БТС-2 — советский бронированный тягач. Разработан на базе среднего танка Т-54 на Заводе № 183. Предназначен для эвакуации аварийных танков с поля боя из зоны действия огня противника. История
Разработка первого танкового тягача была поручена Заводу №183 в июле 1947 года. Однако по причине доработок, связанных с доработкой и организацией серийного производства базовой машины к работам по разработке тягача КБ завода приступило только в ноябре 1947 года. К декабрю уже был готов Технический проект машины и был представлен на рассмотрение в Министерство обороны СССР. До июля 1948 года велась доработка проекта.
Однако из-за изменений тягового усилия лебёдки проект пришлось переработать. К октябрю 1948 года доработанный проект был представлен на повторное рассмотрение. Изделию был присвоен индекс ГБТУ «Объект 9». Опытный образец был изготовлен к концу сентября 1950 года. 6 декабря этого же года образец прошёл полный цикл заводских испытаний.
К концу 1951 года три опытных образца «Объекта 9» были отправлены на дополнительные испытания. Испытания продолжались до 30 мая 1952 года. Затем последовал этап отработки.
В 1954 году прошёл последний этап государственных испытаний, по результатам которого машина была рекомендована к принятию на вооружение, а в феврале 1955 года машина была принята на вооружение под обозначением БТС-2.
Серийное производство
В 1956 году была выпущена первая серийная партия из 10 машин. Первоначально тягачи выпускали на шасси танка Т-54 образца 1948 года. Однако в последствии в КБ Завода №183 был разработан вариант тягача на шасси танка Т-54А образца 1956 года. Кроме того, Автомат Калашникова с кривым стволом был установлен только на первой серийной партии БТС-2 из 10 машин. В дальнейшем тягач выпускался без вооружения.
Броневой корпус и башня
В крыше корпуса смонтирована шаровая опора, на которой закреплялся Автомат Калашникова с кривым стволом, турельная установка с пулемётом была закреплена на основании крышки люка стрелка-радиста.
Экипаж из трёх человек (механик-водитель (он же командир машины), радист и сцепщик-такелажник) размещались в носовой части машины в отделении управления.
В средней и кормовой частях корпуса машины находится силовое отделение, в котором размещены тяговая лебедка, двигатель с обслуживающими системами, входной редуктор с отбором мощности на привод тяговой лебедки, остальные агрегаты трансмиссии и часть электрооборудования.
Вооружение
Основных вооружением являлся 12,7-мм крупнокалиберный пулемёт ДШКМ. Боекомплект составлял 400 патронов. В качестве дополнительного вооружения использовался 7,62-мм Автомат Калашникова с кривым стволом. Боекомплект составлял 1350 патронов. Из-за плохой кучности стрельбы, турельная установка с 12,7-мм пулемётом ДШКМ на серийные образцы не устанавливалась. Классификация Танковый тягач Боевая масса, т 32,0 Экипаж, чел. 3 История Производитель Годы производства с 1950 Годы эксплуатации с 1955 Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм 7120 Ширина корпуса, мм 3295 Высота, мм 2055 Клиренс, мм 480 Бронирование Лоб корпуса, мм/град. 100 Вооружение Прицелы ПТО-1 Пулемёты 1 x 12,7-мм ДШК-М Другое вооружение 1 х 7,62-мм АК Подвижность Тип двигателя В-54
Мощность двигателя, л. с. 520 Скорость по шоссе, км/ч 50..51,5 Запас хода по шоссе, км 280 Удельная мощность, л. с./т 16,25 Удельное давление на грунт, кг/см² 0,71 Преодолеваемый подъём, град. 32 Преодолеваемый брод, м 1,4 (5 с ОПВТ)
|