ИС-7 (объект 260) — опытный советский тяжёлый танк. Разработан в 1945—1947 годах, выпуск ограничился шестью прототипами и незначительным числом предсерийных машин, произведённых в 1949 году. Мощнейший танк своего времени и самый тяжёлый среди советских танков. На вооружение Советской Армии не принимался, но многие из впервые применённых на этом танке решений были впоследствии успешно использованы в серийных машинах. История создания
Проект был осуществлен конструктором Николаем Шашмуриным
Летом 1945 года в Ленинграде началось проектирование объекта 260, получившего индекс ИС-7. Для его детальной проработки было создано несколько узкоспециализированных групп, руководителями которых назначили опытных инженеров, имевших большой опыт в создании тяжелых танков. Описание конструкции
Хотя ИС-7 являлся во многом развитием тяжёлого танка ИС-3, на нём было применено множество новейших решений, значительно опередивших своё время. Компоновка танка классическая, отделение управления объединено с боевым. Экипаж танка состоял из пяти человек, из которых 4 — командир, наводчик и двое заряжающих, осуществлявших также управление пулемётами, располагались в башне, в то время как механик-водитель размещался в передней части корпуса.
Топливо находилось в 14 резиновых баках общей емкостью 800 л, из которых 6 баков располагались снаружи в металлических бункерах по бортам.
Броневой корпус и башня
Броневой корпус ИС-7 сваривался из катаных броневых плит различной толщины. Лобовая часть выполнялась по схеме «щучий нос» из 150-мм плит, борта сложной формы изготавливались из двух частей — верхних наклонных толщиной 150 мм и вогнутых внутрь нижних толщиной 100 мм. Кормовая часть состояла из нижней детали 100-мм толщины и сильно наклоненной 60-мм верхней детали. Штампованные крыша и днище имели толщину 30 и 20 мм, соответственно.
Башня танка — литая, четырёхместная, очень больших размеров, но невысокая и с большими углами наклона брони. Броня башни переменной толщины, от 94 мм в кормовой части башни до 210 при суммарном наклоне 51-60 градусов в лобовой, толщина маски орудия достигала 350 мм.
Вооружение
Основным вооружением танка являлась мощная 130-мм танковая нарезная пушка С-70 57,2 калибра и начальной скоростью 33,4-килограммового бронебойного снаряда 900 м/с разработанная на базе 130-мм морской корабельной пушки. Пушка имела вертикальный клиновой полуавтоматический затвор, оборудовалась однокамерным сетчатым дульным тормозом, системой управления огня и механизмом заряжания с электроприводом, по типу морских артиллерийских установок, повышавшим скорострельность пушки до 6-8 выстрелов в минуту. Система управления огнём при ведении стрельбы автоматически наводила пушку в соответствии с положением прицела и производила выстрел. Боекомплект орудия составлял 30 выстрелов раздельно-гильзового заряжания с калиберными бронебойными и осколочно-фугасными снарядами, размещавшихся на полу боевого отделения и в надгусеничных нишах. Помимо пушки, вооружение ИС-7 составляли 8 пулемётов, из них два 2 — 14,5-мм КПВТ и 6 — 7,62-мм СГМТ. Один из КПВТ и два СГМТ были установлены в маске пушки, второй КПВТ устанавливался на турели на крыше башни, из оставшихся четырёх СГМТ, два крепились по бортам кормовой части башни и два — на надгусеничных полках. Все пулемёты, кроме спаренных с пушкой, оборудовались дистанционным электроприводом и наводились изнутри танка. Боекомплект пулемётов состоял из 400 14,5-мм патронов и 2500 7,62-мм. Двигатель и трансмиссия
ИС-7 оборудовались V-образным 12-цилиндровым четырёхтактным дизельным двигателем эжекторного охлаждения М-50Т мощностью 1050 л.с, являвшимся танковым вариантом морского дизеля.
Трансмиссия на первых прототипах состояла из шестиступенчатой коробки передач и двухступенчатого механизма поворота планетарного типа, но на второй серии прототипов и предсерийных машинах устанавливалась восьмиступенчатая планетарная коробка передач и иные механизмы поворота.
Ходовая часть
Подвеска катков независимая, торсионная. Ходовая часть каждого борта состояла из 7 сдвоенных опорных катков с металлическими ободами и размещёнными в балансирах гидравлическими амортизаторами. Ведущие колёса задние, зацепление гусениц цевочное. Впервые в советском танкостроении на ИС-7 была применена гусеница с резинометаллическим шарниром. Оценка проекта ИС-7 стал "лебединой песней" Ж.Я.Котина и советского тяжёлого танкостроения вообще. Разработка велась в рамках новой концепции слияния боевых характеристик тяжёлого танка при сохранении подвижности среднего. Орудие мощнее чем у ИС-2, броня толще чем у "Королевского Тигра", подвижность и скорость лучше чем у Т-34.
Рассмотрим ИС-7 в сравнении с послевоенным поколением танков. Основными танками на вооружении НАТО тогда стали британский "Центурион" и американский "Паттон". Их вооружение составляли 83,2мм и 90мм орудия с высокой начальной скоростью снаряда.(оба впоследствии получили 105мм орудие) Для противостояния ИС-3 за рубежом были созданы два тяжёлых танка - М-103 и "Конкэрор" оснащённые 120мм орудием с начальной скоростью снаряда 1000м/с. Лобовая броня ИС-7 была неуязвима для бронебойных снарядов тяжёлых танков на расстоянии свыше 1000м. Бортовая защита выдерживала попадания снарядов средних танков. На испытаниях бронезащита ИС-7 показала невероятную для того времени баллистическую стойкость. Она выдержала попадания из немецкого 128мм орудия и даже собственного 130мм. В годы войны 128мм орудие поражало любой танк на любой дистанции в т.ч. ИС-2. Собственное орудие ИС-7 имело калибр 130мм и начальную скорость снаряда 900м/с и имело бронепробиваемость свыше 185мм на дистанции 1,5км. Была решена главная проблема крупнокалиберного орудия - скорострельность. С помощью механизма заряжания и введения в экипаж двух заряжающих была достигнута скорострельность 6-8 выстрелов в минуту. Прицельный комплекс так же был значительно улучшен, танк был способен вести бой на дальней дистанции с предельной точностью. Таким образом ИС-7 мог уничтожать любые типы танков НАТО находясь вне их зоны поражения. В годы второй мировой тяжёлые танки превосходя средние по боевым характеристикам значительно уступали им в подвижности. Эта проблема была решена установкой 1000-сильного двигателя и новейшей трансмиссии с сервоприводами. Огромный 68-ми тонный танк разгонялся до 60 км/ч и при этом был легко управляем. М-103 и "Конкерор" будучи по бронезащите и вооружению более менее адекватны ИС-7, значительно уступали ему в скорости и подвижности. Для борьбы с небронированными целями и пехотой наш танк имел и чрезвычайно мощное стрелковое вооружение.
В итоге СССР мог получить прообраз современного основного танка который бы обесценил танковые арсеналы вероятного противника. К сожалению прогресс противотанкового, ядерного вооружения и авиации поставил под сомнение концепцию "идеального" танка. Совершенствование кумулятивных боеприпасов резко снизило ценность его мощной баллистической бронезащиты. Столь революционные новшества в конструкции танка тоже страдали от военной культуры производства и недостатка технологической базы. Двигатель постоянно выходил из строя, система пожаротушения не срабатывала, трансмиссия с трудом выдерживала нагрузки, были и другие "детские болезни". Конечно за все эти великолепные характеристики пришлось заплатить непомерной массой в 68 тонн, из за чего была резко снижена оперативная подвижность. Транспортировка танка такой массы в советской армии не была предусмотрена, впрочем немцы вполне справлялись с транспортировкой 68- тонного "Королевского Тигра" и 72-тонного "Ягдтигра".
ИС-7 был безусловно самым мощным танком своего времени в мире. По совокупности характеристик он значительно превосходил все существующие на тот момент и даже перспективные машины. Но планы военно-политического руководства на ракетно-ядерный конфликт похоронили саму концепцию столь мощного и дорогого танка. Ставка была сделана на полчища дешёвых средних танков. Создание такого мощного танка как ИС-7 в разорённой войной стране стало огромным достижением и зримым подтверждением гения советских конструкторов и танкостроителей Классификация тяжёлый танк Боевая масса, т 68 Компоновочная схема классическая Экипаж, чел. 5 История Годы производства 1948—1949 Количество выпущенных, шт. менее 50 Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм 7380 Длина с пушкой вперёд, мм 10000 Ширина корпуса, мм 3400 Высота, мм 2480 Клиренс, мм 450 Бронирование Тип брони стальная литая и катаная Лоб корпуса (верх), мм/град. 150/65 Лоб корпуса (низ), мм/град. 150 Борт корпуса (верх), мм/град. 150 Борт корпуса (низ), мм/град. 100 Корма корпуса (верх), мм/град. 60 Корма корпуса (низ), мм/град. 100 Днище, мм 20 Крыша корпуса, мм 30 Лоб башни, мм/град. 210/51-60 Маска орудия, мм/град. 350/0 Борт башни, мм/град. 150/40 Корма башни, мм/град. 94 Крыша башни, мм 50 Вооружение Калибр и марка пушки 130-мм С-70 Тип пушки нарезная пушка Длина ствола, калибров 57,2 Боекомплект пушки 30 Пулемёты 2 х 14,5-мм КПВТ, 6 х 7,62-мм СГМТ Подвижность Тип двигателя М-50Т
Мощность двигателя, л. с. 1050 Скорость по шоссе, км/ч 60 Скорость по пересечённой местности, км/ч 32 Запас хода по шоссе, км 300 Удельная мощность, л. с./т 15,4 Тип подвески индивидуальная торсионная Удельное давление на грунт, кг/см² 0,97 Преодолеваемый подъём, град. 30 Преодолеваемый брод, м 1,5
|