M47 «Паттон II»
— модернизированный вариант танка М46 , выпускавшийся в США с июня 1951 года (производители— Detroit Tank Arsenal и American Locomotive Co).
На танке M47 были увеличены углы наклона лобовых листов корпуса, установлены инфракрасные приборы наблюдения и обогреватель для экипажа. Литая башня новой, улучшенной конструкции была оснащена модернизированной, более мощной 90-мм пушкой M36 с начальной скоростью снаряда более 900 м/с.
Танки М47 состояли на вооружении армий США , Австрии , Бельгии , Иордании, Испании , Италии , Турции , Франции , ФРГ и Японии .
История создания и производства
Модификации танка
-
M46E1
— первая (
пилотная
) модификация, корпус типа М46 с башней типа М42. Оснащена M36 90-мм пушкой, проектировалась возможность установки дополнительной радиостанции, вентилятора, стереоскопического видоискателя. Построен только один экземпляр
.
-
M47
— основная версия, запущенная в производство, корпус М46 был модифицирован наклонной броней, понижающая передача с пяти на три траковых катка с каждой стороны, удлинены глушители за задних кранцах; построено 8576 экземпляров
-
M47M
— танк, прошедший модернизацию в конце 1960-х годах, был оснащен двигателем и средствами управления огнём от танка M60A1. Количество членов экипажа было уменьшено до четырех человек, место помощника механика отсутствовало, здесь был размещен дополнительный боекомплект 90-мм снарядов. M47M не состоял на вооружении армии США, однако до 800 шт. были произведены для Ирана и Пакистана
.
-
M47E
— вариант M47M для Испании.
-
M47ER3
— испанская ремонтно-эвакуационная бронированная машина (всего, в 1994—1996 годы было построено 22 шт.).
Конструкция
M47 имеет классическую компоновку , с расположением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой части, а боевого отделения и отделения управления— в лобовой части машины. Экипаж танка состоит из пяти человек: командира, наводчика, заряжающего, механика-водителя и помощника водителя .
Броневой корпус и башня
Корпус танка несколько изменен в сравнении с танком М46 и состоит из сваренных литых деталей и катаных броневых листов. В передней части крыши корпуса справа и слева расположены люки механика-водителя и его помощника. Внутри корпус танка разделен на три отделения: отделение управления, боевое отделение, а также расположенное в кормовой части корпуса силовое отделение.
Башня танка литая с удлиненной частью на корму. На крыше башни расположены люк заряжающего и командирская башенка с люком.
Вооружение
Основным вооружением танка является 90-мм танковая пушка M36; ствол пушки— моноблок с навинтным казенником, дульным тормозом и эжекционным устройством для удаления из канала ствола пороховых газов. Затвор пушки— вертикальный клиновый полуавтоматический. Противооткатные устройства состоят из гидравлического тормоза отката и пружинного накатника. Механизмы наведения пушки имеют электромеханический и ручной приводы. Пульты управления электроприводами расположены у наводчика и командира танка.
Заряжание пушки ручное, выстрелы унитарные.
В качестве вспомогательного вооружения на танке установлены два 7,62-мм пулемёта M1919A4 и один 12,7-мм пулемёт M2HB. Один пулемёт M1919A4 спарен с танковой пушкой; второй, курсовой пулемёт M1919A4 установлен в шаровой установке в лобовой части корпуса танка, крупнокалиберный зенитный пулемёт установлен на штыревой установке перед люком командира.
Боекомплект составляет 71 шт. 90-мм снарядов; 5950 шт. 7,62-мм патронов и 900 шт. 12,7-мм патронов.
Средства наблюдения
Наблюдение из танка осуществляется смотровыми перископическими приборами M13, M13B1 или M6. Для вождения танка в ночных условиях предусмотрен инфракрасный перископ M19.
Средства связи
Радиостанция (AN/GRC-3, AN/GRC-4, AN/GRC-5, AN/GRC-6, AN/GRC-7 или AN/GRC-8), ТПУ.
Двигатель и трансмиссия
Силовая установка— 12-цилиндровый бензиновый двигатель AV-1790-5B «Континенталь» воздушного охлаждения с V-образным расположением цилиндров (мощность— 810 л.с.). Два вентилятора, нагнетающие охлаждающий воздух, установлены в развале цилиндров двигателя и имеют привод от двигателя. Силовая передача— гидродинамическая трансмиссия типа «Кросс-Драйв» CD-850-4. Она представляет собой единый агрегат, состоящий из первичного редуктора, гидротрансформатора, коробки передач и механизма поворота. Коробка передач и механизм поворота управляются одним рычагом, который служит для переключения передач и поворота танка. Силовая передача снабжена устройством, блокирующим гидротрансформатор и обеспечивающим запуск двигателя танка с буксира. Приводы управления— гидравлические. Силовая установка и силовая передача расположены в кормовой части машины.
Ходовая часть
Ходовая часть танка имеет шесть опорных и три поддерживающих катка с каждой стороны. Подвеска независимая, торсионная, с гидравлическими амортизаторами телескопического типа, установленными на передних и задних катках. Ведущие колеса заднего расположения. Между ведущим колесом и задним опорным катком установлен натяжной ролик. Гусеницы резино-металлические, со сварными траками.
Программы модернизации M47
Навесное оборудование
-
M3
— землеройный бульдозерный обвес для серии М47.
-
M6
— землеройный бульдозерный обвес для серии М47.
Эксплуатация и боевое применение
-
применялись Пакистаном против Индии в ходе войны 1965 года ;
-
применялись Иорданией против Израиля в ходе шестидневной войны 1967 года;
-
применялись турецкой армией в ходе вторжения на Кипр в 1974 году (при этом, 1 исправный танк был захвачен силами Национальной гвардии Кипра).
-
применялись хорватской армией в ходе гражданской войны в Югославии .
Интересные факты
Ранее использовавшие М47 страны показаны бирюзовым. Страны, на вооружении у которых состоял танк, показаны темно-синим.
-
Арнольд Шварценеггер купил у правительства Австрии за 1,4млн долларов танк М-47, тот самый, механиком-водителем которого он был в австрийской армии. Танк был перевезён в США, и установлен в музее в городе Колумбус , штат Огайо .
| M47, Patton II |
---|
Классификация |
средний танк
| Боевая масса, т | 46,1 |
Компоновочная схема
| классическая |
Экипаж , чел.
| 5 | История |
---|
Годы производства |
июнь 1951 — 1953
| Годы эксплуатации |
1952 — 1990-е
| Количество выпущенных, шт. | 8676 | Основные операторы |
| Размеры |
---|
Длина корпуса , мм
| 6358 |
Длина с пушкой вперёд, мм
| 8509 | Ширина корпуса, мм | 3513 | Высота, мм | 3327 |
Клиренс , мм
| 470 | Бронирование |
---|
Тип брони | стальная, катаная и литая гомогенная |
Лоб корпуса (верх),
мм/град.
| 102 / 60° |
Лоб корпуса (низ),
мм/град.
| 76…89 / 53° |
Борт корпуса,
мм/град.
| 51—76 / 0° |
Корма корпуса (верх),
мм/град.
| 51 / 0° |
Корма корпуса (низ),
мм/град.
| 20 / 62° | Днище, мм | 13—25 | Крыша корпуса, мм | 22 |
Лоб башни,
мм/град.
| 102 / 40° |
Маска орудия , мм/град.
| 114 / 60° |
Борт башни,
мм/град.
| 64 / 30° |
Корма башни,
мм/град.
| 76 / 3° | Крыша башни, мм | 25 | Вооружение |
---|
Калибр и марка пушки
| 90-мм M36 |
Тип пушки
| нарезная |
Боекомплект пушки
| 71 | Углы ВН, град. | —10…+19 |
Прицелы
| перископический M20, баллистический вычислитель M3, дальномер M12 |
Пулемёты
|
1 × 12,7-мм M2HB , 2 × 7,62-мм M1919A4
| Подвижность |
---|
Тип двигателя
|
V-образный 12- цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения
|
Мощность двигателя,
л. с.
| 704 |
Скорость по шоссе,
км/ч
| 48 |
Запас хочп двигателя
м
| 130 |
Удельная мощность,
л. с./т
| 13,8 |
Тип подвески
|
индивидуальная торсионная
|
Удельное давление на грунт,
кг/см²
| 1,03 | Преодолеваемый подъём, град. | 30 | Преодолеваемая стенка, м | 0,9 | Преодолеваемый ров, м | 2,6 |
Преодолеваемый брод
, м
| 1,2 |
|