МИР ОРУЖИЯ \ Энциклопедия оружия 
Четверг, 21.11.2024, 20:27

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | МИР ОРУЖИЯ СПИСОК | Регистрация | Вход

Главная » 2011 » Ноябрь » 6 » Фиат-Омский
00:42
Фиат-Омский

«Фиат-Омский» — лёгкий пулемётный бронеавтомобиль Белой армии в Гражданской войне в России 1917—1923 годов. Разработан на базе шасси автомобиля итальянской фирмы Fiat. Было построено около 15 экземпляров данного бронеавтомобиля, применявшегося частями Сибирской армии в боях на Восточном фронте Гражданской войны. После поражения Белого движения на востоке несколько бронеавтомобилей какое-то время использовались вооружёнными силами Дальневосточной республики

История создания и производства

Вскоре после Октябрьской революции 1917 года Российская республика как единое государство перестала существовать, и на её территории стремительно возникло большое количество государственных образований. Многие из них были весьма эфемерны, но некоторые практически являлись полноценными, мощными государствами. В неспокойной обстановке Гражданской войны эти новые государства, пытаясь обеспечить своё выживание, формировали армии и старались оснастить их по возможности новейшим оружием. Часть этих государств могла, в принципе, рассчитывать на помощь Антанты, однако так можно было получить главным образом лёгкое оружие. Кроме того, доступ к этой помощи сильно осложнялся вопросами логистики.

Желанным оружием для большинства этих армий были бронеавтомобили. В годы Первой мировой войны Российская Императорская армия с успехом применяла броневики самых разных типов, но в неразберихе конца 1917 года бо́льшая их часть осталась в руках большевиков и сочувствующих им местных правительств. Чтобы хоть как-то компенсировать недостаток бронеавтомобилей, наиболее мощные Белые армии в ходе Гражданской войны активно использовали различные импровизированные бронемашины, собранные силами полевых мастерских или машиностроительных заводов в подконтрольных им городах из того, что было «под рукой». В результате в воюющих армиях начали появляться самые разнообразные бронеавтомобили, внешний вид которых мог быть как достаточно каноническим, так и откровенно несуразным. Как правило, такие «кустарные» броневики не были полноценными бронеавтомобилями, несли лишь частичную защиту, выпускались в количестве 2—3 экземпляров и впоследствии «кочевали» по различным армейским соединениям.

Самыми массовыми и наиболее полноценными из бронеавтомобилей этого типа были, пожалуй, так называемые «Омские „Фиаты"». Осенью 1918 года генштаб армии Александра Колчака, недавно прибывшего из США и имевшего налаженные связи с союзниками, получил из Соединённых Штатов полтора десятка шасси итальянской фирмы «Фиат», выпущенных её американским отделением. Вероятнее всего, эти шасси представляли собой так называемый «Фиат тип 55» и были однотипны тем, которые двумя годами ранее уже поставлялись фирмой «Фиат» в Россию и на базе которых строились бронеавтомобили «Фиат» Ижорского завода. На основе этих шасси в мастерских города Омска в 1918—1919 годах было собрано около 15 бронеавтомобилей, несколько различавшихся по внешнему виду и техническим характеристикам. К сожалению, имена конструкторов, которые разрабатывали схему их бронирования, остаются на данный момент неизвестными.

Согласно другим сведениям, «Фиаты» Сибирской армии были построены позднее, в 1919—1920 годах, и не в Омске, а во Владивостоке, через который из США поставлялись шасси. Возможно также, что верны обе версии и часть бронеавтомобилей была собрана зимой 1918—1919 годов в Омске, а часть — в 1919—1920 годах во Владивостоке.



Описание конструкции
 


Судя по сохранившимся фотографиям, схема бронирования «Фиатов-Омских» условно имела два варианта, несколько различавшихся между собой. Первый из них характеризовался «коротким» бронекорпусом с цилиндрически изогнутым лобовым листом и размещением вооружения в единственной башне. Размеры бронемашины были минимальны, что позволяет предположить численность экипажа в два-три человека.

Второй вариант имел некоторые сходства с бронеавтомобилями «Остин» и «Фиат-Ижорский». Он был несколько длиннее варианта с «коротким» корпусом, и лобовые детали бронирования устанавливались под большими углами наклона. Вооружение бронемашины размещалось в броневой рубке, имевшей два спонсона, которые располагались слева и справа по поперечной оси бронеавтомобиля. Конструкция обеспечивала круговой обстрел. Экипаж состоял, вероятно, из четырёх человек.

Вооружение броневиков являлось достаточно стандартным для своего времени и состояло из одного-двух 7,62-мм пулемётов «Максим» образца 1910 года с водяным охлаждением ствола, устанавливаемых в башнях.

На бронеавтомобиле устанавливался фирменный карбюраторный двигатель воздушного охлаждения мощностью 72 л.с. Запуск двигателя производился с места водителя при помощи электростартёра либо заводной рукояткой снаружи корпуса. Мощность двигателя позволяла автомобилю развивать скорость до 65—70 км/ч на шоссейной дороге и до 40 км/ч — на рокадах. Скорость движения на реверсе составляла порядка 15—18 км/ч.

Ходовая часть — заднеприводная (колёсная формула 4×2), с зависимой подвеской на полуэллиптических стальных рессорах.

В заднеприводной ходовой части применялись деревянные спицованные колёса артиллерийского типа, односкатные на переднем мосту и двускатные — на заднем. Все колёса имели шины типа «гусматик»; их внутренний объём заполнялся глицерино-желатиновой смесью, обеспечивавшей повышенную пулестойкость и пробег до 3000—5000 км. Для повышения проходимости на задние колёса могли надеваться цепи (см. фото слева).

Служба и боевое применение

О боевом применении «Фиатов-Омских» точных данных не сохранилось. Скорее всего, около 15 построенных бронемашин в течение 1919—1920 годов использовались различными белогвардейскими формированиями против продвигающихся на Восток частей Рабоче-крестьянской Красной армии. Возможно, что в числе трёх автомобилей, приданных Уфимской группе генерала Михаила Ханжина в период боевых действий на Волге летом 1919 года, были «Омские „Фиаты"». Также вероятно, что «Фиаты-Омские» имелись в подчинении генерала С. Н. Розанова и использовались при подавлении большевистского восстания во Владивостоке в ноябре 1919 года. Некоторые бронемашины в ходе боёв были, возможно, потеряны либо захвачены «красными».

Дальнейшая судьба «Фиатов-Омских» известна лишь эпизодически. В конце 1920 года по меньшей мере две машины «длинной» модификации попали во Владивосток (или находились там всё время, если были собраны в этом городе) и были приняты на вооружение армией Дальневосточной республики. Однако после полного установления советской власти на Дальнем Востоке эти машины ни по каким документам не проходили. Видимо, оказавшиеся в руках Красной армии «Фиаты-Омские» постепенно отправились на слом в 1921 или 1922 году.

По сохранившимся фотографиям достоверно известно, что один «Фиат-Омский» каким-то образом попал в руки японцев, однако другие данные о судьбе этой машины отсутствуют.

Оценка машины

В целом броневик был достаточно удачен, особенно если учесть условия его появления. Технологически удачное шасси «Фиат тип 55» обеспечило бронеавтомобилю весьма неплохие динамические характеристики, а вооружение и бронирование в целом соответствовали большинству русских броневиков того времени. Другое дело, что в силу «кустарности» производства качество сборки страдало, да и омские броневые листы были не самого высокого качества. Так или иначе, «Фиатов-Омских» было слишком мало, чтобы оказать существенное влияние на ход боевых действий. Однако их можно считать единственными полноценными серийными бронеавтомобилями, самостоятельно созданными Белым движением.

Классификация пулемётный бронеавтомобиль
Боевая масса, т ?
Экипаж, чел. 3-4
История
Производитель мастерские в Омске и/или Владивостоке
Годы производства 1918—1919, либо 1919—1920, либо 1918—1920
Годы эксплуатации 1919—после 1921
Количество выпущенных, шт. около 15
Основные операторы 
Бронирование
Тип брони стальная катаная
Лоб корпуса, мм/град. 6
Борт корпуса, мм/град. 6
Корма корпуса, мм/град. 6
Крыша корпуса, мм 4
Лоб башни, мм/град. 6
Борт башни, мм/град. 6
Корма башни, мм/град. 6
Крыша башни, мм 4
Вооружение
Пулемёты 1-2 × 7,62-мм «Максим» обр. 1910 года
Подвижность
Тип двигателя Fiat, бензиновый,
4-цилиндровый, рядный, карбюраторный, жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 50 (по другим данным, 72)
Колёсная формула 4×2
Тип подвески зависимая, на листовых рессорах



Категория: Бронеавтомобиль | Просмотров: 1270 | Добавил: ucoz | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

каталог оружия
зенитная пушка [28]
полевая гаубица [20]
корабельная пушка [38]
противотанковая пушка [22]
Полевая, средняя, лёгкое и тяжёлая артиллерия [35]
лёгкий танк [112]
Крупнокалиберный патрон [2]
миномёт [15]
средний танк [101]
Орудия большой и особой мощности [9]
Реактивная система залпового огня [19]
Машины разведки и управления [13]
Машины из состава Зенитный ракетный комплекс (ЗРК) [14]
Противотанковое ружьё [12]
Реактивная артиллерия [2]
Самоходные гаубицы и миномёты [105]
орудие / пусковая установка [2]
тактический ракетный комплекс [6]
Противотанковые САУ [46]
автоматическая пушка [17]
Противотанковый ракетный комплекс [8]
Револьвер [35]
Танковые орудия [6]
автоматы [103]
Пулемёты [87]
патроны [11]
Прочие автоматы [2]
Бронеавтомобиль [123]
Тяжёлый танк [67]
автоматическое ружьё \ автоматическая винтовка \ дробовик [65]
Бронетранспортёры [98]
Гранатомет [50]
Оптический прицел [4]
Зенитные самоходные установки (ЗСУ) [28]
Ракеты [50]
Малые танки [1]
снайперская винтовка [98]
Основные боевые танки [66]
пистолет-пулемёт [85]
пистолет [139]
Автоматно-гранатомётные комплексы [8]
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина (БРЭМ) [16]
Бронированные тягачи \ Артиллерийский тягач [26]
танкетка [13]
Вездеходы [3]
истребитель [1]
Гранаты [16]
плавающий танк [22]
Переносной зенитно-ракетный комплекс (ПЗРК) [6]
Специальные средства нелетального действия [1]
Огнемёты [6]
Управляемая авиабомба [2]
Холодное оружие [6]
Винтовки [28]
Авиабомбы [11]
Пневматическое оружие [10]
подствольный гранатомёт [3]
Подводное оружие [1]
Инженерные машины [28]
Железнодорожная артиллерия [2]
Гранатомёты ружейно-пистолетного типа [2]
Безоткатное противотанковое орудие [2]
Истребители танков [26]
Мины [2]
Боевая машина пехоты БМП [49]
Газовое оружие [6]
Колёсные автомобили военного назначения \ Полугусеничные транспортёры [3]
Зенитно-ракетные комплексы [17]
Мотоциклы военного назначения [3]
Ружьё [13]
Колюще-рубящее [3]
Лук и Арбалет [1]
Боевая машина [1]
боевая машина поддержки танков/ ракетный танк [10]
Ударно-раздробляющее [4]
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ВОЕННАЯ ТЕХНИКА [1]
Другое оружие [71]
Оперативно-тактический ракетный комплекс [3]

Календарь
«  Ноябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

статистика

Друзья сайта
Вам Скучно? То гда Вам Сюда!
  • МЕГА СБОРНИК САМОДЕЛОК
  • ОНЛАЙН ТЕЛЕВИДЕНИЕ
  • ОНЛАЙН РАБОТА
  • БРОНЕ ТЕХНИКА
  • Смотреть онлайн кино бесплатно
  • ИЗОБРЕТЕНИЯ И ИЗОБРЕТАТЕЛИ
  • МИР ОРУЖИЯ
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Самоделки
  • ВКУСНО С НАМИ
  • Блог о Все и не очем
  • Архив знаний
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Фотоальбомы
  • энциклопедия авиации
  • Игры Денди Sega Онлайн
  • Сделай сам
  • New Wiki
  • Энцеклопедия кораблей
  • Железнодорожный транспорт
  • Доисторическая Европа
  • Динозавры
  • Дирижабли
  • Цивилизация майя
  • Древний Восток
  • Скучать некогда
  • Читаем книги онлайн
  • Создай свой блог сам


  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz