МИР ОРУЖИЯ \ Энциклопедия оружия 
Среда, 13.12.2017, 06:21

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | МИР ОРУЖИЯ СПИСОК | Регистрация | Вход

Главная » 2011 » Октябрь » 11 » ПТ-76
16:00
ПТ-76

ПТ-76 — советский плавающий танк, лёгкий по массе. Принят на вооружение в 1951 году. За время серийного производства, с 1951 по 1967 год, неоднократно модернизировался, всего было выпущено 3039 ПТ-76, а также ряд машин на его базе. Танк состоял на вооружении Советской Армии, однако впоследствии был в основном заменён БМП. Тем не менее, ещё до 100 танков этого типа по состоянию на 2004 год состояло на вооружении вооружённых сил России. Около 2000 ПТ-76 были поставлены на экспорт, в ряд стран, в некоторых из которых он послужил основой для выпуска собственных модернизированных версий. По состоянию на начало 2008 года, всё ещё остаётся на вооружении в ряде стран.

Предпосылки к созданию ПТ-76
 

В предшествовавшие Второй мировой войне годы в СССР был накоплен значительный опыт разработки плавающих танков. С началом Великой Отечественной войны работы по ним, как и производство уже разработанных образцов, были прекращены, так как перед конструкторами встали более важные задачи. На 1941 год СССР обладал крупнейшим в мире парком плавающих танков, но в последовавших боях начального периода войны подавляющее большинство из них было уничтожено. В результате, к началу продвижения советских войск на запад в 1943 году, Красная Армия осталась лишь с относительно небольшим парком устаревших и отличавшихся невысокой надёжностью машин, чьи боевые возможности явно не соответствовали требованиям армии.

Помимо этого, в 1944-1945 годах советские войска испытывали значительную потребность в переправочных средствах для преодоления многочисленных водных преград во время наступления по Восточной Европе. Однако самоходные переправочные средства собственного производства отсутствовали, а ещё сохранившиеся в частях плавающие танки довоенной постройки для этой цели не годились, поскольку из-за невысокой плавучести они не могли принимать на себя дополнительную нагрузку. Всё это приводило к тому, что солдатам Красной Армии до прибытия не поспевавших за темпом наступавших войск возимых понтонных мостов приходилось использовать для переправы подручные средства, обычно исключавшие перевозку сколько-нибудь тяжёлого вооружения. Это существенно замедляло темпы наступления и приводило к повышенным потерям.

После окончания войны проблема отсутствия на вооружении Советской армии амфибийной техники всё ещё оставалась острой. В случае возможного конфликта с Западом основным театром военных действий считалась Центральная Европа, которая, с её значительным количеством водных преград, доставила бы немало сложностей советским войскам. В связи с этим, уже к концу 1940-х годов, был разработан и принят на вооружение целый ряд как возимых переправочных средств, так и плавающих автомобилей и транспортёров. Разработка амфибийной бронетехники шла, однако, не столь успешно. Сразу по окончании войны было разработано техзадание на создание плавающих танка и бронетранспортёра с максимальной степенью унификации. Танк должен был быть вооружён 76-мм пушкой, и вдобавок должен быть способен перевозить на плаву десант из 20 человек на броне. Разработанный заводом «Красное Сормово» в 1946-1948 годах танк Р-39, схожий по конструкции с плавающими танками довоенной разработки, отличался слабым бронированием и показал на испытаниях недостаточные надёжность, скорость на воде и запас плавучести, что привело к прекращению работ над ним.

Объект 740

Разработка нового плавающего танка постановлением от 15 августа 1949 года была поручена двум конструкторским бригадам ВНИИ-100, находившимся в Ленинграде и Челябинске. Параллельно должны были разрабатываться максимально унифицированные между собой плавающий танк, получивший обозначение Объект 740 и плавающий бронетранспортёр Объект 750, позднее ставший БТР-50. Согласно уточнённому техническому заданию, танк должен был иметь массу в 13—14 тонн, вооружение из 76-мм пушки с боекомплектом в 40 снарядов и бронирование до 10 мм. Двигатель В-6 должен был обеспечивать танку скорость в 40 км/ч на суше и 10 км/ч на плаву. Уже к концу 1950 года конструкторское бюро было обязано предоставить опытный образец танка на испытания.

В качестве движителя танка на плаву рассматривались на этот раз различные варианты, но в результате выбран был водомётный движитель. Главным конструктором танка стал Н. Ф. Шашмурин. Однако, у водомётного движителя нашлось немало противников, и в результате на московском ВРЗ №2 была начата разработка альтернативного проекта, использовавшего в качестве движителя гребные винты по образцу более ранних разработок. Тем временем, работы по объекту 740 продвигались успешно, и при проектировании танка были учтены многие недостатки его предшественников. Опытные образцы танка и бронетранспортёра были закончены весной 1950 года и уже к июню того же года поступили на государственные испытания. К тому времени были закончены и образцы ВРЗ №2 — танк К-90 и бронетранспортёр К-78.

Сравнительные испытания объекта 740 и К-90 были проведены с 5 по 29 июля 1950 года. На испытаниях объект 740 показал значительно лучшую проходимость, чем К-90. Приёмной комиссией также было отмечено, что по целому ряду параметров, — в частности, по толщине брони, удельному давлению на грунт, скорости на суше и запасу хода, — новый танк даже существенно превосходит выданные заданием требования. В заключении государственной комиссии говорилось:

Установленный на предъявленном плавающем танке ряд конструктивно новых агрегатов и узлов, ранее не применявшихся на плавающих танках, как то: водомётные движители, эжекционная система охлаждения, воздухоочистка с автоматическим удалением пыли, гидравлические амортизаторы и др., обеспечивает следующие преимущества:
а) водомётные движители обеспечивают хорошую скорость и маневренность на плаву и высокую проходимость по водоёмам, заросшим кустарником, камышом и различными водорослями. Низкое удельное давление гусениц на грунт (0,44 кг/см²) позволяет танку преодолевать сильно заболоченные участки, а при наличии воды может быть дополнительно использована тяга, создаваемая водомётами.
Испытания водомётов в условиях, когда через водомётные трубы транспортировалось значительное количество гальки, подтвердило надёжность работы и конструктивную прочность всей водомётной установки;
б) эжекционная система охлаждения, в отличие от вентиляторной, потребляет значительно меньшую мощность, имеет малые габариты, проста по конструкции и обслуживанию.;
в) установка гидроамортизаторов при наличии индивидуальной торсионной подвески обеспечивает высокую плавность хода, что повышает среднюю скорость движения и меткость стрельбы с ходу;
г) проведённые в процессе испытаний форсированные марши до 510 км, а также безостановочные и ночные марши подтверждают способность плавающих танков совершать длительные, напряжённые марши с высокими средними скоростями движения.

В результате, 6 августа 1951 года постановлением Совета Министров СССР объект 740 был принят на вооружение Советской Армии под обозначением ПТ-76 (плавающий танк с 76-мм орудием).

Средства наблюдения и связи

В небоевых условиях командир ПТ-76 может вести наблюдение за местностью, стоя в открытом люке. В бою, помимо прицела, командир имеет три перископических смотровых прибора, размещённых во вращающейся командирской башенке. Приборы установлены плотной группой и обеспечивают обзор лишь сравнительно узкого сектора. Основным из них на танках ранних выпусков являлся бинокулярный командирский ТПКУ, на ПТ-76 поздних выпусков и ПТ-76Б сменённый незначительно отличавшимся ТПКУ-2. Оба прибора имеют увеличение 5× и поле зрения 7,5° по горизонту, позволяя осуществлять наблюдение на дальности до 3 000 метров и снабжены координатной сеткой для целеуказания и корректировки огня, а также дальномерной шкалой для определения дальности до цели известной высоты — 2,7 м («танк»). По бокам от него размещены два призменных перископических прибора ТНП однократного увеличения.

Заряжающий для обзора местности в бою имеет лишь один поворотный перископический прибор МК-4 однократного увеличения, размещённый в крыше башни перед люком. Механик-водитель на марше ведёт наблюдение через открытый люк, в бою же для обзора местности ему служат три прибора ТНП, расположенных веером перед люком и обеспечивающие обзор лобового сектора. Для наблюдения на плаву при поднятом волноотражательном щитке на танках ранних выпусков используются перископические приборы ПЕР-17 или ПЕР-17А, позднее заменённые на ТНП-370. Для вождения танка ночью ПТ-76 поздних выпусков и ПТ-76Б оборудованы бинокулярным прибором ночного видения ТВН-2Б, устанавливающимся на место центрального ТНП. ТВН-2Б представляет собой электронно-оптический прибор, работающий за счёт подсветки фарой ФГ-100, или, на ПТ-76Б, ФГ-125 с инфракрасным светофильтром, обеспечивая механику-водителю дальность видения 50—60 м и поле зрения в 30° при однократном увеличении. Остальные члены экипажа каких-либо приборов ночного видения не имеют.

Боевое применение

ПТ-76 широко использовались в ряде вооружённых конфликтов, в том числе во Вьетнамской войне, в конфликтах между Израилем и Сирией и Египтом в 1967 и 1973 годах, индо-пакистанской войне 1971 года, эпизодически — в ходе боевых действий в Чечне.

Годы производства 1951—1967
Годы эксплуатации с 1951
Количество выпущенных, шт. 3039
Основные операторы  
Размеры
Длина корпуса, мм 6910
Длина с пушкой вперёд, мм 7625
Ширина корпуса, мм 3140
Высота, мм 2195
База, мм 4080
Колея, мм 2740
Клиренс, мм 370
Бронирование
Тип брони стальная катаная гомогенная высокой твёрдости
Лоб корпуса (верх), мм/град. 10 / 80°
Лоб корпуса (середина), мм/град. 10 / 45°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 10 / 45…90°
Борт корпуса (верх), мм/град. 10 / 0°
Борт корпуса (низ), мм/град. 8 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 6 / 0°
Корма корпуса (середина), мм/град. 6 / 45°
Корма корпуса (низ), мм/град. 6 / 45…90°
Днище, мм 5
Крыша корпуса, мм 6 / 85—90°
Лоб башни, мм/град. 15 / 35°
Борт башни, мм/град. 15 / 35°
Корма башни, мм/град. 10 / 35°
Крыша башни, мм 6
Вооружение
Калибр и марка пушки 76-мм Д-56Т
Тип пушки нарезная пушка
Боекомплект пушки 40
Углы ВН, град. —4…+30
Углы ГН, град. 360
Дальность стрельбы, км до 12
Прицелы телескопический ТШК-66
Пулемёты 1 × 7,62-мм СГМТ
Подвижность
Тип двигателя
В-6

Мощность двигателя, л. с. 240
Скорость по шоссе, км/ч 44
Скорость по пересечённой местности, км/ч 20..25
(10,2 на плаву)
Запас хода по шоссе, км 240..260
Запас хода по пересечённой местности, км 180..210
(60..70 на плаву)
Удельная мощность, л. с./т 17,1
Тип подвески индивидуальная торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,5
Преодолеваемый подъём, град. 38
Преодолеваемая стенка, м 1,1
Преодолеваемый ров, м 2,8
Преодолеваемый брод, м плавает





Категория: плавающий танк | Просмотров: 888 | Добавил: ucoz | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

каталог оружия
зенитная пушка [28]
полевая гаубица [20]
корабельная пушка [38]
противотанковая пушка [22]
Полевая, средняя, лёгкое и тяжёлая артиллерия [35]
лёгкий танк [112]
Крупнокалиберный патрон [2]
миномёт [15]
средний танк [101]
Орудия большой и особой мощности [9]
Реактивная система залпового огня [19]
Машины разведки и управления [13]
Машины из состава Зенитный ракетный комплекс (ЗРК) [14]
Противотанковое ружьё [12]
Реактивная артиллерия [2]
Самоходные гаубицы и миномёты [105]
орудие / пусковая установка [2]
тактический ракетный комплекс [6]
Противотанковые САУ [46]
автоматическая пушка [17]
Противотанковый ракетный комплекс [8]
Револьвер [35]
Танковые орудия [6]
автоматы [103]
Пулемёты [87]
патроны [11]
Прочие автоматы [2]
Бронеавтомобиль [123]
Тяжёлый танк [67]
автоматическое ружьё \ автоматическая винтовка \ дробовик [65]
Бронетранспортёры [98]
Гранатомет [50]
Оптический прицел [4]
Зенитные самоходные установки (ЗСУ) [28]
Ракеты [50]
Малые танки [1]
снайперская винтовка [98]
Основные боевые танки [66]
пистолет-пулемёт [85]
пистолет [139]
Автоматно-гранатомётные комплексы [8]
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина (БРЭМ) [16]
Бронированные тягачи \ Артиллерийский тягач [26]
танкетка [13]
Вездеходы [3]
истребитель [1]
Гранаты [16]
плавающий танк [22]
Переносной зенитно-ракетный комплекс (ПЗРК) [6]
Специальные средства нелетального действия [1]
Огнемёты [6]
Управляемая авиабомба [2]
Холодное оружие [6]
Винтовки [28]
Авиабомбы [11]
Пневматическое оружие [10]
подствольный гранатомёт [3]
Подводное оружие [1]
Инженерные машины [28]
Железнодорожная артиллерия [2]
Гранатомёты ружейно-пистолетного типа [2]
Безоткатное противотанковое орудие [2]
Истребители танков [26]
Мины [2]
Боевая машина пехоты БМП [49]
Газовое оружие [6]
Колёсные автомобили военного назначения \ Полугусеничные транспортёры [3]
Зенитно-ракетные комплексы [17]
Мотоциклы военного назначения [3]
Ружьё [13]
Колюще-рубящее [3]
Лук и Арбалет [1]
Боевая машина [1]
боевая машина поддержки танков/ ракетный танк [10]
Ударно-раздробляющее [4]
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ВОЕННАЯ ТЕХНИКА [1]
Другое оружие [71]
Оперативно-тактический ракетный комплекс [3]

Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

статистика

Друзья сайта
Вам Скучно? То гда Вам Сюда!
  • МЕГА СБОРНИК САМОДЕЛОК
  • ОНЛАЙН ТЕЛЕВИДЕНИЕ
  • ОНЛАЙН РАБОТА
  • БРОНЕ ТЕХНИКА
  • Смотреть онлайн кино бесплатно
  • ИЗОБРЕТЕНИЯ И ИЗОБРЕТАТЕЛИ
  • МИР ОРУЖИЯ
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Самоделки
  • ВКУСНО С НАМИ
  • Блог о Все и не очем
  • Архив знаний
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Фотоальбомы
  • энциклопедия авиации
  • Игры Денди Sega Онлайн
  • Сделай сам
  • New Wiki
  • Энцеклопедия кораблей
  • Железнодорожный транспорт
  • Доисторическая Европа
  • Динозавры
  • Дирижабли
  • Цивилизация майя
  • Древний Восток
  • Скучать некогда
  • Читаем книги онлайн
  • Создай свой блог сам


  • Copyright MyCorp © 2017
    Сделать бесплатный сайт с uCoz