Hummel (нем. Шмель) — немецкая самоходная 150 мм гаубица. В 1941—1942 гг. нацистской Германии потребовалась САУ достаточно бронированная, быстрая и тяжело вооружённая. И в 1942 году фирма Alkett изготовила штурмовую САУ на основе Pz.Kpfw.IV, вооружённую тяжёлой 150-мм гаубицей sFH 18. САУ была запущена в массовое производство в том же 1942 году. Она отличалась типичной для машин данного типа конструкцией: в передней части располагался отсек управления, в центре - двигательный отсек, в задней части САУ - боевое отделение. "Hummel” был самодвижущейся тяжёлой гаубицей на основе ходовых частей Panzer III и Panzer IV. Экипаж "Шмеля” размещался в открытой кабине (хотя и перекрытой со всех четырёх сторон бронеперегородкой), что, разумеется, позволяло экипажу в полной мере насладиться всеми неприятностями, связанными с погодными условиями. Таким образом, экипаж SdKfz 165 Hummel был защищён только от огня стрелкового оружия и от осколков артиллерийских снарядов. Не способствовало защищённости бойцов и открытый верх боевой рубки, единственной крышей которой мог служить брезент, натягиваемый иногда во время передвижения машины на марше, а также на стоянках. За время Второй мировой войны машина показала себя с блестящей стороны и очень полюбилась солдатам. САУ SdKfz 165 Hummel выпускалась с февраля 1943 года до конца войны. Всего было построено 714 этих машин. Существовала также машина-подвозчик боеприпасов, представлявшая из себя ту же САУ, но без вооружения. Развитие концепции в условиях войны и «промежуточное» решение
Как это часто случалось, сухопутные войска разработали крайне амбициозную спецификацию, все требования которой вряд ли было возможно увязать в одной машине. Встал вопрос о необходимости разработки целого семейства машин. Heereswaffenamt выдало задание на проектирование САУ с калибром орудий от 105 до 210 мм. фирмам Крупп, Рейнметалл, Даймлер-Бенц и Шкода. Логика диктовала использование для различных орудий различных гусеничных шасси. Каждой фирме предстояло спроектировать по три САУ. Данный заказ известен как «окончательное решение», однако он не устраивал полевые подразделения, которым САУ требовались срочно; на претворение в жизнь «окончательного решения» требовалось время. Тогда в управлении Heereswaffenamt появилось на свет «промежуточное решение» — создание двух САУ, вооруженных 105-мм пушкой lFH 18 и 150-мм sFH 18.
График проектирования САУ был установлен очень жёстким, в их конструкции предписывалось широко использовать уже выпускающиеся узлы и агрегаты. Фирмы-разработчики не согласились с предложением Heereswaffenamt и выдвинули встречные концепции; фирмы сумели заставить военных отказаться от требований обеспечения кругового обстрела и съёмной пушки. На рубеже 1941–42 гг. были сформированы базовые требования к машине «промежуточного решения»: Максимальное использование в конструкции существующих и освоенных в производстве узлов и агрегатов с целью сокращения сроков проектирования САУ и удешевления конструкции; Использование в боекомплекте боеприпасов буксируемых орудий, в этом случае не требуется составление новых стрельбовых таблиц; Углы вертикального наведения орудия — от -10° (в крайнем случае от -8°) до +45°; Сектор горизонтального обстрела пушки без поворота всей машины — ±15°; Прицельное оборудование: оптические прицелы Zieleinrichtung 34 для ведения огня прямой наводкой и Rundblickfernrohr 36 для стрельбы с закрытой позиции.
Шасси
Исследования показали, что шасси танков Pz.Kpfw. II и Pz.Kpfw. IV пригодны для установки на них 105-мм пушки lFH 18 и 150-мм орудия sFH 18, в результате было решено использовать в качестве базы шасси обеих танков. Основная переделка шасси заключалась в переносе моторного отделения с кормы в среднюю часть, боевое отделение оборудовалось в задней части машины.
Машина в целом
Боевая масса зависит от выбора шасси и орудия. Бронирование выбранного шасси остается неизменным, бронирование рубки должно обеспечивать защиту экипажа от пуль стрелкового оружия, прежде всего пулемётов, и от шрапнели. Стабильность платформы под орудие должна обеспечивать максимальную устойчивость САУ при любом положении пушки. Следует обеспечить по возможности больший возимый внутри машины боекомплект. Габаритные размеры САУ должны обеспечивать перевозку машин железнодорожным транспортом. Запас топлива САУ аналогичен запасу топлива на танках Pz.Kpfw. II и Pz.Kpfw. IV. Экипаж САУ, вооруженной 105-мм пушкой lFH 18 шесть человек, САУ, вооруженной 150-мм орудием sFH 18,— семь человек. В состав экипажа в обязательном порядке входят: командир, механик-водитель, радист.
Технические характеристики
Вооружение: 150 мм тяжёлая полевая гаубица sFH 18L/30. Ствол гаубицы имел длину 4 метра 40 сантиметров. Для стрельбы использовались фугасные (в основном), и дымовые (редко) снаряды и 7,92 пулемёт MG 34, боекомплект состоял из 18 снарядов и 600 патронов.
Производство
Все необходимые новые узлы, агрегаты и детали конструкции новых машин должны изготавливаться на имеющемся оборудовании по существующим технологическим процессам; операции, требующие механической обработки, следует свести к минимуму. История двух вышеупомянутых САУ шла параллельно. Обе машины имели очень ограниченный возимый боекомплект, на «Хуммеле» он составлял всего 18 выстрелов, в результате примерно 22-24 % всех САУ пришлось построить в варианте транспортёра боеприпасов. Конструкция транспортёров практически не отличалась от конструкции САУ. Сохранялось возможность установки на транспортёры пушек в полевых условиях. Аналогичный подход сохранился и при производстве САУ «Wespe». Шасси устаревшего танка Pz.Kpfw. II было выбрано в качестве платформы для монтажа 105-мм пушки lFH 18, выпуск САУ наладили на заводе фирмы FAMO в Бреслау. Поступление лёгких и тяжёлых САУ в строевые подразделения началось веснoй 1943 г. Сомнения в действенности «промежуточного решения» развеялись после успешного применения САУ в составе артиллерийских батарей танковых дивизий. Панцердивизии теперь получили превосходное артиллерийское прикрытие. Ухудшение военного положения Германии привело к отказу от планов дальнейших работ по «окончательному решению», работы в рамках этой программы ограничились постройкой нескольких прототипов САУ.
Разработка и производство САУ «Hummel»
Осенью 1942 г., после демонстрации Гитлеру раннего прототипа самоходной установки со 150-мм пушкой sFH 18 на шасси танка PzKpfw. IV, фирма Alkett из Борзигвальде приступила к разработке машины Geschutzwagen III/IV. В конструкции машины предусматривалось максимально возможное количество уже имеющихся узлов и агрегатов; отбирались лучшие системы танков PzKpfw. III/IV. Считалось, что машина будет удовлетворять минимальным требованиям для использования в качестве платформы под установку тяжелой 150-мм пушки sFH 18/1. Внешний облик ходовой части в большей степени соответствовал шасси танка PzKpfw. IV Ausf.F, в то же время, внутреннее оборудование большей частью аналогично танку PzKpfw. III Ausf. J. От танка PzKpfw IV взяты Несколько измененный корпус, ходовая часть с опорными катками, поддерживающими роликами, подвеской, ленивцами гусеницами, устройствами натяжения траков и т.д.
От танка PzKpfw III взяты двигатель Майбах HL-120TRM с трансмиссией SSG-77, тормозные устройства, ведущие колеса, механизмы управления.
Новые детали специально для САУ разработаны новые валы, передающие мощность от двигателя, выхлопные патрубки, масляные фильтры, инерциальные стартеры, топливопроводы, зимнее оборудование.
Выполненный из конструкционной стали макет установки Geschutzwagen III/IV Гитлер осмотрел в октябре 1942 г. К маю 1943 г., к началу летней кампании, предстояло построить 100 САУ «Hummel». Сборку машин предстояло наладить на заводе фирмы Дойче Эйзенверке в Дйсбурге, производство бронелистов рубки — на заводе фирмы Дойче Рохренверке в Мюнгейме. К маю 1943 г. удалось построить 115 самоходок, но во фронтовые подразделения попали только 55 машины, остальные были направлены в учебные подразделения. Успешный опыт боевого применения САУ привел к увеличению их выпуска, всего в 1943 г. было построено 368 САУ «Hummel», в 1944 г. — 289 и 57 — в 1945 г. Общий объём производства составил 724 самоходные установки «Hummel», десять их которых было переделано из танков, кроме того, вермахт получил 157 транспортёров боеприпасов Munitionsstrager. В войсках САУ «Hummel» очень любили: её можно назвать самой популярной немецкой самоходкой времён войны. Боевое отделение на обоих самоходках, «Hummel» и «Wespe», находилось в кормовой части машины. Моторное отделение расположено в средней части, отделение управления — в передней. Отделение управления изолировано от боевого отделения. Доступ в отделение управления осуществлялся через два люка. Кроме пушки САУ вооружалась пулемётом MG-34 или MG-42, для самообороны экипаж имел два автомата МР-40 и пистолеты. Машины оснащались чрезвычайно надёжным двигателем Майбах HL-120TRM и трансмиссией SSG-77. Использование трансмиссии танка PzKpfw III привело к необходимости установки на САУ тормозов, механизмов поворота и ведущих колёс от этого же танка. В то же время двигатель Майбах HL-120TRM не обеспечивал самоходке заданной в требованиях удельной мощности. Радиооборудование САУ унифицировано с радиооборудованием машин артиллерийских корректировщиков. На САУ «Hummel» и «Wespe», транспортёрах боеприпасов Munitionstrager ставились радиостанции Funksprechgerat f (FuSprG 0 и Bordsprechgerat (BoSprG). Обычно вместе с САУ работали машины артиллерийских корректировщиков Panzer-Beobachtungswagen III, изготовленные на базе танков PzKpfw III. Радиооборудование этих машин включало радиостанции Funksprechgerat f (FuSprG 0. Bordsprechgerat (BoSprG), Tornisterfunkgerat g (TornFuG g-movable), среднечастотные приёмники FU-4 и FU-8, работающий в диапазоне средних волн 30-ваттный радиопередатчик. На прототипе САУ, построенном фирмой Alkett, устанавливалась пушка с дульным тормозом, в процессе серийного производства от установки дульного тормоза отказались. Дульный тормоз был необходим при использовании зарядов № 7 или 8, обычно же применялись заряды №№ 1–6. Санкцию на стрельбу с использованием зарядов № 7 или 8 из пушек без дульных тормозов давал командир не ниже уровня командира взвода. Кроме того, применение заряда № 8 разрешалось при угле возвышения ствола не более 40°. Одна пушка выдерживала максимум десять выстрелов с зарядами № 8. Ниже приведены дальности стрельбы снарядом массой 43,5 кг при использовании различных зарядов:
Номера шасси начинались с номера «320001». Конструкция САУ «Hummel» оставалась практически неизменной на протяжении всего периода серийного производства. Незначительные изменения вносились в машину по ходу производства и в основном были связаны с выработкой задела одних комплектующих или началом выпуска новых. Разделение на машины раннего и позднего выпуска достаточно условно, тем не менее его можно сделать. Анализ фотографий «Хуммелей» раннего и позднего выпуска позволяет установить следующий внешние различия: САУ раннего выпуска ленивцы от танка PzKpfw IV Ausf.D; выхлопные трубы уложены только на одном надгусеничном крыле над ленивцем; по одному запасному опорному катку укреплено на лобовой бронеплите; на каждом предкрылке установлено по одной фаре Bosh; ведущие колеса аналогичны используемым на танках PzKpfw III Ausf.E; обрезиненные поддерживающие гусеницу ролики аналогичны используемым на танках PzKpfw IV Ausf.D; вентиляционные решетки двигателя в правом и левом бронелистах рубки; откидные предкрылки над ленивцами.
САУ позднего выпуска ленивцы аналогичны используемым на танках PzKpfw IV Ausf.F; выхлопные трубы уложены на надгусеничных крыльях с обоих бортов; два запасных опорных катка размещены на кормовом бронелисте; установлена только одна фара Bosh на левом переднем предкрылке; ведущие колеса аналогичны используемым на танках PzKpfw III Ausf.J; стальные поддерживающие гусеницу ролики аналогичны используемым на танках PzKpfw IV Ausf.H; вентиляционные решетки двигателей прикрыты бронещитами; откидные предкрылки над ленивцами не устанавливались.
Развертывание САУ «Hummel» и организация подразделений, имевших на вооружении САУ «Hummel»
Организация артиллерийских полков панцердивизий регламентировалась штатным расписанием KStN 431 (Kriegsstarkenachweisung), оснащение артиллерийских полков регламентировалось штатным расписанием KAN 431 (Kriegsausrustungsnchweisung), оба расписания датированы 16 января 1943 г.; 1 июня 1944 г. был утвержден новый штат — KStN 431 f.G. (Frei-Gliederung). В соответствии с KStN 431 один из трёх мотопехотных батальонов (чаще всего 1-й) перевооружался самоходно-артиллерийскими установками. Две из трёх батарей артиллерийского полка танковой дивизии получали САУ «Wespe»; в каждой батарее насчитывалось по шесть САУ и по 1–2 транспортёру боеприпасов Munitionstrager. Третья батарея получала шесть САУ «Hummel» и 1–2 машины Munitionstrager на базе «Хуммеля». Штаб батареи имел на вооружении две машины артиллерийских корректировщиков Panzer-Beobachlungwagen на базе танков PzKpfw II или PzKpfw III. В конце войны артиллерийские батареи отдельных панцергренадёрских дивизий тоже получили на вооружение САУ «Hummel» и «Wespe». Впервые САУ «Hummel» использовались в боях на Курской дуге летом 1943 г., в конце 1943 г. «Хуммели» действовали на всех участках фронта. В 1943 г. новые САУ продемонстрировали высокую надёжность и боевую эффективность. Камуфляж и маркировка
В первые месяцы 1943 г. постепенно всю вновь построенную бронетехнику в Германии стали окрашивать в новый базовый тёмно-желтый (Dunkelgelb) цвет. В такой же цвет окрашивались и «Хуммели», в то же время, существуют фотографии САУ «Hummel» и «Wespe» из 9-й панцердивизии СС, на которых видно,'что самоходки имеют базовый серый цвет по которому зеленой краской нанесены пятна. Поскольку САУ «Hummel» предназначались для ведения огня с закрытых позиций, расположенных в нескольких километрах от передовой, острой необходимости в особо изощрённом камуфляже не было. На большинстве снимков видно, что самоходки окрашены в базовый тёмно-желтый (Dunkelgelb) цвет, поверх которого распылителем нанесены пятна зелёной (RAL6013) и коричневой (RAL8017) красок. Зимой САУ целиком красили белой краской. Новые камуфляжные окраски появились во второй половине 1944 г.и в 1945 г., в отдельных случаях камуфляж наносился прямо на заводе, причём не только из краскопульта, но и кистью. Точный цвет окраски установить по чёрно-белым фотографиям военного времени практически невозможно. Общим для всех САУ «Hummel» являлось место нанесения опознавательного знака в виде креста — на борту рубки примерно на один метр позади вентиляционных решеток двигателя. На бортах САУ вместо трёхзначных номеров, как на танках, наносились как принято в артиллерийских подразделениях буквы от «A» до «F», встречались также машины с буквами «G», «О» и даже «R». Чаще всего буквы наносились на лобовые и кормовые бронелисты рубок. Трёхзначные «танковые» номера встречались на САУ «Hummel» крайне редко, так, в частности, маркировались самоходки артиллерийского полка 2-й танковой дивизии SS «Das Reich» и 116-го артиллерийского полка 5-й танковой дивизии (Pz.Ar.R. 116). Существует фотография машины с бортовым номером «158» из состава 5-й панцердивизии. Номер расшифровывается следующим образом: 1-я рота, 5-й взвод, 8-я машина. Тем не менее, «танковые» номера на машинах артиллерийских полков были большой редкостью. Ниже идентификационных букв наносился ещё и регистрационный номер (например TZ-04), иногда номер писали на левом переднем предкрылке. Во второй половине войны дивизионные эмблемы наносились на германскую бронетехнику очень редко, «Хуммели» здесь исключения не представляют. Собственные имена установок экипажи писали от руки на стволах орудий, самоходки обычно называли именами любимых девушек, жён, известных деятелей.
Тип: самоходная гаубица (Самоходная артиллерийская установка) Страна: Германия Характеристики Масса, кг: 24,4 тонны Бронирование: 10—28 мм Тип и модель двигателя: Maybach HL 120 TRM V-12 Petrol Скорость, км/ч: 42 км/ч Удельная мощность, л.с./т: 12,5 л.с./тонну Мощность двигателя, л.с.: 300 Запас хода, км: 215 км Подвеска: блокированная на листовых полуэллиптических рессорах Основное вооружение: 1x гаубица 15 cm sFH 18/1 L/30, 18 rounds Дополнительное вооружение: 1x пулемёт MG 34, 600 патронов Длина, мм: 7,17 м Ширина, мм: 2,97 м Высота, мм: 2,81 м Экипаж (расчёт): 6 (водитель и расчёт орудия)
|