МИР ОРУЖИЯ \ Энциклопедия оружия 
Понедельник, 17.06.2019, 21:01

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | МИР ОРУЖИЯ СПИСОК | Регистрация | Вход

Главная » 2011 » Март » 5 » BL 16"/45 Mk I
19:03
BL 16"/45 Mk I

BL 16″/45 Mark I — британское морское орудие калибра 16 дюймов (406 мм) с длиной ствола 45 калибров. BL — англ. Breech-Loading — казнозарядное орудие, 16″ — калибр (16 дюймов или 406 мм), 45 — длина ствола в калибрах. Первоначально предназначалось для вооружения линейных крейсеров типа «G-3». Орудия были заказаны в 1921 году фирме Армстронга. Однако в результате Вашингтонской конференции 1922 года по ограничению гонки морских вооружений постройка линейных крейсеров была отменена. После незначительного изменения конструкции эти орудия были изготовлены для двух британских линкоров — «Нельсон» и «Родней». На каждом корабле было установлено три трёхорудийные башни, получившие обозначение Mark I. Все три башни находились в носовой части линкора и имели обозначения «A», «B» и «X».


16″/45 Mark I — единственные стоявшие на вооружении британские орудия калибра 406 мм. Были последними орудиями Великобритании, изготовленными со скреплёнными проволокой стволами. В результате ряда факторов многими специалистами рассматривались как не очень удачные, поскольку по сравнению с 15-дюймовыми орудиями Mark I обладали ненамного большей бронепробиваемостью при худших параметрах скорострельности, надёжности, точности стрельбы и живучести ствола.

История разработки

После окончания Первой мировой войны британскими специалистами производилась выработка облика послевоенных линейных крейсеров и линкоров. В качестве главного калибра этих кораблей рассматривались орудия калибром 381, 406, 420 и 457 мм. В это время для ВМФ США и Японии строились линкоры и линейные крейсера с 406-мм артиллерией. Английские моряки выдвигали требования к орудию по пробитию 381 мм поясной и 178 мм палубной брони и склонялись к выбору 457-мм орудия. В конечном счёте от калибра 381 мм было решено отказаться. В результате проработки облика для новых линейных крейсеров типа «G3» впервые в истории Королевского флота был выбран калибр 406 мм, а для вооружения линкоров типа «N3» — калибр 457 мм. Ещё одним нововведением было размещение орудий в трёхорудийных башнях. Это было вызвано желанием уменьшить общий вес башен орудий главного калибра.

После войны разгорелись жаркие дискуссии по выбору начальной скорости и массы снаряда. Традиционно в английском флоте использовался относительно тяжёлый снаряд с невысокой начальной скоростью. В немецком флоте придерживались концепции лёгкого снаряда и его высокой начальной скорости. Для разрешения этих споров было решено провести ряд тестов. Испытания проводились стрельбами из 343-мм орудия снарядами массой 567 и 635 кг. Опыты проводились при одинаковой скорости попадания и показали, что тяжёлый снаряд лучше пробивает броню при косом попадании. Однако если лёгкий снаряд проникал сквозь броневую плиту целым, для 635-кг снаряда был выявлен целый ряд недостатков. При пробивании плиты под определёнными углами снаряд мог отклонятся от своей траектории из-за большой массы. Также при попадании более длинного снаряда возникало сотрясение его корпуса, часто приводившее к разрушению снаряда. В результате снаряд проникал за броневую плиту в повреждённом состоянии, что снижало его заброневое воздействие.

Также были проведены стрельбы 381-мм снарядом по плите толщиной 305 мм с углом отклонения от перпендикуляра 20 градусов. Только два снаряда проникли за броню не разрушившись. По результатам этих испытаний начальником управления морских вооружений (англ. Director of Naval Ordnance) были выданы рекомендации по использованию более лёгкого снаряда с высокой начальной скоростью. Считалось, что такой снаряд на малых дистанциях обладает лучшей бронепробиваемостью за счёт большей скорости, а на больших дистанциях — за счёт большего угла встречи с горизонтальной бронёй. В сентябре — октябре 1921 года для окончательной проверки данных предположений были проведены опыты с лёгким и тяжёлым 381-мм снарядом. Данные о результатах этого опыта отсутствуют, но, скорее всего, они подтвердили предположения начальника управления морских вооружений, так как для новых 406-мм орудий была принята комбинация высокая скорость/лёгкий снаряд. Опыт дальнейшей эксплуатации орудий, созданных по данному принципу, показал ошибочность данного решения.

Разработка орудий и башен велась в течение 1921 года фирмой Армстронга в Элсвике. Был выдан заказ на первые 18 орудий. В результате вашингтонского соглашения 18 ноября 1922 года заказ на линейные крейсера типа «G-3» был отменён. Работы по производству орудий были приостановлены. Однако по результатам того же соглашения Великобритания получила право построить два линкора с орудиями калибра до 406 мм и стандартным водоизмещением до 35 000 тонн. Для новых линкоров было решено использовать башни и орудия, заказанные для «G-3».

16-дюймовое орудие Mark I

Конструктивно орудие состояло из конического лейнера с двумя поясками в задней части на расстоянии 14 081,8 мм (554,4 дюйма) от дульного среза, трубы «A», по всей длине укреплённой намоткой проволоки, трубы «B», кожуха и затворного кольца. Гильза затвора находилась в трубе «A». Орудие оснащалось поршневым затвором системы Велина (англ.)русск. (англ. Welin type breech block), приводимым в действие гидравлическим механизмом Асбури (англ. hydraulic Asbury mechanism). Вес затвора с приводом около двух английских тонн (2032 кг).

Ствол орудия нарезной, изготавливался по технологии крепления проволокой. На один ствол наматывалось около 250 км проволоки. Недостатком данного метода являлась малая продольная прочность, вибрации при выстреле и большая масса по сравнению со стволами, скреплёнными цилиндрами.

Орудие рассчитывалось для выстрела 1029-кг снарядом со скоростью 929 м/с. Первое орудие поступило на испытания 15 марта 1926 года. И сразу же были обнаружены проблемы, связанные с комбинацией лёгкий снаряд/высокая скорость. С рабочим зарядом весом 238 кг орудие придавало снаряду расчётную скорость 929 м/с. Однако после каждого выстрела она падала на 0,52 м/с, что говорило о сильном износе канала ствола. При стрельбе полными зарядами расчётная живучесть ствола должна была составить 180 выстрелов. Износ также приводил к неточностям при стрельбе. Свою роль сыграло и принятое в английском флоте большое удлинение головки снаряда. Оно служило уменьшению падения скорости снаряда в процессе полёта. Однако в комбинации с лёгким снарядом это привело к повышенной вибрации короткого корпуса снаряда при его движении по каналу ствола.

С целью снижения этого недостатка была изменена форма картузной каморы и уменьшен её объём — с 573 548,6 см³ до 491 613 см³, а заряд уменьшен с 238 до 231 кг. Позже была разработана новая модификация нарезки ствола (получившая обозначение нарезка второй модификации — англ. Mark II rifling), внедрение которой позволило уменьшить износ ствола. Также была изменена форма ведущих поясков снаряда. Все эти меры увеличили живучесть ствола до 200—250 выстрелов и обеспечили снижение падения начальной скорости при каждом последующем выстреле до 0,35 м/с. Однако даже ценой падения начальной скорости снаряда не удалось получить показателей точности и эффективности, сравнимых с более старым 381-мм орудием Mark .

Всего было произведено 29 орудий. Они производились четырьмя компаниями. Орудия № 1—10 были произведены фирмой Армстронга, № 11—18 фирмой Виккерса в Глазго, № 19—23 фирмой William Beardmore & Company (англ. William Beardmore & Company) в Глазго и № 24—29 Королевским арсеналом в Вуличе. Орудия № 3, 4 и 24 имели зарядную камору того же объёма, что и остальные, но она была короче (3009,9 мм вместо 3187,7 мм) при той же длине орудия. За счёт этого длина нарезной части была несколько больше (15 047 мм). Эти три орудия были установлены в башне «A» линкора «Нельсон».

При вводе в строй все орудия линкоров «Родней» и «Нельсон» имели нарезку «Mk 1». Изменение модификации нарезов с «Mk 1» на «Mk 2» производилось в течение эксплуатации при замене лейнера. На линкоре «Нельсон» изменение нарезки орудий башен «B» и «X» было произведено в мае 1944 года, а башни «A» только в марте 1945-го. На линкоре «Родней» два орудия башни «B» получили нарезку в декабре 1937 года, а орудия башни «A» получили новую нарезку в феврале 1942 года. Орудия башни «X» до конца эксплуатации имели нарезку типа «Mk 1».

Приборы управления артиллерийским огнём

На британских линкорах применялась централизованная система управления стрельбой. Для управления стрельбой главного калибра на линкорах типа «Нельсон» были предназначены два командно-дальномерных поста (КДП) в носовой и кормовой частях с 4,57-метровыми дальномерами. Вращающаяся часть КДП была защищена от осколков 25—50-мм бронёй и имела массу 24,4 тонны. Они имели гидравлический привод с насосом, приводимым в действие электромотором и обеспечивавшим скорость вращения 9 градусов в секунду. Имелся также резервный командный пост над боевой рубкой, защищённый 127-мм бронёй. На линкоре «Нельсон» он был демонтирован в 1944—1945 годах.

Центральный артиллерийский пост (ЦАП) оснащался системой контроля и управления стрельбой и передачи данных адмиралтейского типа (модификация прибора Dreyer’a). ЦАП обеспечивал связь между КДП и орудиями, переключение управления между КДП. Кроме этого, каждая башня оснащалась дальномером с 12,5-метровой базой. В течение Второй мировой войны были установлены артиллерийские радары Type 284. Антенна радара размещалась на крыше КДП. Прототип радара испытывался на «Нельсоне». Он работал в L-диапазоне (длина волны 50 см) и имел дальность обнаружения до 22 км (24 000 ярдов). Первый серийный радар был установлен на линкоре «Кинг Джордж V» и использовался им в бою против немецкого линкора «Бисмарк».

Боевое применение

Начало Второй мировой войны

С начала войны линкоры «Родней» и «Нельсон» осуществляли прикрытие своих лёгких сил и безуспешно пытались перехватить немецкие рейдеры. Мешала малая скорость и плохая видимость в условиях Атлантики. Удачные действия германских рейдеров по перехвату конвоев вынудили англичан использовать тяжёлые корабли, в том числе линкоры типа «Нельсон», для защиты конвоев.

В мае 1941 года на просторы Атлантики начали прорыв немецкие линкор «Бисмарк» и крейсер «Принц Ойген». Во время боя в Датском проливе «Бисмарку» удалось потопить британский «Худ». Однако британский флот развернул широкомасштабную операцию по перехвату германских кораблей. Благодаря удачной атаке торпедоносцами с «Арк Ройала» «Бисмарк» не смог уйти от преследователей во Францию. Для перехвата повреждённого германского линкора использовали и «Родней», находившийся в это время в охранении идущего в США конвоя.

Охота на «Бисмарка»
 

Днём 26 мая 1941 года, когда линкор «Родней» шёл в составе дальнего сопровождения конвоя, направлявшегося в США, он получил приказ адмирала Тови присоединиться к линкору «Кинг Джордж V» и принять участие в операции по уничтожению немецкого линкора «Бисмарка». К этому времени «Бисмарк» имел повреждения, полученные в бою в Датском проливе, и заклиненные рули после попадания авиационной торпеды с самолётов авианосца «Арк Ройал». Корабль управлялся только с помощью машин и мог идти 7-узловым ходом против волны в северо-западном направлении.

«Родней» присоединился к «Кинг Джордж V» вечером 26 мая, и корабли на полных парах (насколько это позволяли сделать изношенные машины «Роднея» — спеша на встречу с «Кинг Джордж V», он лишь иногда мог развить максимальный ход в 23 узла) направились навстречу «Бисмарку». Утром 27 мая, в 7:53 с крейсера «Норфолк» поступило сообщение об обнаружении «Бисмарка». Он шёл навстречу английским кораблям. С северо-востока дул шестибальный ветер, но видимость была отличной. Английским кораблям мог помешать дым из собственных труб, но зато «Бисмарк» не мог воспользоваться дымзавесой.

В 7 утра английский адмирал Тови, державший флаг на «Кинг Джордже V», передал распоряжение на «Родней», что тот может действовать самостоятельно. Английские корабли шли в разомкнутом строю, на расстоянии 5—8 кабельтовых. В 8:43 немецкий линкор был обнаружен с «Роднея» справа по носу на курсе 115 градусов, на дистанции порядка 12 морских миль (22,5 км). Корабли открыли огонь практически одновременно. В 8:47 «Родней» открыл огонь из двух передних башен на расстоянии порядка 11,5 миль (21,56 км). Через минуту к нему присоединился «Кинг Джордж V», а в 8:49 ответный огонь двумя носовыми башнями открыл «Бисмарк». Немецкий линкор выбрал в качестве цели «Родней» и добился накрытия вторым залпом — один из снарядов лёг на расстоянии 20 метров от борта британского линкора. «Родней» немедленно предпринял манёвр уклонения, и последующие залпы немецкого линкора дали большой перелёт, затем недолёт и несколько последующих перелётов.

Огонь британских линкоров был не менее точным. В 8:50 «Родней» третьим залпом накрыл «Бисмарк», добившись попадания одним снарядом. В 8:57 406-мм снаряд с «Роднея» вывел из строя башню «Anton». К 9:00 дистанция боя сократилась до 80 кабельтовых (14,85 км). К этому времени к обстрелу немецкого линкора подключились английские крейсера «Норфолк» (в 8:54) и «Дорсетшир» (около 9:04). В 9:03 «Кинг Джордж V» довернул вправо, и вскоре за ним последовал «Родней». В это же время в 9:02—9:03 снаряд попал «Бисмарку» в башню «Bruno», пробив броню и снеся за борт кормовую стенку башни. Практически одновременно снарядом с одного из британских крейсеров был выведен из строя центральный пост управления огнём, находившийся на передней мачте. Тем же снарядом было убито или ранено большинство членов штаба Лютьенса. Через 10 минут был выведен из строя носовой пост управления огнём, а ещё через 6 минут (в 9:13) — кормовой. «Бисмарк» в результате остался без централизованной системы управления огнём. К 9:15 «Родней» дал 37 залпов, добившись примерно 6 попаданий. «Кинг Джордж» за это время сделал около 30 залпов, дав 6—7 накрытий.

К этому времени корабли разминулись, и в 9:16 «Родней» развернулся и лёг на обратный курс на север, идя примерно в 45 кабельтовых (8,43 км) от «Бисмарка». Адмирал Тови, по всей видимости, решил поберечь «Кинг Джордж» и развернул его 10 минутами позже, на расстоянии примерно 60 кабельтовых (11,25 км) от «Бисмарка». В течение 5 минут, с 9:15 до 9:20, «Бисмарк» кормовыми башнями вёл огонь по «Кинг Джорджу», но потом опять перенёс огонь на «Родней». В 9:20 на «Бисмарке» замолчала башня «Dora». К этому моменту огонь с «Кинг Джорджа» заметно снизился, поскольку на 30 минут вышла из строя носовая четырёхорудийная башня. Основную роль продолжил играть «Родней». В 9:30 замолчала последняя башня «Бисмарка» — «Caesar». «Родней» развернулся вправо и пересёк курс «Бисмарка» на расстоянии порядка 15—20 кабельтовых (2,8—3,75 км), продолжая осыпать его снарядами. К 9:40 на «Бисмарке» прекратился огонь как главного, так и среднего калибра. К 10:00 «Кинг Джордж» подошёл на 15 кабельтовых (2,8 км) и сделал по «Бисмарку» 8 залпов прямой наводкой. В финальной части боя огонь британских кораблей был малоэффективен, поскольку 320-мм главный пояс «Бисмарка» и 110-мм скос палубы были эквивалентны 600—700 мм, и вероятность его пробития под углом, значительно отличающимся от 90 градусов, была мала. К тому же при стрельбе прямой наводкой снаряды попадали в надводную часть корпуса, и «Бисмарк» плохо набирал воду. Запас топлива на британских линкорах к этому времени был катастрофически мал, поэтому Тови в 10:15 отдал приказ прекратить огонь и лёг на курс на базу, оставив право добить горящий и потерявший ход «Бисмарк» крейсерам и эсминцам. После трёх торпедных попаданий с «Дорсетшира» на «Бисмарке» сдетонировал кормовой боезапас, линкор погрузился кормой в воду и, перевернувшись вверх дном, в 10:39 ушёл под воду, затонув в точке 48°10′ с. ш. 15°11′ з. д. (G) (O), в 400 милях от берега Франции.

В первый час финального боя против «Бисмарка» «Родней» вёл стрельбу, эквивалентную 1,5 залпам в минуту. На протяжении всего боя скорострельность была 1,6 выстрелов в минуту при стрельбе полузалпами (в двух полузалпах соответственно по 4 и 5 орудий) и 1,1 выстрела в минуту при стрельбе полным бортом в конце битвы. При этом огневая производительность составила для полузалповой стрельбы 77% и для полнозалповой 62% от положенной. Такие значения огневой производительности были вызваны техническими проблемами.

Отмечались незначительные проблемы, связанные с механическими отказами и ошибками при подаче боезарядов. Наибольшие проблемы были с башней «A». Правое орудие пропустило 11-й залп из-за проблем с механизмом запирания затвора, а затем, после 65-го залпа, в толкателе-подъёмнике заклинило снаряд, и орудие больше не стреляло. Эта поломка была устранена только через 12 часов после окончания боя. В дополнение, среднее орудие этой башни пропустило 2 залпа из-за задержек при подаче и пропустило все залпы с 64-го по 88-й из-за механических повреждений. Левое орудие пропустило 10 залпов и не стреляло после 97-го залпа из-за технических проблем. Среднее орудие башни «B» пропустило 4-й залп из-за осечки и пропустило 5 или 6 залпов в последние 7 минут боя. Левое орудие башни «B» пропустило несколько залпов в результате ошибок при подаче. На башне «X» было отмечено лишь два заедания, что вызвало незначительные задержки в стрельбе.

Основную роль в потоплении «Бисмарка» сыграла артиллерия «Роднея» и, несмотря на некоторые неполадки, показала себя гораздо надёжнее 356-мм орудий новейшего линкора «Кинг Джордж V», на котором какое-то время могла стрелять только носовая двухорудийная башня. За полчаса прекратив сопротивление новейшего германского линкора, британские корабли с лихвой расплатились за гибель «Худа» в Датском проливе.

Окончание войны
 
Больше в течение войны 406-мм орудиям британских линкоров в артиллерийских дуэлях участвовать не довелось. Линкоры достаточно активно привлекались к сопровождению средиземноморских и североатлантических конвоев. Во время операции «Пьедестал» в августе 1942 года «Родней» даже вёл стрельбу главным калибром по самолётам противника на дистанции порядка 9 миль, но о результатах этой стрельбы ничего не известно.

Во второй половине войны линкоры стали привлекаться для артиллерийской поддержки десантов союзников. 8 ноября 1942 года «Родней» прикрывал высадку союзников в районе Орана и своим огнём подавил 240-мм береговую батарею французов, стреляя с расстояния около 17 миль (31,8 км). Затем оба линкора участвовали в поддержке десанта на Сицилии. 31 августа они занимались обстрелом береговых батарей у Реджо-ди-Калабрия. 14 сентября «Родней» и «Нельсон» в районе Салерно оказывали артиллерийскую поддержку десанту, высадившемуся на Сицилии. В 1944 году «Нельсон» отправился на ремонт в США, а «Родней» оказывал поддержку своим огнём войскам союзников во время Нормандской операции. К этому времени орудия имели значительный износ и использовались только в случае крайней необходимости. Он привлекался к обстрелу позиций немцев 8 и 18 июля 1944 года во время наступления на Кан. 12 августа 1944 года «Родней» своим огнём пытался подавить береговую батарею на острове Олдерни, прикрывавшую Ла-Манш.

В августе — сентябре 1944 года «Родней» после ухода значительной части английского флота на Дальний Восток участвовал в сопровождении полярных конвоев YW-59 и RA-59A. После того как в ноябре английской авиацией был выведен из строя немецкий линкор «Тирпиц», необходимость в прикрытии конвоев тяжёлыми кораблями отпала, и из-за сильного износа машин и механизмов «Родней» в декабре 1944 был выведен в резерв и до конца войны простоял в Скапа-Флоу, прекратив свою боевую деятельность.

«Нельсон», вернувшийся в апреле 1945 года с ремонта в Филадельфии, присоединился к Ост-Индскому флоту и участвовал в обстреле японских береговых укреплений в Малайе. После окончания войны в феврале 1948 года «Нельсон» был выведен в резерв, а в марте 1948 года он был разоружён и отправлен на разделку на металл. Дальнейшая судьба 406-мм орудий неизвестна.


Оценка проекта

Оценка специалистами орудий 16″/45 Mark I и трёхорудийных башен Mark I достаточно сдержанная. Ими отмечается, что 15-дюймовые орудия Mark I обладают не намного меньшей бронепробиваемостью при лучших параметрах скорострельности, надёжности, точности стрельбы и живучести ствола. Критикуется выбор лёгкого снаряда с большой начальной скоростью, приведший к повышенному износу ствола и ухудшению показателей кучности. Отмечалось, что уменьшению показателей кучности стрельбы также способствовало использование устаревшей технологии крепления ствола проволокой. К тому же, при сравнении с японскими и американскими орудиями калибра 406 мм того времени, английское орудие выглядело самым слабым по бронепробиваемости.

Вместе с тем эти орудия были самыми мощными в британском флоте и по мощности не уступали орудиям, установленным на линкорах других европейских стран. Главный калибр линкора «Родней» хорошо себя зарекомендовал при потоплении «Бисмарка» и оказался более надёжным, чем более новые 356-мм орудия Mark VII линкора «Кинг Джордж V».

Недостатки данных орудий должны были быть устранены в конструкции 406-мм орудий Mark II (затем Mark IV) и их башен, разрабатываемых для линкоров типа «Лайон». Однако эти планы так и не были реализованы в связи с отменой постройки новых линкоров

Разработано: 
1922
Страна производства 
 Великобритания
Изготовлено, ед.: 
29
История службы
Годы эксплуатации: 
1927—1948
Состояло на вооружении: 
 ВМФ Великобритании
Характеристики орудия
Калибр, мм: 
406 мм (16 дюймов)
Длина ствола, мм/калибров: 
18 850
Длина канала ствола, мм: 
18 288
Объём каморы, дм³: 
576,9 дм³
Масса ствола с затвором, кг: 
109 700
Принцип заряжания: 
раздельное заряжание
Скорострельность,
выстрелов в минуту: 
1,5
Характеристики артустановки
Марка артустановки: 
Mk 1
Масса вращающейся части, кг: 
1 487 000—1 507 000
Расстояние между осями орудий, мм: 
2 489
Длина отката, мм: 
1 130
Угол подъёма ствола, °: 
−3° +40°
Максимальная дальность стрельбы, м: 
37 390 (40 890 ярдов) — фугасный снаряд массой 929 кг, угол возвышения 40°


Категория: корабельная пушка | Просмотров: 1334 | Добавил: ucoz | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

каталог оружия
зенитная пушка [28]
полевая гаубица [20]
корабельная пушка [38]
противотанковая пушка [22]
Полевая, средняя, лёгкое и тяжёлая артиллерия [35]
лёгкий танк [112]
Крупнокалиберный патрон [2]
миномёт [15]
средний танк [101]
Орудия большой и особой мощности [9]
Реактивная система залпового огня [19]
Машины разведки и управления [13]
Машины из состава Зенитный ракетный комплекс (ЗРК) [14]
Противотанковое ружьё [12]
Реактивная артиллерия [2]
Самоходные гаубицы и миномёты [105]
орудие / пусковая установка [2]
тактический ракетный комплекс [6]
Противотанковые САУ [46]
автоматическая пушка [17]
Противотанковый ракетный комплекс [8]
Револьвер [35]
Танковые орудия [6]
автоматы [103]
Пулемёты [87]
патроны [11]
Прочие автоматы [2]
Бронеавтомобиль [123]
Тяжёлый танк [67]
автоматическое ружьё \ автоматическая винтовка \ дробовик [65]
Бронетранспортёры [98]
Гранатомет [50]
Оптический прицел [4]
Зенитные самоходные установки (ЗСУ) [28]
Ракеты [50]
Малые танки [1]
снайперская винтовка [98]
Основные боевые танки [66]
пистолет-пулемёт [85]
пистолет [139]
Автоматно-гранатомётные комплексы [8]
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина (БРЭМ) [16]
Бронированные тягачи \ Артиллерийский тягач [26]
танкетка [13]
Вездеходы [3]
истребитель [1]
Гранаты [16]
плавающий танк [22]
Переносной зенитно-ракетный комплекс (ПЗРК) [6]
Специальные средства нелетального действия [1]
Огнемёты [6]
Управляемая авиабомба [2]
Холодное оружие [6]
Винтовки [28]
Авиабомбы [11]
Пневматическое оружие [10]
подствольный гранатомёт [3]
Подводное оружие [1]
Инженерные машины [28]
Железнодорожная артиллерия [2]
Гранатомёты ружейно-пистолетного типа [2]
Безоткатное противотанковое орудие [2]
Истребители танков [26]
Мины [2]
Боевая машина пехоты БМП [49]
Газовое оружие [6]
Колёсные автомобили военного назначения \ Полугусеничные транспортёры [3]
Зенитно-ракетные комплексы [17]
Мотоциклы военного назначения [3]
Ружьё [13]
Колюще-рубящее [3]
Лук и Арбалет [1]
Боевая машина [1]
боевая машина поддержки танков/ ракетный танк [10]
Ударно-раздробляющее [4]
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ВОЕННАЯ ТЕХНИКА [1]
Другое оружие [71]
Оперативно-тактический ракетный комплекс [3]

Календарь
«  Март 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

статистика

Друзья сайта
Вам Скучно? То гда Вам Сюда!
  • МЕГА СБОРНИК САМОДЕЛОК
  • ОНЛАЙН ТЕЛЕВИДЕНИЕ
  • ОНЛАЙН РАБОТА
  • БРОНЕ ТЕХНИКА
  • Смотреть онлайн кино бесплатно
  • ИЗОБРЕТЕНИЯ И ИЗОБРЕТАТЕЛИ
  • МИР ОРУЖИЯ
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Самоделки
  • ВКУСНО С НАМИ
  • Блог о Все и не очем
  • Архив знаний
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Фотоальбомы
  • энциклопедия авиации
  • Игры Денди Sega Онлайн
  • Сделай сам
  • New Wiki
  • Энцеклопедия кораблей
  • Железнодорожный транспорт
  • Доисторическая Европа
  • Динозавры
  • Дирижабли
  • Цивилизация майя
  • Древний Восток
  • Скучать некогда
  • Читаем книги онлайн
  • Создай свой блог сам


  • Copyright MyCorp © 2019
    Сделать бесплатный сайт с uCoz