Десантный танк Д-14 — опытный советский бронетранспортёр (бронетрактор) межвоенного периода. Серийно не производился, был построен единственный опытный экземпляр машины. История создания
В конце 1930 года Опытно-конструкторское и испытательное бюро УММ РККА под руководством Николая Ивановича Дыренкова был разработан проект «десантного танка» на базе серийного трактора «Коммунар», получивший обозначение Д-14. Опытный образец машины, строившийся московским заводом МОЖЕРЕЗ, был готов весной 1931 года, а в мае-июне того же года танк испытывался на НИБТ полигоне. Машина показала неудовлетворительные результаты испытаний и не была принята на вооружение, дальнейшие работы по ней были прекращены. Описание конструкции
Десантный танк был создан на базе усиленного шасси трактора «Коммунар 9 ГУ», имел безбашенную компоновку с моторно-трансмиссионным отделением в носовой части и совмещёнными отделением управления и десантным отделением в средней и кормовой части корпуса. Силовая установка размещалась в капоте. Экипаж машины состоял из двух человек (механика-водителя и командира), в десантном отделении могли перевозиться до 25 человек.
Броневой корпус и рубка
Броневой корпус машины — клёпаный, коробчатой формы, собиравшийся из катаных броневых листов толщиной 6 и 11 мм без использования рациональных углов наклона. На лобовом бронелисте находились шесть вертикальных входных отверстий воздухозаборников системы охлаждения двигателя, прикрывавшихся бронированными створками. На крыше в средней части корпуса слева относительно продольной оси симметрии размещалась командирская башенка. Для посадки и спешивания экипажа и десанта в бортах машины были оборудованы по три двери.
Вооружение
Вооружение состояло из двух 7,62-мм танковых пулемётов ДТ-29, которые в зависимости от необходимости можно было установить в любые две из четырёх шаровых установок, расположенных по одной в лобовом, кормовом и бортовых броневых листах десантного отделения и отделения управления. Имелась также возможность ведения десантом огня из личного оружия через шесть амбразур в дверях.
Средства наблюдения и связи
Командир осуществлял наблюдение через обеспечивавшие ему круговой обзор смотровые щели в башенке.
Двигатель и трансмиссия
На машине использовался бензиновый карбюраторный четырёхцилиндровый двигатель жидкостного охлаждения мощностью 75 л. с. Топливный бак ёмкостью 284 л обеспечивал запас хода по шоссе в 150 км.
Трансмиссия — механическая, включавшая конусную главную фрикционную муфту, трёхступенчатую коробку передач, коническую главную передачу, две бортовые фрикционные муфты и два бортовых редуктора.
Ходовая часть
Ходовая часть машины — гусеничная, применительно к одному борту состоявшая из трёх кареток с семью опорными катками, заднего ведущего колеса, переднего направляющего колеса с механизмом натяжения и трёх поддерживающих катков. Подвеска — блокированная пружинная, с двумя пружинами на каретку.
Классификация десантный танк/ бронетранспортёр/ бронетрактор Боевая масса, т 12,6 Компоновочная схема моторно-трансмиссионное отделение спереди, отделение управления и десантное отделение в середине и сзади Экипаж, чел. 2 Десант, чел. 25 История Производитель МОЖЕРЕЗ Годы производства 1931 Количество выпущенных, шт. 1 Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм 4920 Ширина корпуса, мм 2342 Высота, мм 2510 Бронирование Тип брони стальная катаная Лоб корпуса, мм/град. 11 Борт корпуса, мм/град. 11 Корма корпуса, мм/град. 11 Крыша корпуса, мм 6 Вооружение Пулемёты 2 × 7,62-мм ДТ-29 Подвижность Тип двигателя бензиновый карбюраторный 4-цилиндровый жидкостного охлаждения Мощность двигателя, л. с. 75 Скорость по шоссе, км/ч 6 Запас хода по шоссе, км 150 Тип подвески блокированная пружинная Преодолеваемый подъём, град. 25
|