Разрабатывалась в период с 1971 по 1979 годы. Первые опытные образцы на шасси Т-72 изготовлены в Омске в 1978 — 1979 годах. Комплекс включал в себя боевую машину — пусковую установку (БМ) с пакетом из 30-ти направляющих на шасси Т-72 и транспортно-заряжающую машину (ТЗМ) на шасси КрАЗ-255Б. При разработке и испытаниях БМ имела обозначение «Объект 634». В 1980 году машина успешно прошла государственные испытания и была рекомендована для принятия на вооружение в ВС СССР. Впервые применялась в Афганистане в 1988 — 1989 гг.
Предназначена для вывода из строя легкобронированной и автомобильной техники, поджога и разрушения сооружений и зданий, уничтожения живой силы противника, расположенной на открытой местности и в фортификационных сооружениях, осколками, ударной волной, создаваемыми на площади цели при массированном применении неуправляемых реактивных снарядов в термобарическом и дымозажигательном снаряжении.
Особенности конструкции и принцип действия
Большая масса пакета направляющих труб со снарядами потребовала иметь шасси значительной грузоподъемности, а сравнительно малые дальности стрельбы (от 400—600 до 4500 м) — определенного уровня защиты всей боевой машины, что опять-таки утяжелило ее. В результате масса боевой машины достигает 46 т.
Пакет из 30 направляющих для неуправляемых реактивных снарядов (НУРСов) смонтирован в качающейся части пусковой установки на поворотной платформе. Все действия по наведению установки на цель, приданию ей необходимого угла возвышения экипаж производит, не выходя из машины, с помощью прицела и силовых следящих приводов.
Крутая траектория полета снарядов к цели потребовала точного учета условий стрельбы и создания специальной системы управления огнем. Она включает оптический прицел, лазерный дальномер, датчик крена и электронный баллистический вычислитель. С помощью лазерного дальномера расстояния до цели определяются с точностью до 10 м. Эти данные автоматически вводятся в баллистический вычислитель, рассчитывающий необходимый угол возвышения пусковой установки. Угол крена пакета направляющих фиксируется автоматическим датчиком и также автоматически учитывается вычислителем.
Неуправляемая ракета состоит из головной части с наполнителем (зажигательным или термобарическим составом), взрывателя и твердотопливного реактивного двигателя.
Тяжёлая огнемётная система состоит из боевой машины с направляющими (БМ-1) и двух транспортно-заряжающих машин (ТЗМ), также созданных на базе танка Т-72. ТЗМ служит для транспортировки НУРСов, а также заряжания и разряжания боевой машины, в связи с чем оборудована специальным краном.
Впервые представлена общественности в 1999 в Омске (Трансмаш). Использовалась при штурме села Комсомольское (Чечня) 7 марта 2000 г. Афганская война (1979—1989) В период с декабря 1988 года по февраль 1989 года две машины «Буратино» (1978 и 1980 годов выпуска) принимали участие в боевых действиях в Чарикарской долине и на Южном Саланге (в ходе операции «Тайфун»). Тактика применения РСЗО заключалась во внезапном огневом поражении противника, быстром выводе боевых машин и охранения из-под возможного ответного обстрела и уходе в пункты постоянной дислокации Советских войск. Практически с выбранной огневой позиции удар наносился только один раз, а время пребывания боевой машины на огневой позиции было сокращено до минимума. Также с целью уменьшения уязвимости пакет направляющих заряжался 24 ракетами (3 направляющих с каждого борта оставались пустыми). Действие термобарических боеприпасов по целям в горах наносило большой ущерб противнику из-за взаимного наложения воздушных ударных волн и их многократного отражения от окружающих скал. После войсковых испытаний в условиях ведения боевых действий в Афганистане «Буратино» вновь рекомендовали к принятию на вооружение Советской Армии.
Вторая чеченская война
ТОС «Буратино» применялись во второй чеченской кампании, в частности в битве за село Комсомольское в марте 2000 года:
Замечу, что огневая мощь ТОС «Буратино» стала хорошим подспорьем в проведении операции. Высокая точность и большая эффективность стрельбы этой системы позволили достичь результатов там, где другие огневые средства оказались бессильны.
— Г. Н. Трошев, «Чеченский излом: Дневники и воспоминания» Шасси Платформа танка Т-72 История Страна-разработчик Год(ы) производства 1987-наст. время Размеры Масса в боевом положении, кг 46000 Длина в походном положении, мм 6860 Ширина в походном положении, мм 3460 Высота в походном положении, мм 2600 (оценочная) Клиренс, мм 470 Вооружение Калибр, мм 220 Длина ствола, мм 5000 (оценочная) Количество направляющих 24 (30) Дальность стрельбы минимальная, м 400 Дальность стрельбы максимальная, м 3600 (с новыми ракетами — до 6000) Площадь поражения, м² 1000 — зажигательными, 2000 — термобарическими Расчёт БМ, чел. 3 Подвижность Тип двигателя V-12 дизельный Максимальная скорость по шоссе, км/ч 65 Запас хода по шоссе, км 550 Колёсная формула гусеничное шасси
|