БТР-152 — бронетранспортёр, созданный на базе узлов и агрегатов грузового автомобиля ЗИС-151. Принят на вооружение в 1950 году. Бронетранспортёр имел открытый сверху сварной несущий корпус. Находился в серийном производстве с 1950 по 1955 годы. Производство продолжалось до 1962 года. Всего на Заводе имени Сталина и Брянском автомобильном заводе произведена 12 421 машина. Находился на вооружении Российских ВС до 1993 года. История создания
Параллельно с разработкой бронетранспортёра Б-3 на Заводе имени Сталина под руководством ведущего конструктора Ф.М. Фиттермана на базе полноприводного грузовика ЗиС-151 был разработан бронетранспортёр ЗиС-152. В мае 1947 года были изготовлены два опытных образца машины, а в 1950 году бронетранспортёр был принят на вооружение под обозначением БТР-152. Броневой корпус и башня
Броневой корпус БТР-152 открытого типа, сварен из броневых листов, состоит из трёх отделений и является несущей конструкцией, на которой установлены все механизмы и агрегаты машины.
Силовое отделение
В передней части машины находится силовое отделение, котором установлен двигатель, а также находится электрооборудование с радиаторами и пусковым подогревателем.
Отделение управления
За силовым отделением располагается отделение управления, отгороженное вертикальными перегородками. В отделении управления находятся места механика-водителя и командира. Под местом командира установлен аккумулятор. Для выхода из машины слева и справа от сидений находятся двери, открывающиеся наружу.
В отделении управления также находятся контрольно-измерительные приборы и приборы наблюдения. В правой передней части отделения управления установлен кронштейн с вещевым мешком и радиостанцией.
Боевое отделение
В средней и кормовой частях машины за отделением управления и силовым отделением находится боевое отделение. В боевом отделении расположен пулемёт, а также находятся бензиновые баки, возимый ЗИП, укладки с боекомплектом и аптечка с огнетушителем.
Для размещения десанта вдоль бортов и в передней части боевого отделения находятся 17 сидений. За спинками сидений имеются зажимы для крепления автоматов.
Вооружение
В качестве основного вооружения используется 7,62-мм пулемёт СГМБ, установленный на специальных гнёздах вертлюжных кронштейнов. Наибольшая прицельная дальность стрельбы составляет до 2,3 км. Питание пулемёта ленточное, в каждой ленте по 250 патронов. Возимый боекомплект составляет 1250 патронов.
Средства наблюдения и связи
Для обеспечения связи в БТР-152 установлена радиостанция 10РТ-12. Днём дальность действия радиостанции составляет 25..30 км на ходу и 35..38 км на стоянке. Ночью — 13..15 на ходу и 15..17 на стоянке.
Двигатель и трансмиссия
В качестве силовой установки используется бензиновый двигатель ЗиЛ-123В. Максимальная мощность двигателя составляет 110 л.с.
Коробка передач — механическая и имеет пять передних и одну заднюю передачу. Раздаточная коробка имеет две понижающие передачи, а также механизм включения переднего моста.
Ходовая часть
Подвеска переднего моста БТР-152 представляет собой две полуэллиптические продольные рессоры с двумя гидравлическими амортизаторами двустороннего действия.
Подвески среднего и заднего мостов — балансирные, на двух полуэллиптических продольных рессорах, которые укреплены на качающихся ступицах средней частью. Классификация Бронетранспортёр Боевая масса, т 8,7 (8,95 с лебёдкой) Экипаж, чел. 2 Десант, чел. 19 История Производитель Годы производства с 1947 по 1962 Годы эксплуатации с 1950 Количество выпущенных, шт. 12421 Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм 6830 Ширина корпуса, мм 2320 Высота, мм 2410 База, мм 3880 Колея, мм 1720..1742 Клиренс, мм 295 Бронирование Тип брони стальная катаная Лоб корпуса, мм/град. 13 Борт корпуса, мм/град. 6..10,8 Корма корпуса, мм/град. 9 Днище, мм 4 Крыша корпуса, мм 5..8 Вооружение Углы ВН, град. -15..+43 Углы ГН, град. -85..+85 Дальность стрельбы, км до 2,3 Пулемёты 1 х 7,62-мм СГМБ Подвижность Тип двигателя ЗИЛ-123В
Мощность двигателя, л. с. 110 Скорость по шоссе, км/ч 65 Скорость по пересечённой местности, км/ч 20..50 Запас хода по шоссе, км 550 Запас хода по пересечённой местности, км 430 Удельная мощность, л. с./т 12,3 Колёсная формула 6х6 Тип подвески зависимая рессорная Преодолеваемый подъём, град. 30 Преодолеваемая стенка, м 0,6 Преодолеваемый ров, м 0,8 Преодолеваемый брод, м 0,8
|