10 при полной нагрузке. Двигатель выдавал 1475 л.с. при 2800 об. мин.
Существовало две версии AVCR-1100-2 и AVCR-1100-3, отличающиеся друг от друга рабочим объёмом и немного видоизмененной конструкцией системы воздушного охлаждения цилиндров. AVCR-1100-2 имел объём 18353 см² при диаметре цилиндра 12.38 см, в AVCR-1100-3 объём был увеличен до 22286 см² за счёт увеличения диаметра цилиндра до 13.65 см.
Немецкие версии оснащались дизельными двигателями водяного охлаждения производства компании Daimler-Benz, мощностью около 1500 л.с.
И американские и немецкие версии использовали автоматическую трансмиссию Renk HWSL 354. Трансмиссия имела четыре передние, четыре задние скорости, обеспечивала автоматическое и ручное переключение передач. Механизм поворота двухпоточный, с гидростатической передачей мощности от двигателя. Помимо этого, в трансмиссию был встроен гидродинамический механизм торможения. Танк имел планетарные бортовые передачи.
Американский вариант танка имел два складывающихся шнорхеля для преодоления водных преград умеренной глубины. Шнорхели выдвигались и убирались в корпус танка дистанционно, двигательный отсек танка при преодолении водной преграды затапливался. Для преодоления более глубоких водных преград предусматривался дополнительный комплект монтируемого оборудования. Немецкий вариант танка имел герметизируемый двигательный отсек.
Один топливный бак был размещен в носовой части танка, и служил дополнительной защитой, два других топливных бака располагались вдоль боковых стенок двигательного отделения.
Ходовая часть
Ходовая часть MBT-70 состояла из 12 обрезиненных опорных катков (6 с каждой стороны), двух ведущих колёс в задней части танка, двух направляющих колёс в передней части и трёх поддерживающих катков.
Подвеска независимая, гидропневматическая, поршневого типа. Подвеска позволяла регулировать дорожный просвет танка, причём регулирование производилось независимо для четырёх групп из трёх катков каждая (группа объединяла три передних или три задних катка с каждой стороны танка). Таким образом кроме дорожного просвета мог изменяться продольный или поперечный наклон корпуса.
На американских версиях была установлена американская подвеска производства фирмы National Water Lift. Управление подвеской осуществлялось с пульта, установленного на месте наводчика. Пульт управления содержал четыре рычага управления, каждый из которых задавал дорожный просвет для одной из групп катков. Рычагами можно было оперировать как вместе, так и по отдельности.
Немецкие версии были оснащены немецкой подвеской фирмы Frieseke und Hoepfner, отличавшейся от американской конструкцией балансиров, а также возможностью автоматического управления. Управление подвеской могло осуществляться как поворотными регуляторами с пульта на рабочем месте водителя, так и тумблерами подъёма и опускания на рабочем месте наводчика.
Регулировка натяжения гусениц производилась перемещением опорного колеса, причём эта регулировка могла быть осуществлена как вручную, так и автоматически. При изменении дорожного просвета перенатяжение гусениц производилось автоматически.
Размещение экипажа и органы управления
Водитель танка располагался в специальной капсуле, размещенной с левой стороны башни. Капсула крепилась на вращающемся подвесе к люку водителя, состояла из вращающейся части люка с приспособлениями для наблюдения, вертикальной балки с укрепленными на ней органами управления, а также полика с установленным на нём сиденьем водителя. Балка имела приспособления для регулирования высоты, что позволяло в случае необходимости вести танк «по походному».
Водитель осуществлял управление при помощи основного пульта, представляющего собой штурвал с двумя установленными под углом вращающимися рукоятками по типу мотоциклетных, вращение которых вокруг продольной оси отвечало за управление акселератором, а отклонение управляло торможением. На американской версии MBT-70 рукоятки были ориентированы вниз, на немецкой — вверх. Помимо пульта управления, на балке водительской капсулы располагался пульт интеркома, основной блок контрольных приборов, а также телевизионный монитор камеры переднего обзора (на американском варианте), установленной на ВЛД. Камера служила для наблюдения в пределах мертвой зоны в передней части танка. Дополнительное оборудование рабочего места водителя размещалось на левой стенке башни, в него входили резервные органы управления танком (на случай отказа основного пульта или заклинивания капсулы в непригодном для управления положении), дополнительный блок контрольных приборов, блок управления трансмиссией, органы управления прожектором.
Для наблюдения за обстановкой водитель использовал три перископа, встроенных в люк. В случае выхода из строя основного перископа, капсула могла быть сориентирована таким образом, что наблюдение по ходу движения можно было осуществлять в один из двух боковых перископов. В обычной ситуации капсула была всегда ориентирована вдоль продольной оси танка, вне зависимости от положения башни, но в случае необходимости могла быть развернута на 180 градусов относительно обычного положения, для осуществления движения задним ходом. В походном положении башня разворачивалась против хода танка, а капсула разворачивалась по ходу, причем и башня и капсула имели фиксацию в таком положении. С правой стороны башни располагалось рабочее место наводчика орудия. Сиденье наводчика крепилось на правой стенке башни на регулируемом подвесе. Перед наводчиком располагался орудийный прицел, имевший ночной канал с подсветкой от инфракрасного прожектора. Поле зрения прицела наводчика было стабилизировано в двух плоскостях. Рядом с прицелом находился блок управления лазерным дальномером. Под прицелом находился пульт управления вооружением, состоящий из штурвала с двумя рукоятками, служащего для вертикального наведения орудия и разворота башни, а также контрольной панели выбора типа боеприпаса и переключения режимов стрельбы. На правой стенке башни над сиденьем наводчика был смонтирован пульт контрольной проверки ракет «Шилела», а также вспомогательный пульт управления разворотом башни. Наводчик имел монитор телевизионного ночного прицела командира танка.
За местом наводчика в правой задней части башни располагался командир танка. Сиденье командира было смонтировано на гидравлическом регулируемом подвесе, закрепленном на задней части погона башни, подвес сиденья был оборудован поликом. В купол люка командира были встроены шесть призматических приборов наблюдения, дававших круговой обзор. Перед люком командира на крыше башни были смонтированы панорамный стереоскопический прицел и ночной оптический и телевизионный прицел, монитор которого находился около окуляра панорамного прицела. Перед командиром располагался пульт управления в виде штурвала, который мог быть использован как для наведения орудия и разворота башни, так и для управления танком, переключение функций штурвала осуществлялось кнопками на его корпусе. С левой стороны от места командира были расположены основная приборная панель командира, панель радиостанции и интеркома, органы управления поисковым прожектором и навигационная панель. Поле зрения панорамного и ночного прицела командира танка было стабилизировано в двух плоскостях.
На немецком варианте танка командир также имел вспомогательный пульт дистанционного управления подвеской.
СУО и приборное оборудование
СУО MBT-70 состояло из: Стабилизированного в двух плоскостях перископического прицела наводчика орудия переменной кратности, имевшего инфракрасный ночной канал с подсветкой от инфракрасного прожектора Стабилизированного в двух плоскостях панорамного стереоскопического прицела командира танка Стабилизированного в двух плоскостях ночного панорамного прицела командира танка, имевшего оптический инфракрасный канал с подсветкой от инфракрасного прожектора и телевизионный пассивный канал Системы стабилизации в двух плоскостях основного орудия Системы стабилизации в двух плоскостях вспомогательного орудия Цифрового баллистического вычислителя Лазерного дальномера, совмещенного с прицелом наводчика Пульта управления вооружением наводчика Пульта управления вооружением командира танка Гирокомпаса Датчика температуры наружного воздуха, силы и направления ветра Датчика температуры пороха Датчика изгиба ствола основного орудия Прожектора инфракрасной подсветки
Кроме того, в СУО входили системы КУРВ «Шилела».
Прицел наводчика, прожекторы, инфракрасный передатчик КУРВ имели броневые шторки с дистанционным управлением. Ночной прицел командира танка был выполнен выдвигающимся.
Наводчик мог переключаться между ведением огня из основного орудия, вспомогательного орудия или спаренного пулемета. Вспомогательное орудие, в случае ведения стрельбы наводчиком, наводилось в одну точку с основным, поскольку использовался тот же прицел. Наводчик также мог выбрать один из пяти типов боеприпасов для основного орудия, и один из двух для вспомогательного.
Командир мог вести огонь из основного с вспомогательного орудия при помощи панорамного или ночного прицела, наведение осуществлялось штурвалом управления. Переключатели управления оружием были выведены непосредственно на штурвал. В случае ведения огня из вспомогательного орудия командиром оно могло наводиться независимо от основного.
MBT-70 был оборудован радиостанциями КВ и УКВ диапазонов, интеркомом, системой очистки и кондиционирования воздуха с возможностью работы в условиях радиационного и химического заражения местности. Танк имел распределенную автоматическую систему пожаротушения.
Классификация основной боевой танк Боевая масса, т 48 Компоновочная схема Совмещённое в БО и ОУ, МТО сзади. Экипаж, чел. 3 История Количество выпущенных, шт. 14 Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм 7188 Длина с пушкой вперёд, мм 9296 Ширина корпуса, мм 3505 Высота, мм 2870 Клиренс, мм 150—630 Бронирование Тип брони разнесённая, гомогенная литая внутренняя, гомогенная катанная внешняя Вооружение Калибр и марка пушки 152мм XM150E5 Тип пушки нарезная Длина ствола, калибров 30,5 Боекомплект пушки 48 Углы ВН, град. +20 -10 Углы ГН, град. 360 Пулемёты 7.62-мм пулемёт M73, спаренный с пушкой Другое вооружение 20-мм пушка Rheinmetall RH202 в дистанционно управляемой установке Подвижность Тип двигателя Continental AVCR-1100-3, дизель Мощность двигателя, л. с. 1500 Скорость по шоссе, км/ч 64 Запас хода по шоссе, км 643 Удельная мощность, л. с./т 26 Тип подвески независимая гидропневматическая (англ.)русск. Удельное давление на грунт, кг/см² 0,91 Преодолеваемый подъём, град. 60 % Преодолеваемая стенка, м 1,1 Преодолеваемый ров, м 2,8 Преодолеваемый брод, м 2,2352 без подготовки; 4,88 с подготовкой
|