Grille (нем. сверчок) — немецкая самоходная артиллерийская установка класса самоходных гаубиц времён Второй мировой войны. Производились на базе чешского танка Panzer 38(t) Ausf. H и Ausf. M, с установленной на нем немецкой 150-мм тяжелой пехотной пушкой sIG 33. Эти установки состояли на вооружении в ротах тяжелых пехотных орудий в составе полков моторизованной пехоты (Panzergrenadier Regiment) танковых дивизий Вермахта, а также в отдельных батареях в крупных танковых соединениях. Первым крупным сражением, где они использовались массово, стала Курская битва. Всего было построено 383 таких САУ. Производство
Первоначальный заказ включал в себя 200 машин на базе Panzer 38(t) Ausf. M. Однако из-за задержек стали использоваться шасси Ausf. H, а позднее даже возвращенные с передовой для капитального ремонта машины. Первые образцы САУ "Grille" были построены на чешских танках Panzer 38(t) Ausf. H, двигатель которого располагался сзади. Башня танка демонтировалась и вместо нее ставилась низкая надстройка с боевым отделением. Затем устанавливалась тяжелая пехотная пушка sIG 33 (schweres Infanteriegeschütz 33). С февраля по апрель 1943 года на заводе BMM (бывший ČKD Praga) в Праге построили один прототип и 90 серийных САУ "Grille". Машина получила официальное обозначение 15 cm Schweres Infanteriegeschütz 33 (Sf) auf Panzerkampfwagen 38(t) Ausf. H (Sd.Kfz. 138/1). Второй вариант САУ использовал шасси Panzer 38(t) Ausf. M c двигателем посередине. Также, как и при строительстве САУ ранней модификации, башня танка удалялась и на ее место ставили надстройку и боевое отделение. В отличии от Ausf. H, САУ Ausf. M располагали надстройку в задней части корпуса. Вооружались они также тяжелой пехотной пушкой sIG 33. С апреля по июнь 1943 года и с октября 1943 по сентябрь 1944 года было выпущено 282 САУ, а также 120 перевозчиков боеприпасов. Последние отличались лишь тем, что вместо орудия в их боевом отделении располагались стеллажи для боеприпасов. Кроме того, в полевых условиях можно было установить на перевозчик пушку обратно.
Боевое применение
Тяжелые пехотные пушки на самоходном бронированном шасси в период кампании во Франции имелись на вооружении шести немецких танковых дивизий. Но только с поступлением в войска 200 новых самоходок Sd.Kfz. 138/1, удалось увеличить огневую мощь пехотных подразделений танковых дивизий, причем усиление огневой мощи произошло не столько за счет количества, сколько за счет качества. В соответствии со штатным расписанием танковых и панцергренадерских дивизий 1943–45 гг. каждое соединение имело всего по 12 самоходных пехотных пушек. Они не входили в состав дивизионной артиллерии, вооруженной САУ и буксируемыми орудиями, подразделения самоходных пехотных пушек придавались непосредственно панцергренадерским полкам в качестве машин огневой поддержки. И механизированные полки на бронетранспортерах, и моторизованные полки на грузовых автомобилях имели в своем составе по шесть самоходных пушек (организационно пушки сводились в 9-ю роту). Такая организация являлась теорией чистой воды, так как 200 установок Sd.Kfz. 138/1 не могли обеспечить потребности всех танковых и панцергренадерских дивизий. По 12 самоходок получили 1-я, 2-я, 4-я, 5-я, 16-я, 17-я, 24-я, 26-я танковые, 3-я и 29-я панцергренадирские дивизии вермахта, панцергренадеские дивизии «Великая Германия» и «Фельдхернхалле», танковые дивизии СС «Адольф Гитлер», «Дас Райх» и «Мертвая голова». Оставшиеся машины использовались для подготовки экипажей и в резервных частях. Вышеперечисленные дивизии действовали, главным образом, на Восточном фронте или в Италии. Самоходные установки Sd.Kfz. 138/1 хорошо зарекомендовали себя в боевой обстановке, но из-за потерь в тяжелых боях их количество уменьшалось. Желание восполнить потери привело к заказу в ноябре 1943 г. небольшой партии машин Sd.Kfz. 138/1 из десяти штук. Партию изготовили в начале 1944 г., машины поступили на вооружение рот четырех танковых дивизий: «Мертвой головы», 2-й, 4-й и 17-й. <-- К этому времени уже проходила испытания усовершенствованная самоходная установка с двигателем (Пропущен тип двигателя ??). --> Решением проблемы стало введение в состав батарей трех орудийного состава четвертой машины, лишенной орудия, предназначенной для перевозки боеприпасов. Транспортеры боеприпасов выпускались параллельно с изготовлением самоходных пушек. С января по май 1944 г. завод ВММ построил 93 таких машины. С заводом был также заключен контракт на поставку вооружения для 40 последних транспортеров, изготовленных в мае: таким образом, в случае необходимости эти машины можно было в полевых условиях переоборудовать в «нормальные» самоходки, вооруженные 150-мм орудиями. Согласно германским источникам на март 1945 в войсках числилось 173 самоходки «Grille», однако не уточнялось, сколько среди них собственно самоходных пушек и сколько — транспортеров боеприпасов. Последние 13 самоходок поступили на вооружение трех танковых дивизий в апреля 1945 г.: по три машины получили 18-я и 20-я дивизии, семь — 25-я. Согласно данным чехословацкой армии в октябре 1948 г. на территории страны находилось 13 транспортеров боеприпасов из последней партии, которые, при необходимости, можно было переделать в самоходные пушки.
Классификация самоходная гаубица Боевая масса, т 11,5 Компоновочная схема моторное, трансмиссионное отделения и отделение управления спереди, боевое в рубке сзади Экипаж, чел. 5 История Годы производства 1943—1944 Годы эксплуатации 1943—1945 Количество выпущенных, шт. 282 Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм 4835 Ширина корпуса, мм 2150 Высота, мм 2400 Клиренс, мм 400 Бронирование Тип брони стальная катаная, поверхностно закалённая Лоб корпуса (верх), мм/град. 10 / 67° Лоб корпуса (низ), мм/град. 15 / 15° Борт корпуса (верх), мм/град. 10 / 15° Борт корпуса (низ), мм/град. 15 / 0° Корма корпуса (верх), мм/град. 10 / 0° Корма корпуса (низ), мм/град. 10 / 41° Днище, мм 10 Крыша корпуса, мм 8 Лоб рубки, мм/град. 10 / 9° Борт рубки, мм/град. 10 / 16° Корма рубки, мм/град. 10 / 17° Крыша рубки, мм/град. открытая Вооружение Калибр и марка пушки 150-мм s.I.G.33/2 Тип пушки гаубица Длина ствола, калибров 12 Боекомплект пушки 15 Углы ВН, град. −3…+72 Углы ГН, град. ±5 Дальность стрельбы, км 4,7 Подвижность Тип двигателя рядный 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения Мощность двигателя, л. с. 150 Скорость по шоссе, км/ч 42 Скорость по пересечённой местности, км/ч 20 Запас хода по шоссе, км 185 Запас хода по пересечённой местности, км 140 Удельная мощность, л. с./т 13,0 Тип подвески сблокированная попарно, на листовых рессорах Удельное давление на грунт, кг/см² 0,75 Преодолеваемый подъём, град. 30 Преодолеваемая стенка, м 0,85 Преодолеваемый ров, м 1,9 Преодолеваемый брод, м 0,9
|