В середине 1990-х гг. КБ украинского военного предприятия «Завод имени Малышева» начало разработку перспективной тяжелой боевой машины пехоты, предназначенной для поставок на экспорт. Основная задача разработки была создать достачно дешевую боевую машину, но с высокими техническими характеристиками, повышенной защищенностью и огневой мощью. В качестве базового шасси был использован иорданский танк «Тарик», так как именно эта страна в первую очередь была заинтересована в приобретении новой БМП. Предполагалось использовать как национальные, так и зарубежные технологии. К 2000 году разработка была завершена и создан опытный образец АБ13 («проект AB13»), который участвовал в тендере на поставку тяжелой БМП сухопутным войскам Иордании, однако иорданцы предпочли БМП собственной разработки на базе того же танка «Тарик», получившую название «Темсах». Возможно, дальнейшие работы украинское КБ продолжило по доводке и некоторым усовершенствованиям машины.
Конструкция
Шасси танка оставлено практически без изменений, гусеницы, катки, подвеска – все прежнее. Компоновка корпуса осталась та же, но конфигурация и внутреннее оборудование отделений значительно изменены. Отделение управления находится в передней части БМП, при этом место механика водителя сдвинуто вправо относительно продольной плоскости. Оно оборудовано люком в крыше и тремя перископами, средний из которых может заменяться на ПНВ. Слева находится еще одно место, предназначенное для одного из членов экипажа. Оно также оборудовано люком и двумя перископическими приборами. Боевое отделение находится в середине. В нем размещены командир машины и наводчик-оператор (кто справа, а кто слева – непонятно). Башня кругового вращения имеет форму усеченного конуса и по своей компоновке напоминает российскую БМП-3. В башне расположена стабилизированная в двух плоскостях 30-мм автоматическая пушка КБА-2 (копия российской 2А72), спаренный с ней 7,62-мм пулемет, а также приборы системы управления огнем и боекомплект. Снаружи на башне смонтированы блоки дымовых гранатометов: трехствольные по бокам и 8-ствольный сзади. Возможно, предусмотрена установка ПТРК.
В кормовой части расположено моторно-трансмиссионное отделение малой высоты, а между ним и башней – десантное. В бортах корпуса имеются по две амбразуры для ведения огня из личного оружия, сгруппированные с перископическими приборами наблюдения. Чтобы обеспечить более-менее приемлимое спешивание десанта через кормовую часть машины, украинцы пошли по пути создания сплошного прохода поверх МТО, который заканчивается кормовыми люками. В крыше прохода также имеется большой прямоугольный люк. Относительно малая высота МТО по-видимому обеспечивается за счет установки дизельного двигателя с турбонаддувом 5ТДФ или 6ТД украинского производства, цилиндры которого расположены горизонтально. Вообще, вся концепция машины АБ13 повторяет БМП-3, только без активного расположения десанта. Ходовая часть БМП защищена стальными фальшбортами, которые могут быстро сниматься. На скулах башни также применено дополнительное бронирование в виде загнутых по периметру бронелистов. Классификация бронетранспортёр История Основные операторы Украина Размеры Бронирование Крыша корпуса, мм закрытая Вооружение Калибр и марка пушки 30-мм КБА-2 (копия российской 2А72) Подвижность Тип двигателя дизель Модель двигателя 5ТДФ или 6ТД Тип подвески сблокированная попарно, на вертикальных пружинах, типа Хорстманна
|