M113 (англ. Armoured Personnel Carrier M113) — бронетранспортёр (БТР) США 1960-х годов. Разработан в 1957—1959 годах. Запущен в серийное производство в январе 1960 года, по состоянию на 2008 год его производство всё ещё продолжается. Общий выпуск M113, включая машины на его базе, составил около 85 000 единиц. Длительное время оставался основным бронетранспортёром США, в значительных количествах поставлялся также в другие страны и использовался во множестве вооружённых конфликтов. По состоянию на 2000-е годы, всё ещё во множестве состоит на вооружении ряда стран, включая США, хотя и постепенно вытесняется более современными машинами. Из 13 тысяч БТР М113, по-прежнему состоящих на вооружении сухопутных войск США, подавляющее большинство доработано до модификации А3 стория создания В годы Второй мировой войны, стандартными бронетранспортёрами войск США являлись полугусеничные M2 и M3. Однако опыт боевых действий выявил принципиальные недостатки машин такого типа — недостаточную проходимость на пересечённой местности и недостаточную защищённость, повышению которой препятствовала невозможность дальнейшего возрастания массы и снижения проходимости бронетранспортёра. Уже с осени 1944 года была начата разработка новой машины на гусеничном шасси, однако процесс поиска удачной конструкции затянулся более чем на десять лет. Созданный в 1945 году M44 оказался слишком велик для принятой к тому времени доктрины, диктовавшей использование бронетранспортёров вмещавших одно отделение пехоты. Созданный в 1946—1951 годах M75 оказался слишком дорог и был выпущен сравнительно малой серией. Разработанный в 1951—1953 годах ему на замену M59 стоил втрое дешевле, но армия сочла его слишком тяжёлым и малоподвижным из-за использования дешёвого, но недостаточно мощного коммерческого автомобильного двигателя, а также имевшим малый запас хода. Поэтому, хотя за неимением лучшего, с 1952 по 1960 год было произведено в общей сложности около 8100 M75 и M59, уже в 1954 году были начаты работы по созданию их замены.
В июне 1954 года Детройтским арсеналом была начата предварительная проработка серии лёгких бронемашин на универсальном шасси, которые были бы не только аэротранспортабельны, но и могли бы десантироваться парашютным методом. 30 сентября 1954 года армией были выданы тактико-технические задания на разработку двух семейств бронетранспортёров: более тяжёлого, массой 16 000 фунтов, предназначенного для перевозки отделения из 10 пехотинцев, чья база могла бы служить для создания различных специализированных вариантов, и лёгкого, массой 8 000 фунтов, предназначенного для разведки и могущего служить базой для установки противотанкового вооружения. Оба бронетранспортёра должны были плавать; тип движителя не оговаривался, но работы по колёсному варианту тяжёлого бронетранспортёра был прекращены к 1955 году. Эскизные макеты различных вариантов бронетранспортёров были представлены армии в июне 1955 года, к тому времени проект гусеничной версии тяжёлого бронетранспортёра был доработан, чтобы нести 12 человек, помимо водителя. Протоколом от 5 января 1956 года утвердил разработку и уточнил тактико-технические требования для трёх машин: более тяжёлого гусеничного бронетранспортёра T113, лёгкого гусеничного бронетранспортёра T114, будущего M114, а также T115, разработка которого не зашла в итоге дальше создания макета. Новшеством в конструкции T113 должна была стать броня из алюминиевого сплава. Её применение было вызвано инициативой производителей алюминия, спрос на который после окончания Корейской войны резко снизился, и в попытке найти новые рынки сбыта, производители представили армии образцы брони на основе алюминия. В мае 1956 года, фирме FMC был выдан заказ на разработку T113 и постройку прототипов. Для сравнительной оценки всех вариантов, с учётом предыдущего опыта, были заказаны сразу 16 прототипов: десять бронетранспортёров, два самоходных 81-мм миномёта, три носителя ПТУР и одно базовое шасси. Восемь из этих прототипов должны были иметь алюминиевую броню и оснащаться стандартными армейскими двигателями воздушного охлаждения, тогда как остальные восемь — стальную броню и коммерческими автомобильными двигателями жидкостного охлаждения. Изготовленный FMC макет T113 был представлен армейской комиссии в октябре 1956 года, а в 1957 году фирмой были собраны первые прототипы бронетранспортёра. В общей сложности было изготовлено, по разным данным, три или пять прототипов с алюминиевой бронёй и двигателями AOSI-314-2 с воздушным охлаждением, сохранивших обозначение T113 и пять прототипов со стальной бронёй и автомобильным двигателем Ford Model 368-UC, получивших обозначение T117 чтобы избежать путаницы. Помимо этого, были изготовлены по одному стальному и алюминиевому броневому корпусу для испытаний обстрелом.
Сравнительные испытания T113 и T117, начавшиеся осенью 1957 года, показали, что алюминиевая броня обеспечивала несколько лучшую защиту по сравнению со стальной при действии бронебойных пуль и осколков осколочно-фугасных снарядов полевой артиллерии, а также была более эффективна в обеспечении жёсткости конструкции корпуса. Также, корпус T113 оказывался более технологичным в производстве по сравнению со стальным. Помимо этого, T113 был на 750 кг легче T117, что и определило его итоговую победу. Испытания также выявили проблемы с обеими вариантами силовой установки — двигатель «Форд» проявлял склонность к перегреву, тогда как AOSI-314-2 не развивал заявленной мощности. Ещё одной проблемой стали ненадёжные гусеницы.
По итогам испытаний, к концу 1957 года требования военных к новому бронетранспортёру были пересмотрены. Помимо устранения недостатков T113, дополнительным требованием явилось максимально возможное удешевление машины, для чего было решено остановиться на коммерческом автомобильном двигателе. Помимо этого, военные требовали усиления брони даже ценой утяжеления бронетранспортёра, что в итоге вновь вылилось в создание двух вариантов — «лёгкого», с более слабым бронированием, массой 17 500 фунтов, предназначенного для вооружения воздушно-десантных подразделений и «тяжёлого», массой 24 000 фунтов, чей уровень броневой защиты должен был по меньшей мере не уступать M59, и предназначавшегося для вооружения бронетанковых войск. FMC было заказано изготовление четырёх прототипов каждого из вариантов, которым протоколом от 9 октября 1958 года были присвоены обозначения, соответственно, T113E1 и T113E2. Помимо них, было заказано по броневому корпусу каждого из вариантов, для испытаний обстрелом. Изготовление прототипов было завершено к ноябрю того же года. От T113 их отличали прежде всего изменённая конфигурация лобовой части корпуса и доработанная подвеска, применение двигателя Chrysler A710B и новой трансмиссии Allison TX-200 от грузовых автомобилей, а также более широкие гусеницы и увеличенный волноотражательный щиток. Единственное же отличие T113E1 от T113E2 заключалось в толщине бронирования. Сравнительные испытания прототипов продолжались до января 1959 года, после чего по их результатам армейской комиссией был сделан вывод, что T113E2 может выполнить обе роли, если его вес будет уменьшен ещё на 400 фунтов, что в ходе последовавшей доработки было достигнуто уменьшением толщины кормы и днища корпуса, а также днищ надгусеничных ниш. В таком виде, T113E2 был протоколом от 2 апреля 1959 года принят на вооружение под обозначением M113 (англ. Armored Personnel Carrier M113).
Серийное производство
Для подготовки к производству, были изготовлены, по разным данным, два или три предсерийных образца, после чего FMC был выдан первый заказ на поставку 900 M113. Производство нового бронетранспортёра было начато на заводе FMC в Сан-Хосе в январе 1960 года, а первые серийные машины сошли с конвейера в июне того же года. Серийное производство M113 первой модификации, без сколько-нибудь значительных изменений в конструкции, продолжалось вплоть до 1968 года. Всего было выпущено 14 813 машин этой модификации.
Работы по усовершенствованию M113 начались уже вскоре после его принятия на вооружение. Уже в июне 1959 года, ещё до начала серийного производства, FMC был выдан заказ на разработку варианта M113 с установкой коммерческого дизельного двигателя, в рамках общевойсковой программы по дизелизации бронетанкового парка, осуществлявшейся в тот период. После того, как предварительные проработки выявили двигатель General Motors 6V53 в качестве наиболее подходящего кандидата для установки в M113, FMC была заказана постройка трёх прототипов, получивших обозначение M113E1. Помимо нового двигателя, они получили и новую трансмиссию модели Allison XTG-90-2, которая имела меньшую массу чем старая, за счёт избавления в ней от контролируемого дифференциала. Этим планировалось компенсировать бо́льшую массу дизельного двигателя по сравнению с бензиновым, но испытания прототипов, проведённые на Абердинском испытательном полигоне, выявили низкую надёжность трансмиссии. С учётом этого, трансмиссия была доработана, получив обозначение XTG-90-2A и новые испытания прототипов с ней продемонстрировали превосходство M113E1 над M113 во всех отношениях. За исключением новой силовой установки и изменённой конфигурации топливных баков, M113E1 не отличался от базового вариант.
FMC же, однако, основываясь на собственных проработках, настаивала на использовании в новой модификации коммерческой трансмиссии Allison TX-100 с автоматической коробкой передач, считая её более надёжной и дешёвой в производстве, чем XTG-90-2A. Поскольку применение этой трансмиссии требовало сохранения прежнего механизма поворота с контролируемым дифференциалом, общая масса силовой установки в этом варианте выходила большей и армия поначалу отказалась даже от постройки прототипа. Тем не менее, FMC удалось настоять на своём и получить заказ на изготовление трёх прототипов такого варианта, получившего обозначение M113E2, хотя по некоторым данным, вначале сопротивление армии было настолько сильным, что FMC была вынуждена построить первый прототип с трансмиссией TX-100 за свой счёт. Сравнительные испытания обоих вариантов подтвердили правоту FMC и протоколом от 16 мая 1963 года, M113E2 был принят на вооружение под обозначением M113A1.
После выпуска двух предсерийных машин, полномасштабное производство M113A1 началось на заводе FMC в конце 1964 года. Как и с M113, значительных изменений в конструкцию самого бронетранспортёра в ходе производства внесено не было, однако FMC параллельно выпускались комплекты различного назначения, могущие устанавливаться на серийные машины. Серийное производство M113A1 продолжалось вплоть до 1979 года, число машин выпущенных по заказу ВС США, как для собственных нужд, так на экспорт, составило 23 576 единиц. Помимо этого, некоторое количество бронетранспортёров было выпущено FMC для самостоятельной продажи на экспорт. В этот период был также разработан ряд опытных вариантов M113A1, не принятых на вооружение. Так, на основе опыта боевых действий во Вьетнаме, в 1968 году был создан опытный образец с двойным усиленным днищем корпуса, улучшавшим выживаемость экипажа при подрыве на мине. Для устранения недостаточных водоходных качеств бронетранспортёра, один M113A1 был в опытном порядке оснащён водомётными движителями, устанавливавшимися снаружи на корме корпуса.
Следующая модификация появилась как результат программы по повышению надёжности M113 и его эксплуатационных характеристик в целом. В 1978 году были построены пять прототипов, получивших обозначение M113A1E1. На них была установлена новая силовая установка из двигателя 6V53T с турбонаддувом, развивавшего бо́льшую мощность и трансмиссии X200-3 с гидростатическим механизмом поворота. Управление бронетранспортёром при помощи рычагов поворота было заменено рулевым колесом. Также была перекомпонована система охлаждения двигателя, что повысило её эффективность. В подвеску были включены торсионы повышенного сопротивления и добавлены амортизаторы на вторых катках. Это позволило увеличить ход катков и плавность хода бронетранспортёра, а также увеличило дорожный просвет с 400 до 430 мм. Помимо этого, внутренние топливные баки были заменены двумя внешними, заимствованными из разработанного ранее комплекта для повышения защищённости.
Заводские испытания прототипов были завершены в октябре 1978 года, за чем последовали войсковые испытания, завершившиеся в мае 1979 года. По их результатам был сделан вывод, что силовая установка требует дальнейшей доводки, но остальные изменения могли быть перенесены на серийные машины. Такой модернизированный вариант, с изменнной системой охлаждения и подвеской, был принят на вооружение под обозначением M113A2. Внешние топливные баки устанавливались на них опционально; помимо того, был разработан комплект дымовых гранатомётов для установки на бронетранспортёр. В результате всех изменений, потяжелевший M113A2, даже без дополнительно увеличивавших его вес его внешних баков, сохранил лишь остатки способности плавать. В связи с этим, прорабатывалась идея использования надувных понтонов, но дальнейшего развития она не получила.
Развитие опробованных на M113A1E1 изменений продолжилось на M113A2E1. Прототипы этого варианта получили силовую установку RISE (англ. Reliability Improvements for Selected Equipment), помимо двигателя 6V53T, включавшую в себя усовершенствованную трансмиссию X200-4, а позднее — X200-4, позволяющую в будущем устанавливать на бронетранспортёр двигатели мощностью до 350 л.с. без её замены. Помимо этого, защищённость новой модификации была повышена за счёт установки противоосколочного подбоя из композиционного материала на основе кевлара на внутренней стороне бортов. Для сохранения у ещё более потяжелевшей машины хотя бы остатков плавучести, волноотражательный щиток был заменён новым, водоизмещающим, который стал единственным заметным внешним признаком новой модификации. После испытаний и последующих доработок, M113A2E1 был принят на вооружение под обозначением M113A3. Помимо этого, FMC разработала комплекты для замены на ранних модификациях M113 силовой установки целиком, либо только механизма поворота, вместе с установкой управления при помощи рулевого колеса.
Описание конструкции
M113 имеет стандартную переднемоторную компоновку, с размещением моторного отделения в правой лобовой части, трансмиссионного отделения в лобовой оконечности, отделения управления в лобовой части слева, а объединнного боевого и десантного отделения — в кормовой части машины. Экипаж M113 состоит из двух человек: механика-водителя и командира, помимо них бронетранспортёр может штатно перевозить одиннадцать десантников.
Броневой корпус
Броневой корпус M113 представляет собой жёсткую коробчатую конструкцию, собираемую при помощи сварки из катаных плит алюминиевой брони по военным техническим условиям MIL-A-46027(MR) на основе сплавов (алюминий-магний-марганец) 5083 и 5086 в нагартованном состоянии, толщиной 12, 29, 32, 38 и 44 мм. Лобовая часть корпуса состоит из двух 38-мм плит, верхней и нижней, расположенных под наклоном к вертикали, соответственно, 45° и 30°. Лобовая часть корпуса в базовой конфигурации в пределах угла безопасного маневрирования обеспечивает защиту от 12,7-мм бронебойных пуль с дистанции 200 м. Борта имеют надгусеничные ниши по всей длине корпуса и собираются каждый из вертикального верхнего листа толщиной 44 мм, надгусеничной полки толщиной 12 мм и вертикального нижнего листа, толщина которого составляет 32 мм, так как он в основном закрыт ходовой частью, обеспечивающей дополнительную защиту. Кормовая часть корпуса состоит из собственно кормового листа толщиной 32 мм, расположенного под наклоном в 9° и кормовой двери из листа той же толщины, имеющего наклон в 8°. Крыша и днище корпуса состоят из листов толщиной, соответственно, 38 и 29 мм. Такая базовая конфигурация корпуса оставалась неизменной на модификациях M113, M113A1 и M113A2. На M113A3 была введена дополнительная защита днища корпуса, состоявшая из стальных листов, а также предусмотрены крепления для навесной брони в виде экранов из разнотвердой стальной брони DPSA, отстоящих от основного корпуса, штатный комплект которой, применяющийся войсками США, обеспечивает круговую защиту от бронебойных пуль 14,5-мм пулемёта. При этом лобовая проекция машины не поражается 20-мм бронебойным снарядом APIT (DM43) пушки М139 с дистанции 200 м.
Моторно-трансмиссионное отделение отделено от остальных противопожарной перегородкой, сообщение между десантным отделением и отделением управления свободное. Механик-водитель и командир машины имеют индивидуальные сиденья, регулируемые по высоте для вождения с обзором через верхние люки. Десять из десантников размещаются на двух складных скамьях по бортам машины, лицом к оси машины, тогда как одиннадцатый десантник располагается на отдельном съёмном сиденье в центре отделения, лицом к корме. Со сложенными скамьями и убранным центральным сиденьем, десантное отделение может применяться для перевозки грузов общим объёмом до 6,54 м³.
Для посадки и высадки, механик-водитель и командир имеют индивидуальные круглые люки в крыше корпуса над своими местами. Для посадки и высадки десанта служит большая откидывающаяся вниз дверь-аппарель в корме машины, через которую пехотинцы могут оперативно покидать бронетранспортёр сразу по двое. Дверь опускается и поднимается при помощи гидравлического привода, управляемого с места водителя, также в ней имеется обычная открывающаяся вбок дверь меньшего размера. В крыше корпуса над десантным отделением имеется квадратный грузовой люк, откидывающийся назад. Ещё один люк, в верхнем лобовом листе, служит для обслуживания и демонтажа двигателя и трансмиссии, помимо него в крыше корпуса имеются несколько меньших лючков. Крышу корпуса над моторным отделением занимают жалюзи воздухозаборника двигателя и вывода нагретого воздуха от системы охлаждения. Поскольку M113 ранних модификаций были плавающими, все люки и лючки корпуса снабжены резиновыми уплотнениями Вооружение
Вооружение M113 в варианте бронетранспортёра состоит из одного 12,7-мм пулемёта M2HB. Пулемёт размещается на командирской башенке в турельной установке, позволяющей ему круговой обстрел при углах возвышения от −21° до +53°. Боекомплект пулемёта состоит из 2000 патронов в лентах по 100 штук.
Средства наблюдения и связи
Конфигурация смотровых приборов M113 оставалась неизменной на всём протяжении серийного производства. Механик-водитель и командир в небоевых условиях могли осуществлять наблюдение через свои люки. Для обзора же в боевых условиях, механик-водитель имел четыре перископических смотровых прибора M17, устанавливавшиеся вокруг его люка и обеспечивавшие ему наблюдение за лобовым и левым бортовым сектором. Для вождения ночью, в крышке его люка мог устанавливаться инфракрасный перископический прибор ночного видения M19. Командир бронетранспортёра имел в своём распоряжении пять смотровых приборов M17 в командирской башенке, обеспечивавшей ему круговой обзор. Остальные члены экипажа каких-либо средств наблюдения не имели.
Для внешней связи, на различных модификациях M113 и в зависимости от задач, устанавливались радиостанции моделей AN/GRC-3 thru 8, AN/VRC-24, AN/GRC-19, AN/VRQ-1 thru 3, AN/PRC-8 thru 10, AN/GRR-5 или AN/VRC-12. Для внутренней связи на всех модификациях M113 устанавливалось танковое переговорное устройство AN/UIC-1 на двух абонентов, механика-водителя и командира.
Ходовая часть
Ходовая часть M113 оставалась неизменной за всё время его производства. С каждого борта, ходовая часть бронетранспортёра состоит из пяти двойных обрезиненных катков диаметром 610 мм, двойного обрезиненного ленивца диаметром 533 мм и двойного ведущего колеса. Подвеска опорных катков — индивидуальная, торсионная, первый и последний катки снабжены также гидравлическими амортизаторами. Стандартные гусеницы M113, модели T130E1 — стальные, одногребневые, со съёмными асфальтоходными резиновыми подушками, шириной 381 мм и с шагом 152 мм. Левая гусеница M113 состоит из 63 траков, а правая — из 64. Кроме них, на M113A2 и M113A3 применяются также гусеницы T150 — двухгребневые, шириной 376 мм, с резиновыми подушками. Натяжение траков регулируется изменением положения ленивца при помощи гидравлического привода. Гусеницы служат также и в качестве водоходного движителя, на плаву M113 перемещается за счёт их перемотки.
Эксплуатация и боевое применение
Вьетнамская война
Ареной наиболее длительного и активного боевого применения M113 стала Вьетнамская война. С 1961 года, когда увеличилась вовлечённость США в войну, было решено снабдить войска Южного Вьетнама, до этого вооружённые лишь бронетехникой времён Второй мировой войны, современными боевыми машинами. Выбор пал на M113, и в марте 1962 года во Вьетнам были перенаправлены предназначавшиеся для войск в Европе 32 машины, что позволило укомплектовать ими две полных роты мотопехоты. В 1962 году обе роты вели боевые действия в районе дельты Меконга, во многом носившие характер фронтовых испытаний. Первый опыт их боевого применения продемонстрировал высокую эффективность нового вооружения, в том числе высокую подвижность M113, даже когда им приходилось вести бои в малопроходимых рисовых полях. Для партизан НФОЮВ применение нового бронетранспортёра оказалось неожиданностью и поначалу они несли тяжёлые потери в боевых столкновениях с ними. Но в дальнейшем, по мере накопления опыта, они начали стараться действовать на местностях, малопроходимых даже для M113 и использовать против него более тяжёлое вооружение. Эффективным оказался и сосредоточенный огонь по стрелку из пулемёта.
На практике, принятая США доктрина использования бронетранспортёров, рассматривавшая их лишь как средство доставки пехоты на поле боя, где они должны были вести бой спешившись, для Вьетнама оказалась непригодна. Спешившаяся пехота резко утрачивала подвижность и защищённость бронетранспортёра и не могла адекватно среагировать на боевую обстановку, поэтому стандартной тактикой стало ведение боя не спешиваясь, когда командир бронетранспортёра занимался поражением удалённых или танкоопасных целей из своего 12,7-мм пулемёта, в то время как пехотинцы вели огонь из личного оружия, стоя в открытом грузовом люке. Это, в свою очередь, потребовало и внесения изменения в конструкцию бронетранспортёра, прежде всего требовалось броневое прикрытие для командира при стрельбе из пулемёта, а также общее повышение огневой мощи бронетранспортёра.
После первого удачного опыта, Южному Вьетнаму были направлены дополнительные бронетранспортёры, а с 1965 года во Вьетнам начали прибывать регулярные войска США, также с собственными M113, но число последних было поначалу незначительным. Морская пехота, на чью долю приходилась большая часть бронетехники, использовала бронетранспортёры LVTP5. Армия же, из-за ограничений, продиктованных как политическими причинами, так и сомнениями командования в эффективности применения бронетехники в условиях Вьетнама, смогла привезти с собой лишь один эскадрон M113 и танков M48, но и на его использование были наложены многочисленные ограничения.
В войсках вооружение M113 нередко усиливалось путём установки дополнительных вооружений, включавших в себя 7,62-мм пулемёт Гатлинга M134, дополнительные 12,7-мм пулемёты M2 или различные безоткатные орудия, калибром от 57 до 106 мм. Распространена также была установка импровизированных щитков для пулемёта командира. На основе подобных переделок были разработаны комплекты «A» и «B» и аналогичная им по конструкции модификация ACAV, ставшие единственным стандартизованным в войсках США вариантом подобного усиления.
Помимо США и Южного Вьетнама, M113 использовались и рядом их союзников. Наиболее активно из них использовали бронетехнику австралийские и объединённые с ними новозеландские войска. Первые австралийские бронетанковые эскадроны прибыли во Вьетнам в 1967 году и в дальнейшем использовались в основном в прибрежном районе к юго-востоку от Сайгона. Часто, австралийские бронетанковые подразделения использовали тактику «молота и наковальни», зажимая противника между наступающими танками и занимавшими оборониельные позиции бронетранспортёрами с пехотой. В австралийских войсках также были распространены полевые модификации M113, помимо обычных дополнительного оружия и щитков, включавшие в себя установку башен с бронеавтомобилей «Саладин», с 76-мм пушкой, и V-100, со спаренными 7,62-мм пулемётами. Кроме них, M113 в значительно меньших количествах использовались таиландскими и южнокорейскими войсками, а также филиппинскими, но последние использовали их лишь как патрульные машины.
Оценка машины
В целом, машина для своего времени была нужной и неплохой. В данный момент сильно устарела. Однако, большой крупносерийный выпуск подтверждает оказанное ей доверие. Классификация бронетранспортёр Боевая масса, т 10,4 Экипаж, чел. 2 Десант, чел. 11 История Годы производства с 1960 Годы эксплуатации с 1960 Количество выпущенных, шт. около 80000, включая машины на базе Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм 4864 Ширина корпуса, мм 2686 Высота, мм 2496 Клиренс, мм 410 Бронирование Тип брони катаная алюминиевая Лоб корпуса (верх), мм/град. 38 / 45° Лоб корпуса (низ), мм/град. 38 / 30° Борт корпуса (верх), мм/град. 44 / 0° Борт корпуса (низ), мм/град. 32 / 0° Корма корпуса, мм/град. 38 / 8—9° Днище, мм 29 Крыша корпуса, мм 38 Вооружение Пулемёты 1 × 12,7-мм M2HB Подвижность Тип двигателя V-образный 8-цилиндровый карбюраторный жидкостного охдаждения Мощность двигателя, л. с. 215 Скорость по шоссе, км/ч 64 Скорость по пересечённой местности, км/ч 6 (на плаву) Запас хода по шоссе, км 320 Удельная мощность, л. с./т 18,8 Тип подвески индивидуальная торсионная Удельное давление на грунт, кг/см² 0,51 Преодолеваемый подъём, град. 30 Преодолеваемая стенка, м 0,6 Преодолеваемый ров, м 1,7 Преодолеваемый брод, м плавающий
|