Flakpanzer 38(t), полное официальное название — Panzerkampfwagen 38 fuer 2 cm Flak 38 — германская зенитная самоходная установка (ЗСУ) периода Второй мировой войны, на шасси танка Pz Kpfw 38(t). По ведомственной системе обозначения бронетехники имела индекс Sd.Kfz.140. Создана фирмой B.M.M., всего с ноября 1943 по февраль 1944 года была выпущена 141 ЗСУ этого типа. В 1944—1945 годах они активно использовались в Италии и на Западном фронте, показав хорошие результаты в борьбе с низколетящими самолётами. Описание конструкции
Flakpanzer 38 использовал перекомпонованное шасси лёгкого танка Pz 38(t), применявшееся также для создания ряда других САУ. Flakpanzer 38 имел компоновку с расположением трансмиссионного отделения в лобовой части корпуса, отделения управления за ним, моторного отделения в средней части корпуса и боевого — в кормовой. Экипаж ЗСУ состоял из четырёх человек — механика-водителя, размещавшегося в отделении управления; командира, выполнявшего также функции наводчика пушки, заряжающего и радиста, размещавшихся в боевом отделении.
Броневой корпус и рубка
Неподвижная рубка сложной формы размещалась в кормовой части корпуса, её стенки собирались из 10-мм броневых листов. Лобовая часть рубки имела наклон в 20°, а борта и корма — 25° в верхней части и обратный в 17° для бортов и 25° для кормы — в нижней. Верхние части стенок рубки выполнялась откидными, чтобы обеспечивать свободный обстрел пушки.
Вооружение
Единственным вооружением Flakpanzer 38 являлась 20-мм автоматическая зенитная пушка Flak 38. Пушка размещалась на полу боевого отделения на тумбовой установке, позволявшей её круговое вращение и вертикальную наводку в пределах −10…+90°. Для наводки пушки использовался телескопический прицел Schwebekreis-Visier Erdzielfernrohr 3x8, обеспечивавший увеличение 3× и поле зрения в 8°.
Боекомплект пушки составлял 1040 унитарных выстрелов в обоймах по 20 штук: 36 с зенитными 2 cm Br.Spgr и 16 бронебойных 2 cm Pzgr.
Средства наблюдения и связи
Механик-водитель для наблюдения за местностью имел смотровой люк в лобовом листе своей рубки, закрывавшийся откидной броневой крышкой со смотровой щелью. С внутренней стороны люк мог прикрываться защитным стеклоблоком 50-мм толщины из пакета триплексных стёкол. Остальные члены экипажа специальных смотровых приборов не имели. Для внешней связи на САУ устанавливалась телефонная радиостанция Fu 5.
Ходовая часть
Ходовая часть Flakpanzer 38 не претерпела изменений по сравнению с базовым танком и состояла из четырёх одиночных обрезиненных опорных катков диаметром 775 мм, направляющего колеса диаметром диаметром 535 мм и литого сдвоенного ведущего колеса. Опорные катки были сблокированы в тележки по два в балансирных тележках, подвешенных на полуэллиптических рессорах.
Гусеница Flakpanzer 38 — стальная, мелкозвенчатая, двухгребневая, цевочного зацепления. Каждая гусеница состояла из 94 траков шириной 293 мм и с шагом 104 мм. Боевая масса, т 9,80 Компоновочная схема отделение управления и трансмиссионное спереди, управления в центре, боевое сзади Экипаж, чел. 4 История Годы производства 1943—1944 Годы эксплуатации 1944—1945 Количество выпущенных, шт. 141 Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм 4610 Ширина корпуса, мм 2135 Высота, мм 2252 Клиренс, мм 400 Бронирование Тип брони стальная катаная поверхностно закалённая Лоб корпуса (верх), мм/град. 20 / 20 Лоб корпуса (середина), мм/град. 10 / 65 Лоб корпуса (низ), мм/град. 20 / 15 Борт корпуса, мм/град. 15 / 0 Корма корпуса, мм/град. 10 / 45 Днище, мм 8 Крыша корпуса, мм 8 Лоб рубки, мм/град. 10 / 20 Борт рубки, мм/град. 10 / 17—25 Корма рубки, мм/град. 10 / 25 Крыша рубки, мм/град. открытая Вооружение Калибр и марка пушки 20-мм Flak 38 Тип пушки нарезная, автоматическая Боекомплект пушки 1040 Углы ВН, град. −10…+90 Прицелы Schwebekreis-Visier Erdzielfernrohr 3×8 Подвижность Тип двигателя рядный 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения Мощность двигателя, л. с. 150 Скорость по шоссе, км/ч 42 Скорость по пересечённой местности, км/ч 20 Запас хода по шоссе, км 185 Запас хода по пересечённой местности, км 140 Удельная мощность, л. с./т 15,3 Тип подвески сблокированная попарно, на листовых рессорах Удельное давление на грунт, кг/см² 0,64 Преодолеваемый подъём, град. 30 Преодолеваемая стенка, м 0,75 Преодолеваемый ров, м 1,8 Преодолеваемый брод, м 0,90
|