БТР-40 — советский лёгкий бронетранспортёр 1950-х годов, в силу специфики своего назначения по западной классификации также порой обозначается как бронеавтомобиль. Был разработан в ОКБ ГАЗа в 1947—1949 годах на основе полноприводного грузового автомобиля ГАЗ-63 и стал первым серийным бронетранспортёром СССР. Будучи разработан под влиянием опыта использования поставленных в годы Второй мировой войны бронетранспортёров США, прежде всего M3, в системе вооружений Вооружённых Сил СССР БТР-40 выполнял роль лёгкого бронетранспортёра, параллельно с более тяжёлым БТР-152. В отличие от последнего БТР-40 использовался, помимо перевозки личного состава мотострелковых частей, преимущественно в качестве многоцелевой разведывательной, связной или командирской машины, а также артиллерийского тягача.
Серийное производство БТР-40 осуществлялось ГАЗом с 1950 по 1960 год, всего было выпущено около 8 500 машин этого типа в двух основных вариантах: базового многоцелевого бронетранспортёра и лёгкой пулемётной ЗСУ. БТР-40 использовался Советской Армией в 1950—1960-х годах, но с 1958 года постепенно стал вытесняться в большинстве своих ролей более совершенной машиной БРДМ, созданной на его основе, но окончательно был формально снят с вооружения ВС России лишь в 1993 году. БТР-40 также активно поставлялся на экспорт по меньшей мере в 18 стран, как партнёрам СССР по ОВД, так и третьим странам, и использовался во многих локальных конфликтах. Хотя по состоянию на 2010 год, большинство бронетранспортёров этого типа были сняты с вооружения, ряд стран продолжает использовать машины этого типа.
История создания
В 1947 году группа инженеров ОКБ спецмашин Горьковского автозавода под руководством В.А.Дедкова (ведущий конструктор В.К.Рубцов) разработала «проект 141» колёсной бронированной машины (бронетранспортёра) ГАЗ-40 с несущим корпусом 6-8-миллиметрового бронирования (производства Муромского паровозоремонтного завода) с использованием агрегатов массового полноприводного (4х4) грузовика ГАЗ-63. Колёсная база на ГАЗ-40 была укорочена до 2,7 м, в подвеске применены дополнительные гидроамортизаторы, применён форсированный до 78 л.с. двигатель ГАЗ-40 (на базе ГАЗ-11), обеспечивший 5,3-тонной машине удельную мощность 14,7 л.с./т и максимальную скорость 80 км/ч. Бронетранспортёр оснащался лебёдкой, радиостанцией и штатным станковым 7,62-миллиметровым пулемётом Горюнова (СГ-43).
Экипаж составлял 2 человека, вход и выход которых осуществлялся через боковые бронедверцы, а в боевом отделении помещались 8 десантников с личным вооружением, которые могли вести огонь через бойницы в бортах, они садились в машину через заднюю двустворчатую дверь, а покидать её в бою могли как через дверь, так и через борта. В 1956 году появился БТР-40В, оснащённый централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах и самоблокирующимся дифференциалом сухарного типа. Он также оснащался фильтро-вентиляционной системой, позволившей применять БТР-40В в условиях химической и бактериологической войны. По итогам событий 1956 года в Венгрии (когда экипажи открытых сверху БТР-ов страдали от огня с верхних этажей зданий), в 1958 году была создана полностью закрытая модификация БТР-40Б с четырьмя бронелюками в крыше. Серийно БТР-40 производился на ГАЗе в 1950—1960 гг. Снят с вооружения ВС России в 1993 году.
Боевая масса, т 5,3 Экипаж, чел. 2 Десант, чел. 8 История Производитель ГАЗ Годы производства 1950—1960 Годы эксплуатации с 1950 Количество выпущенных, шт. около 8500 Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм 5000 Ширина корпуса, мм 1900 Высота, мм 1750 (1830 с тентом) База, мм 2700 Колея, мм 1600 Клиренс, мм 275…400 Бронирование Лоб корпуса, мм/град. 11—15 Борт корпуса, мм/град. 8—9 Корма корпуса, мм/град. 7 Днище, мм 4 Крыша корпуса, мм 0—6 Вооружение Пулемёты 1 × 7,62-мм СГМБ Подвижность Тип двигателя ГАЗ-40
Мощность двигателя, л. с. 78 Скорость по шоссе, км/ч 78 Запас хода по шоссе, км 285 Удельная мощность, л. с./т 15,1 Колёсная формула 4 × 4 Тип подвески на полуэллиптических рессорах Преодолеваемый подъём, град. 30 Преодолеваемая стенка, м 0,47 Преодолеваемый ров, м 0,35 Преодолеваемый брод, м 0,9
|