M247 Sergeant York — зенитная самоходная установка, разработанная в США в начале 1980-х годов и планировавшаяся к принятию на вооружение. ЗСУ «Сержант Йорк» должны были составить основу ближней ПВО американских механизированных войск и обеспечить защиту от низколетящих самолётов, и, особенно, от вертолётов, вооружённых ПТУР. Предполагалось закупить 618 боевых машин этого типа. Однако, в связи с выявленными недостатками, программа производства M247 была отменена в 1985 году. Предпосылки создания
Идея о создании всепогодной ЗСУ с пушечным вооружением появилась у специалистов США в начале 1970-х годов, под влиянием итогов арабо-израильской войны 1973 года. В ходе военных действий эффективно применялись боевые вертолёты, вооружённые ПТУР, а также ЗСУ «Шилка», способные действовать в сложных метеоусловиях. Американских военных серьёзно обеспокоило, что штатная ЗСУ M163 имела дальность эффективного огня заметно меньшую, чем ПТУР «Штурм», которыми вооружались советские боевые вертолёты Ми-24.
В середине 1970-х годов были проведены предварительные разработки ЗСУ, вооружённых 25-мм автоматическими пушками. Результаты экспериментов привели к выводу, что для эффективной системы ПВО требуются орудия более крупного калибра. 18 мая 1977 года американская армия представила свои требования к перспективной зенитной системе DIVAD (Divisional Air Defensive — Противовоздушная оборона дивизии). Новая система предполагалась самоходной, бронированной, всепогодной. Для ускорения разработки промышленности было предложено создавать новую систему на хорошо отработанном шасси танка M48.
На конкурс были представлены проекты от 5 фирм — «Сперри Рэнд» (англ. Sperry Rand), «Дженерал Электрик» (англ. General Electric), «Рейтеон» (англ. Raytheon), «Дженерал Дайнэмикс» (англ. General Dynamics), «Форд Аэроспейс» (англ. Ford Aerospace).
«Сперри Рэнд» предложила на конкурс боевую машину, вооружённую швейцарскими автоматическими пушками «Эрликон KDA» (англ. Oerlicon KDA) калибра 35 мм. В буксируемом варианте эти спаренные пушки широко использовались странами НАТО в качестве средства ПВО. ЗСУ должна была оснащаться алюминиевой башней и двумя радиолокаторами, разработанными фирмой «Сперри Рэнд».
«Дженерал Электрик» подготовила проект ЗСУ, ключевой особенностью которой стала адаптация к наземному применению семиствольной 30-мм пушки «Авенджер» — основного оружия штурмовика A-10 «Тандерболт II».
«Рейтеон» предложила наименее оригинальный проект. По сути предлагалось установить на шасси М48 башню от немецкой ЗСУ «Гепард», с несколько иными, но европейскими же радарами и системами управления огнём.
Компания «Дженерал Дайнэмикс» также использовала в своём проекте орудия «Эрликон KDA», но разместила их не по бокам башни, как в немецкой установке, а пакетом, в центре башни. Радиолокаторы разработчики заимствовали из морского зенитно-артиллерийского комплекса «Вулкан-Фаланкс», производства «Дженерал Дайнэмикс». При это поисковый радар размещался на крыше башни, а радар управления огнём рядом с пушками. Конкурсные испытания
После рассмотрения конкурсных проектов, 13 января 1978 года было отдано предпочтение предложениям «Дженерал Дайнэмикс» и «Форд Аэроспейс». Их конкурсные машины получили наименования XM246 и XM247 соответственно. Испытания начались летом 1980 года на военной базе Форт-Блисс. В ходе испытаний обе установки провели около 200 стрельб и сбили 2 радиоуправляемых самолёта, 5 вертолётов и 23 малых воздушных мишени. Результаты испытаний не давали оснований для однозначных выводов о превосходстве одной из представленных систем, скорее признавалось, что обе являются явно недоведёнными.
Тем не менее, 7 мая 1981 года победителем испытаний была признана установка производства «Форд Аэроспейс». Данное решение вызвало волну критики, но с компанией был заключён контракт на доработку и производство опытной партии из 12 единиц в 1981 году, а сама ЗСУ получила официальное название «Сержант Йорк» и индекс M247. В 1982 году предполагалась закупка 50 единиц, а всего сухопутные силы США должны были получить 618 таких ЗСУ в период с 1985 по 1989 годы на сумму около 5 миллиардов долларов. Конструкция ЗСУ «Сержант Йорк»
Компоновка ЗСУ повторяла базовый танк. Впереди располагалось отделение управления, в середине боевое отделение, сзади моторно-трансмиссионное. Корпус машины был цельнолитым и обеспечивал защиту от мелкокалиберных снарядов. Значительная по размерам башня выполнялась из соединённых сваркой, катанных броневых листов и защищала лишь от стрелкового оружия и осколков снарядов. Экипаж машины состоял из трёх человек. Механик-водитель располагался в отделении управления, командир машины и наводчик в башне.
В качестве шасси использовалась шасси танка M48A5. В 1980-х годах эта машина считалась устаревшей, но значительное количество танков M48A5 находилось на базах хранения. Предполагалось таким образом снизить стоимость ЗСУ. В качестве силовой установки использовался дизельный двигатель с гидромеханической трансмиссией. Подвеска была индивидуальной торсионной и включала 6 опорных катков.
Вооружение M247 состояло из двух спаренных автоматических пушек L70 шведской разработки, которые были специально модифицированы для ЗСУ. Классификация зенитная самоходная установка Боевая масса, т 54,4 Компоновочная схема классическая Экипаж, чел. 3 История Производитель Годы производства 1981 Размеры Длина корпуса, мм 6419 Длина с пушкой вперёд, мм 7670 Ширина корпуса, мм 3621 Высота, мм 3420 Бронирование Тип брони стальная противопульная Вооружение Калибр и марка пушки 2 х 40-мм Bofors L70 Тип пушки спаренная нарезная малокалиберная автоматическая пушка Длина ствола, калибров 70 Боекомплект пушки 580 Углы ВН, град. −5..+85 Углы ГН, град. 360 Дальность стрельбы, км до 4 Прицелы оптический визир, РЛС AN/APG-68 Подвижность Тип двигателя
Мощность двигателя, л. с. 750 Скорость по шоссе, км/ч 48 Запас хода по шоссе, км 500 Преодолеваемый подъём, град. 30° Преодолеваемая стенка, м 0,9 Преодолеваемый ров, м 2,6 Преодолеваемый брод, м 1,2
|