Экипаж машины состоит из двух человек: механика-водителя и командира. Также имеется десантный отсек для сапёрного отделения, вмещающий до 6 человек.
Броневой корпус и башня
Машина создана на базе боевых машин пехоты БМП-1 и БМП-2. Корпус представляет собой сварную конструкцию из броневой стали. На крыше расположены три люка для выхода экипажа. В днище машины имеется дополнительный люк.
Вооружение
В качестве основного вооружения используется 7,62-мм пулемёт ПКТ, боекомплект составляет 1000 патронов.
Средства наблюдения и связи
Для связи в ИРМ используется два комплекта радиостанций Р-147.
Для наблюдения за местностью и выполнения боевых задач ИРМ оборудована следующими средствами наблюдения: Прибор ночных работ ПНР; Артиллерийская буссоль ПАБ-2М; Дальномер сапёрный ДСП-30; Прибор инженерной фоторазведки ПИФ; Перископ большого увеличения ПБУ Прибор наблюдения ПИР-451.
Специальное оборудование
Для действия на заражённой местности в машине имеется фильтро-вентеляционная установка. Для работы в условиях ядерного заражения в ИРМ «Жук» установлен радиометр-рентгенометр ДП-3Б. При работе в условиях химического заражения используется прибор ВПХР для определения отравляющих веществ.
Для разведки с минных полей ИРМ оснащена миноискателем РШМ. Элементы миноискателя расположены перед машиной. Кроме встроенного, имеются два ручных миноискателя ИМП и водолазный миноискатель МИВ.
Кроме всего прочего для выполнения боевых задач ИМР имеет комплекс средств, в состав которых входят: Комплект разминирования КР-И; 15 кг тротиловых шашек; 1 аккумуляторный фонарь; Эхолот; 6 фонарей П2М; Измеритель скорости течения; Ручной пенетрометр РП-2; Две катушки сапёрного провода СПП-2; Комплект светящих створных знаков; Подрывная машинка КПМ-1; Линейный мост ЛМ-48; 2 сумки минёра-подрывника СМП; Омметр М-57.
Двигатель и трансмиссия
Машина оборудована дизельным двигателем, мощностью 300 л.с., для самовытаскивания на борту имеется два твёрдотопливных ракетных двигателя от ЗУР 9М39, входящей в состав ПЗРК 9К38 «Игла». Ракетные двигатели способны создавать реактивную тягу в 312 кг.
Служба и боевое применение
56 инженерно-саперный Александрийский Краснознаменный полк ордена Суворова (56 исп). 214 инженерно-саперная бригада (214 исп) в/ч 11105. 7023 гвардейская Брестско-Берлинская Краснознаменная база хранения и ремонта военной техники орденов Суворова и Кутузова (7023 БХиРВТ) в/ч 18437. 140 отдельный гвардейский инженерно-саперный Кингисеппский Краснознаменный ордена Александра Невского полк (140 оисп) в/ч 30763. 58 инженерно-саперный полк (58 исп)
Оценка машины
Собственно, это больше громкое название ИРМ, чем действительно новое слово в инженерном деле. С таким же успехом практически весь комплект средств инженерной разведки перевозился на обычном БТР-60 (позднее БТР-70). Все равно каждый прибор сапер берет в руки и шагает работать с ним. К тому же личный состав размещается в БТР с гораздо большим комфортом, скорость у БТР гораздо выше при практически той же проходимости, что и ИРМ. Да и очень уж шумный выхлоп двигателя у ИРМ (мертвого разбудит). Кто ездил на МТ-ЛБ это хорошо знает. Пользоваться машинным миноискателем РШМ согласится разве только пьяный ежик. Штука эта капризная и до невероятности коварная и неверная. Деревяные и платмассовые мины не обнаруживает. Уж лучше бы ножевой трал спереди навесили. Машина плохо переносит подрыв на мине - лопается корпус по сварке, разрушается механизм натяжения ленивца, у экипажа тяжелейшая контузия, механик обычно погибает. В то же время БТР из-за довольно большого расстояни от низа колеса до брони при подрыве на американской мине М-19 отделывается потерей колеса, иногда даже колесный редуктор не повреждается. И после подрыва БТР нередко сохраняет способность двигаться. Экипаж после пары сигарет и полкружки водки также способен продолжать выполнять задачу. Так что в батальонах ИРМы обычно мирно дремали в боксах, а оснащение саперы использовали. Классификация Инженерная разведывательная машина Боевая масса, т 17,2 Экипаж, чел. 2 Десант, чел. 6 История Производитель Годы производства с 1980 Годы эксплуатации с 1980 Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм 8220 Ширина корпуса, мм 3150 Высота, мм 2400 Клиренс, мм 420 Вооружение Прицелы ПАБ-2М, ДСП-30, ПИР-451 Пулемёты 1 х 7,62-мм ПКТ Подвижность Тип двигателя дизельный + 2 ТТРД от ЗУР 9М39 для самовытаскивания Мощность двигателя, л. с. 300 Скорость по шоссе, км/ч 52 Скорость по пересечённой местности, км/ч 12 на плаву Запас хода по шоссе, км 500 Удельное давление на грунт, кг/см² 0,69 Преодолеваемый подъём, град. 36 Преодолеваемый ров, м 2,3 Преодолеваемый брод, м плавает
|