M4 (англ. 81mm Mortar Carrier M4A1) — самоходная артиллерийская установка (САУ) США, класса самоходных миномётов, созданная в период Второй мировой войны. Первый специализированный вариант полугусеничного бронетранспортёра-тягача M2, M4 была разработана параллельно с ним и принята на вооружение армии в сентябре 1940 года. Серийное производство производство M4, однако, было начато лишь в 1942 году: двумя партиями, в марте и в сентябре—октябре было выпущено 572 машины этого типа.
M4 была создана как машина для перевозки миномёта, который вёл бы огонь с земли, хотя и с возможностью при крайней необходимости вести огонь из корпуса транспортёра, однако опыт использования M4 в войсках показал непрактичность такого решения. В январе 1943 года был принят на вооружение улучшенный вариант, M4A1, рассчитанный на штатную стрельбу миномёта из САУ. В ходе серийного производства M4A1, с мая по октябрь 1943 года, было выпущено 600 САУ этого типа. M4A1 стала основным самоходным миномётом войск США и поступала на вооружение штабных рот мотострелковых и танковых батальонов, активно используясь ими на всех театрах военных действий Второй мировой войны. В отличие от большинства серийной бронетехники США, M4 другим странам по программе ленд-лиза не поставлялась.
Классификация самоходный миномёт Боевая масса, т 8,16 Экипаж, чел. 6 История Производитель White Motor Company Годы производства 1942—1943 Количество выпущенных, шт. 1172 Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм 6013 Ширина корпуса, мм 1962 Высота, мм 2270, общая База, мм 3442 Колея, мм 1638 Клиренс, мм 285 Бронирование Тип брони стальная поверхностно закалённая Лоб корпуса (верх), мм/град. 13 / 25° Лоб корпуса (низ), мм/град. 6 / 26° Борт корпуса, мм/град. 6 / 0° Корма корпуса, мм/град. 6 / 0° Крыша корпуса, мм 6, только над отделением управления Вооружение Калибр и марка пушки 81-мм M1 Тип пушки миномёт Боекомплект пушки 96 Углы ВН, град. +40…80 Углы ГН, град. ±5 Прицелы M6 Пулемёты 1 × 7,62-мм M1919A4 Подвижность Тип двигателя рядный 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения Мощность двигателя, л. с. 147 Скорость по шоссе, км/ч 72 Запас хода по шоссе, км 320 Удельная мощность, л. с./т 18,0 Колёсная формула полугусеничная Тип подвески колёс — независимая на листовых рессорах, гусениц — сблокированная по четыре, на вертикальных конических рессорах Преодолеваемый подъём, град. 30 Преодолеваемая стенка, м 0,30 Преодолеваемый брод, м 0,81
|