175-мм самоходная пушка M107 (англ. 175mm Self-Propelled Gun M107) — самоходная артиллерийская установка (САУ) США 1960-х годов, класса самоходных гаубиц. Была разработана фирмой Pacific Car & Foundry в 1956—1961 годах по заказу Армии США на создание семейства авиадесантной самоходной артиллерии и связанных машин технического обслуживания, в которое входит также САУ M110, отличающаяся от M107 лишь качающейся частью орудия. Для своего времени M107 являлась одной из мощнейших в целом и мощнейшей самоходной серийной артиллерийской системой в мире. Всего с 1962 года фирмами Pacific Car & Foundry, FMC и Bowen-McLaughlin York было выпущено более 700 САУ этого типа.
M107 поступала на вооружение корпусной артиллерии Армии и Корпуса морской пехоты США и активно применялась ими во Вьетнамской войне. Из-за нестандартного калибра и ограниченного ассортимента боеприпасов M107, с принятием на вооружение улучшенной модификации гаубицы M110A2, чья дальность стрельбы с использованием активно-реактивных снарядов стала сравнима с M107, в 1978 году было принято решение о снятии последней с вооружения, и к 1981 году все M107 вооружённых сил США были переоборудованы в M110A2. M107 также активно поставлялась на экспорт, состояла на вооружении по меньшей мере десятка других стран и использовалась Израилем в Войне на истощение и Войне Судного дня. По состоянию на 2010 год, M107 всё ещё остаётся на вооружении ряда стран.
История создания и производства
К середине 1950-х годов основным вооружением тяжёлой самоходной артиллерии Армии и Корпуса морской пехоты США являлись САУ M53 и M55, вооружённые, соответственно, 155-мм пушкой и 203-мм гаубицей и использовавшие унифицированное шасси, созданное на основе агрегатов среднего танка. M53 и M55 имели перспективную башенную компоновку, хотя и с ограниченными углами горизонтального наведения, и полное бронирование, однако их надёжность оказалась недостаточной, а масса, составлявшая 44,5 тонны, серьёзно ограничивала их стратегическую и оперативно-тактическую мобильность. В это же время на основе опыта Корейской войны вооружёнными силами было выдвинуто требование по обеспечению более быстрой переброски войск за океан, для чего наиболее перспективной представлялась транспортная авиация.
На конференции Questionmark IV, проведённой в августе 1955 года, высокий приоритет был отведён разработке различных видов авиатранспортабельной техники, в том числе и САУ. По итогам этой конференции, в январе 1956 года Артиллерийско-технической службой Армии США была начата выработка тактико-технических требований для программы авиатранспортабельной тяжёлой артиллерии и в сентябре того же года было одобрен проект фирмы Pacific Car & Foundry, которой был выдан контракт на разработку семейства САУ на общей базе и постройку шести их прототипов, в том числе двух со 175-мм пушкой, получивших обозначение T235 (англ. 175mm Self-Propelled Gun T235). Три других прототипа были вооружены 203-мм гаубицей, принятой в дальнейшем на вооружение как M110, а четвёртый, на вооружение не принятый — 155-мм пушкой. Конструкция
M107 имеет классическую переднемоторную компоновку, с размещением трансмиссионного отделения в лобовой оконечности корпуса, моторного отделения и отделения управления в лобовой части корпуса за ним, справа и слева, соответственно; открытое боевое отделение занимает кормовую часть корпуса. Экипаж САУ состоит из тринадцати человек: командира, механика-водителя, трёх наводчиков и восьми заряжающих. Помимо механика-водителя, в САУ предусмотрены места только для четырёх членов экипажа, двух наводчиков и заряжающих, размещающиеся по бортам боевого отделения; остальные члены экипажа перевозятся на марше машиной сопровождения, хотя размер САУ позволяет при крайней необходимости разместить в ней всех членов экипажа
Основное вооружение
Основное вооружение M107 составляет 175-мм нарезная пушка M113 (англ. 175mm Gun M113). Длина ствола орудия составляет 60 калибров / 10 500 мм, в том числе нарезной части, имеющей 48 нарезов постоянной крутизны, с одним оборотом на 20 калибров — 8870 мм. Полная длина качающейся части орудия составляет 10 871 мм, масса — 6260 кг. Длина каморы составляет 1328 мм, объём — 47 490 см³. Затвор орудия — ручной, секторный поршневой, системы Велина[5]. Для скорострельности M113 в различных источниках приводятся данные от 1,5 до 2 выстрелов в минуту, могущие также относиться к различной продолжительности стрельбы. Противооткатные устройства орудия — гидропневматические, нормальная длина отката составляет от 711 до 1778 мм.
Средства наведения орудия включают телескопический оптический прицел M116C, артиллерийскую панораму M115 (англ. Panoramic Telescope M115) и артиллерийские квадранты M15 (англ. Elevation Quadrant M15) и M1A1 (англ. Gunner's Quadrant M1A1).
Пушка размещается в универсальной установке M158, в которой она свободно взаимозаменяема с 203-мм гаубицей M2A2. Установка обеспечивает углы наведения от −2 до +65° в вертикальной и ±30° в горизонтальной плоскости. Наведение орудия осуществляется при помощи гидравлического или дублирующего ручного привода, максимальная скорость наведения при использовании гидравлического привода составляет 6 градусов в секунду в вертикальной и 8 — в горизонтальной плоскости. Заряжание орудия частично механизировано: гидравлический механизм поднимает компоненты выстрела с земли, выводит их на линию заряжания и производит досылание. Возимый боекомплект САУ состоит лишь из двух выстрелов, остальные боеприпасы перевозятся машинами сопровождения.
Боеприпасы и баллистика
M113 имеет раздельное картузное заряжание. Единственным видом 175-мм боеприпаса является осколочно-фугасный снаряд M437 (англ. Projectile, 175mm, HE, M437) в вариантах M437A1 и M437A2, имеющий в последнем варианте массу 66,81 кг. Снаряд комплектуется взрывателями типов P.D. M572, M739, MTSQ M582 или Proximity M728 и M732, а его варианты различаются лишь зарядом: M437A1 снаряжается 13,61 кг тротила, а M437A2 — 14,07 кг состава «Composition B», состоящего из 59,5 % гексогена, 39,5 % тротила и 1 % флегматизатора в виде парафина; вспомогательный заряд обоих вариантов состоял из 136 г тротила.
Для стрельбы этим снарядом применяется метательный заряд M86 (англ. Charge, Propelling, 175mm, M86) в вариантах M86, M86A1 и M86A2, состоящий из трёх зарядов, содержащих 24,95 кг пороха M6. Модификации M86 различаются лишь конструкцией запальных трубок, некоторые партии зарядов содержат также пламегаситель M5 (англ. Flash Reducer M5) для уменьшения вспышки выстрела при стрельбе зарядом № 3, содержащий 454 грамма сульфата калия. В 1970 году на вооружение был принят упрощённый метательный заряд M124 (англ. Charge, Propelling, 175mm, M124), соответствующий заряду M86 № 1 и состоящий из одного заряда в 7,71 кг. Дополнительное вооружение
Для самообороны экипажа, САУ комплектуется 11,43-мм пистолетом-пулемётом M3A1 со 180 патронами к нему в 6 магазинах, четыремя 7,62-мм автоматическими винтовками M14 с 720 патронами к ним в 26 магазинах, а также 8 ручными гранатами.
Средства наблюдения и связи
Механик-водитель M107 на марше ведёт наблюдение через свой люк, тогда как для обзора местности при необходимости держать люк закрытым он может использовать три призменных перископических смотровых прибора M17, обеспечивающих обзор лобового сектора; специальных средств наблюдения для других членов экипажа открытая САУ не имеет. Средства внутренней связи состоят из танкового переговорного устройства AN/UIC-1 на трёх абонентов, возимые средства внешней связи отсутствуют. Классификация самоходная гаубица Боевая масса, т 28,2 Компоновочная схема переднемоторная Экипаж, чел. 5 История Производитель Pacific Car & Foundry, FMC, Bowen-McLaughlin York Годы производства 1962— Годы эксплуатации 1963— Количество выпущенных, шт. более 700 Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм 6459 Длина с пушкой вперёд, мм 11 298 Ширина корпуса, мм 3150 Высота, мм 3475 Клиренс, мм 440 Бронирование Тип брони стальная катаная гомогенная Лоб корпуса, мм/град. 13 / 0° Борт корпуса, мм/град. 13 / 0°, только на отделении управления Днище, мм небронировано Крыша корпуса, мм 13 Вооружение Калибр и марка пушки 175-мм M113 Тип пушки нарезная Длина ствола, калибров 60 Боекомплект пушки 2 Углы ВН, град. −2…+65 Углы ГН, град. ±30 Дальность стрельбы, км 32,7 Прицелы артиллерийская панорама M115, телескопический M116C Подвижность Тип двигателя V-образный 8-цилиндровый двухтактный дизельный, жидкостного охлаждения Мощность двигателя, л. с. 405 (345) Скорость по шоссе, км/ч 55 Запас хода по шоссе, км 725 Удельная мощность, л. с./т 14,4 (12,2) Тип подвески индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами Удельное давление на грунт, кг/см² 0,82 Преодолеваемый подъём, град. 30 Преодолеваемая стенка, м 1,02 Преодолеваемый ров, м 2,14 Преодолеваемый брод, м 1,07
|