МИР ОРУЖИЯ \ Энциклопедия оружия 
Суббота, 20.04.2024, 07:00

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | МИР ОРУЖИЯ СПИСОК | Регистрация | Вход

Главная » 2011 » Июнь » 11 » БМД-1
15:15
БМД-1

БМД-1 (боевая машина десанта-1) — советская боевая гусеничная плавающая машина, предназначена для использования в воздушно-десантных войсках и десантирования парашютным или посадочным способом с военно-транспортного самолета типа Ан-12 и Ил-76. Принята на вооружение в 1969 году.

История создания

Работы по созданию боевой машины пехоты для вооружения Воздушно-десантных войск СССР была начата по инициативе командующего ВДВ В. Маргелова. К 1960-м годам в СССР всё ещё не была преодолена проблема нехватки тяжёлого вооружения, которое могло бы высаживаться вместе с парашютно-десантными частями, на протяжении 1950-х годов десантники в основном были вооружены лишь стрелковым оружием и гранатомётами. Задачи противотанковой обороны и непосредственной поддержки воздушно-десантных войск к началу 1960-х годов в той или иной мере обеспечивались самоходными ПТРК на базе БРДМ и БРДМ-2, противотанковыми САУ АСУ-57 и СУ-85 и буксируемой или самодвижущейся артиллерией. Вместе с тем, единственным средством транспортировки личного состава ВДВ оставались автомобили повышенной проходимости ГАЗ-67, ГАЗ-69, УАЗ-469 и ГАЗ-66. Необходимость создания бронированной транспортно-боевой машины усиливалась и изменениями в военной доктрине, прежде всего широким распространением тактического ядерного оружия. Для обеспечения действий десантых войск требовалась машина, схожая по концепции с разрабатывавшейся для Сухопутных войск БМП-1 и обеспечивающая как транспортировку десантников и ведение ими боя из-под брони машины на радиоактивно заражённой местности, так и борьбу с бронетехникой противника и его танкоопасными средствами. Сама БМП-1, хоть и была авиатранспортабельной, не удовлетворяла ВДВ из-за того, что основным советским военно-транспортным самолётом того периода Ан-12 могла перевозиться только одна 13-тонная БМП, к которой вдобавок не существовало систем парашютного десантирования.

Серийное производство и дальнейшее развитие

Серийное производство БМД-1 было начато на Волгоградском тракторном заводе (ВгТЗ) в 1968 году, ещё до официального принятия на вооружение. В организации производства новой боевой машины на ВгТЗ и ВгСЗ принимали участие также ВНИИ Стали, Институт электросварки им. Е. О. Патона и ряд других предприятий Миноборонпрома, Минавиапрома и Минсудпрома. В первые годы производство БМД-1 велось малыми партиями для обеспечения оперативного внесения изменений в её конструкцию по результатам войсковой эксплуатации.

В 1971 году был принят на вооружение командирский вариант под обозначением БМД-1К, отличающийся от базовой машины дополнительной аппаратурой связи, бензиновым зарядным агрегатом для обеспечения её работы при выключенном двигателе, съёмными столиками для командира и радиста, сокращённым боекомплектом пулемётов и постоянным экипажем из шести человек. Производство БМД базовой модификации продолжалось до 1979 года, всего было выпущено около 2200 машин в линейном и не менее 360 в командирском варианте.

В 1978 году была принята на вооружение модернизированная модификация БМД, получившая в линейном и командирском вариантах обозначения, соответственно, БМД-1П и БМД-1ПК. Основным введённым на БМД-1П изменением стала установка нового противотанкового ракетного комплекса 9К111, повлекшая за собой некоторое сокращение боекомплекта пулемётов, кроме того, на БМД-1П начал устанавливаться гироскопический полукомпас ГПК-59, калориферный отопитель и вентилятор среднего отделения. Производство БМД-1П осуществлялось с 1979 по 1986, а БМД-1ПК — по 1987 год. Всего было выпущено, соответственно, более 1000 и 220 машин этих вариантов, кроме того до их стандарта модернизировались при капитальном ремонте все ранее выпущенные БМД-1 и БМД-1К.

Конструкция

БМД-1 имеет компоновку с расположением отделения управления и среднего отделения, сочетающего функции боевого и десантного, в передней части корпуса и моторно-трансмиссионного отделения — в кормовой. Боевой расчёт машины, включающий экипаж и десант, состоит из семи человек: командира, старшего механика-водителя и пулемётчика, находящихся в отделении управления; заместителя командира (наводчика-оператора), находящегося в башне; старшего стрелка, гранатомётчика и помощника гранатомётчика, размещающихся на своих местах в кормовой части среднего отделения.

Броневой корпус и башня


БМД-1 имеет противопульное дифференцированное бронирование. Броневой корпус БМД-1 представляет собой жёсткую коробчатую конструкцию сложной формы, собранную при помощи сварки из катаных листов (плит) алюминиевой брони АБТ-101 толщиной 10, 12, 15, 20, 23 и 32 мм. Лобовая часть корпуса состоит из двух гнутых двухскатных листов: верхнего, толщиной 15 мм, расположенного под наклоном 75° к вертикали и нижнего, толщиной 32 мм, расположенного под наклоном 47°. В поперечном сечении корпус имеет Т-образную форму с развитыми надгусеничными нишами по всей длине, сужающимися по ширине в носовой части. Борта корпуса вертикальны и собираются из 23-мм верхних листов, 20-мм нижних листов и наклонных надгусеничных полок. Над моторно-трансмиссионным отделением в корпусе образован проход в средней части, вследствие чего корма состоит из трёх листов: кормовых листов надгусеничных полок, имеющих толщину 15 мм и наклон в 38° и нижнего 20-мм листа, имеющего наклон в 9°. Крыша корпуса имеет толщину 12 мм над средним отделением и 10 мм над моторно-трансмиссионным. Днище корпуса имеет толщину 10 мм и наклон в 70° в лобовой оконечности и 12 мм в остальной части. Так как днище имеет сравнительно малую толщину, его жёсткость дополнительно повышается тремя продольными выштамповками и продольной балкой. Часть деталей корпуса изготавливается из иных материалов: крышка кормового люка — из магниевого сплава, а крышка люка механика-водителя с середины 1970 года — из броневой стали.

Вооружение
 


Основное вооружение БМД-1 составляет 73-мм гладкоствольная полуавтоматическая пушка 2А28 «Гром». 2А28 имеет ствол-моноблок, вертикальный клиновой затвор с полуавтоматикой копирного типа и гидравлический концентрический откатник. 2А28 использует унитарные выстрелы с активно-реактивными снарядами (гранатами), боекомплект орудия состоит из 40 выстрелов, размещённых в механизированной боеукладке. Выстрелы расположены по периметру башни в транспортёре механизированной укладки, который обеспечивает выведение выстрела к точке заряжания, после чего наводчик-оператор вручную осуществляет заряжание орудия. Боевая скорострельность орудия составляет 6—7 выстрелов в минуту. В боекомплект орудия первоначально входили лишь выстрелы ПГ-15В с кумулятивными гранатами, имеющими бронепробиваемость 300 мм по нормали, позднее в него были введены модернизированные гранаты с увеличенной до 400 мм бронепробиваемостью, а также осколочные гранаты. Максимальная дальность стрельбы кумулятивной гранатой составляет 1300 метров, а максимальная дальность осколочной, формально, 4400 метров, но на практике дальность эффективной стрельбы не превышает, соответственно, 800 и 600 метров.

Орудие размещается в спаренной с пулемётом установке на цапфах в лобовой части башни, максимальные углы наведения установки в вертикальной плоскости составляют от −5° до +30°. Наведение установки осуществляется электромеханическим приводом 1ЭЦ10М «Кристалл», обеспечивающим скорость наведения установки в горизонтальной плоскости от 0,1° до 20° в секунду в горизонтальной и от 0,07° до 6° в вертикальной плоскости, либо дублирующим ручным приводом. Наведение установки на цель осуществляется при помощи комбинированного перископического прицела 1ПН22М1 «Щит». Дневная ветвь прицела имеет увеличение 6× и поле зрения в 15°, ночная же представляет собой прибор ночного видения пассивного типа, имеющий увеличение 6,7× и поле зрения 6° и работающий за счёт усиления естественной ночной освещённости, обеспечивая дальность видения около 400 метров. Дальномера БМД-1 не имеет, но прицел снабжён шкалой для определения дальности до цели известной высоты — 2,7 метра («танк»). С введением выстрелов с осколочными гранатами на БМД-1 начал устанавливаться прицел 1ПН22М2, отличающийся лишь наличием прицельной сетки для стрельбы осколочными гранатами, имеющими иную баллистику. На машинах со старыми прицелами стрельба осколочными гранатами должна была осуществляться с использованием таблицы поправок, крепившейся на корпусе прицелаДля поражения бронированных целей на дальностях, недоступных для пушечного вооружения, БМД-1 оснащена противотанковым ракетным комплексом (ПТРК) 9К11 «Малютка». В состав комплекса входят: открытая пусковая установка рельсового типа, размещённая на крыше башни над стволом пушки, управляемые ракеты 9М14 или 9М14М и аппаратура управления 9С428. Штатный боекомплект БМД-1 состоит из трёх ракет, перевозящихся в укладках в башне, заряжание пусковой установки производится наводчиком-оператором вручную. Ракеты имеют ручную одноканальную систему управления по проводам и управляются наводчиком-оператором на всём протяжении полёта при помощи рукоятки пульта управления. Максимальная дальность стрельбы ПТРК составляет 3000 метров, минимальная — 500. Бронепробиваемость кумулятивной боевой части первого варианта ракеты 9М14 составляет 400 мм по нормали, для поздних вариантов, таких как 9М14МП1Н, эта величина доходит до 520 мм.

На БМД-1П вместо 9К11 установлен более совершенный ПТРК 9К111, рассчитанный на поражение бронетехники, ДОТов и зависших вертолётов. В состав комплекса входят: пусковая установка 9П135 или 9П135М, управляемые ракеты в одноразовых транспортно-пусковых контейнерах и аппаратура управления 9С451М. Штатно в боекомплект БМД-1П включаются ракеты двух типов: две 9М113 «Конкурс» и одна 9М111-2 или 9М111М «Фагот» Пусковая установка в походном положении перевозится в боевом отделении, а в боевом крепится на правой стороне крыши башни вдоль оси пушки, либо, при необходимости, может быть развёрнута на отдельной огневой позиции вне БМД. Обе ракеты имеют полуавтоматическую двухканальную проводную систему управления, 9М111-2 имеет дальность стрельбы от 70 до 2000 метров и бронепробиваемость 400 мм по нормали, 9М111М — от 75 до 2500 метров и бронепробиваемость 460 мм. Ракета 9М113 имеет дальность стрельбы от 75 до 4000 метров и бронепробиваемость 600 мм по нормали, а в 1986 году был принят на вооружение её модернизированный вариант 9М113М с тандемной кумулятивной боевой частью и увеличенной до 800 мм бронепробиваемостью

Средства связи и навигации

На линейных БМД-1 для внешней связи установлена радиостанция Р-123, а с середины 1973 года — её модернизированный вариант Р-123М «Магнолия». Радиостанция установлена слева в лобовой оконечности отделения управления и обслуживается командиром машины. Р-123М представляет собой коротковолновую ламповую радиостанцию трансиверной схемы с частотной модуляцией, обеспечивающую телефонную связь в симплексном режиме. Радиостанция имеет рабочий диапазон 20—51,5 МГц, состоящий из 1261 фиксированной частоты с шагом 25 кГц, четыре из которых, настроенные предварительно, могут переключаться одной манипуляцией оператора, после чего радиостанция обеспечивает беспоисковое вхождение в связь и бесподстроечное ведение связи. Работа радиостанции в БМД осуществляется на 4-метровую штыревую антенну, обеспечивая дальность связи с однотипной радиостанцией на дальности до 28 км, в движении по среднепересечённой местности со скоростью до 40 км/ч — до 20 км, при включённом подавителе шумов — до 13 км. При выходе из строя основной антенны, связь может осуществляться через аварийную антенну, представляющую собой кусок изолированного провода длиной 3 м, дальность связи при помощи которой ограничивается 4 км, либо 1 км, если вторая радиостанция также работает на аварийную антенну.

БМД-1К оборудованы второй радиостанцией Р-123 или Р-123М, установленной в левом подкрылке корпуса, работу с которой осуществлял командир или левый стрелок-автоматчик, антенным фильтром для обеспечения одновременной работы двух радиостанций на одну антенну, а также выносной радиостанцией Р-105М. Р-105М представляет собой ранцевую носимую ультракоротковолновую ламповую радиостанцию трансиверной схемы с частотной модуляцией, обеспечивающую телефонную связь в симплексном режиме. Радиостанция имеет рабочий диапазон 36—46,1 МГц, состоящий из 405 фиксированных частот с шагом 25 кГц. Р-105М обеспечивает связь с однотипной радиостанцией при работе с места на комбинированную антенну высотой 2,7 м — до 8 км, на лучевую антенну направленного действия длиной 40 м, подвешенную на высоте 1 м над землёй — до 15 км, на лучевую антенну, поднятую на высоту 5—6 м — до 25 км. Для обеспечения работы аппаратуры связи при выключенном двигателе, БМД-1К снабжена бензоэлектрическим агрегатом АБ-0,5-П/30 хранящимся в походном положении на месте сиденья стрелка-автоматчика, а в рабочем положении устанавливающимся на крыше моторно-трансмиссионного отделения.

На БМД-1П и БМД-1ПК с 1984 года вместо радиостанций Р-123М начал устанавливаться более современный комплекс средств связи «Абзац», состоящий из радиостанции Р-173 «Абзац-Р» и приёмника Р-173П «Абзац-П». Р-173 представляет собой ультракоротковолновую полупроводниковую аналогово-цифровую радиостанцию с частотной модуляцией телефонную связь в симплексном режиме. Радиостанция имеет рабочий диапазон 30—75,999 МГц с шагом сетки частот в 1 кГц. Число заранее подготовленных частот Р-173 увеличено до 10. При работе на стандартную штыревую антенну длиной 2 м, Р-173 обеспечивает дальность связи до 20 км в движении, бо́льшая дальность связи может обеспечиваться в диапазоне 30—52 МГц при работе на антенну длиной 3 м

Для внутренней связи БМД-1 оборудована интегрированным с радиостанцией танковым переговорным устройством (ТПУ) Р-124 на пять абонентов, на БМД-1К ТПУ расширено до шестерых абонентов. Вместе с радиостанцией Р-173 на БМД-1П и БМД-1ПК с 1984 года устанавливалось модернизированное ТПУ Р-174.

Двигатель и трансмиссия


На БМД-1 установлен V-образный 6-цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель жидкостного охлаждения модели 5Д20-240. Двигатель имеет рабочий объём 15 900 см³ и развивает максимальную мощность в 240 л.с. (176 кВт) при 2400 об/мин. Пуск двигателя на БМД-1 ранних выпусков производится при помощи основного электростартёра или дублирующей системы воздухопуска; с введением в 1973 году компрессора с приводом от двигателя, система воздухопуска стала основной. Для облегчения пуска при низких температурах, двигатель снабжён включённым в систему охлаждения форсуночным подогревателем с электроприводо.

Двигатель работает на дизельном топливе марок ДЛ, ДЗ и Д, топливная система включает в себя три бака общей ёмкостью 280 литров, расположенных в моторно-трансмиссионном отделении. Система воздухоочистки — двухступенчатая, с блоком циклонов в первой ступени, фильтрующими кассетами во второй и автоматическим эжекционным удалением пыли. Для повышения безопасности движения на плаву в систему воздухозабора двигателя включены два связанных клапана, обеспечивающих забор воздуха на плаву через среднее отделение. Двигатель имеет систему охлаждения эжекторного типа, обеспечивающую также вентиляцию моторно-трансмиссионного-отделения и отсос пыли из системы воздухоочистки.

В состав трансмиссии БМД-1 входят:
Однодисковый главный фрикцион сухого трения (сталь по асбесту)
Четырёхступенчатая (4+1) механическая коробка передач с постоянным зацеплением шестерен и синхронизаторами на 3-й и 4-й передачах, имеющая вал отбора мощности для привода водоходного движителя
Механизм поворота, состоящий из двух бортовых многодисковых фрикционов сухого трения (сталь по стали) с плавающими ленточными тормозами с чугунными накладками
Две одноступенчатые планетарные бортовые передачи
редукторы водомётного движителя

Изменениям трансмиссия БМД-1 в ходе серийного производства не подвергалась, за исключением замены с 1970 года однодискового главного фрикциона двухдисковым. Все приводы управления трансмиссией — механические. Главный фрикцион, коробка передач и механизм поворота объединены с двигателем в одном силовом блоке.

Машины на базе БМД-1

Единственной серийной машиной на базе БМД-1 стал БТР-Д — бронетранспортёр, принятый в 1974 году на вооружение воздушно-десантных войск. Появление БТР-Д было вызвано малой вместимостью БМД-1, затруднявшей полное перевооружение на него воздушно-десантных войск. БТР-Д на 800 кг тяжелее базовой машины и конструктивно отличается от неё прежде всего удлинённым на 483 мм корпусом с дополнительной парой опорных катков, отсутствием башни и увеличенной высотой среднего отделения, в котором в дополнение к троим членам экипажа располагаются девять десантников. Штатное вооружение БТР-Д состоит из двух курсовых пулемётных установок, аналогичных БМД-1, десант может также вести стрельбу через амбразуры из личного оружия. На базе БТР-Д, в свою очередь, был создан ряд специализированных вариантов, таких как носитель ПТУР, машина для перевозки расчётов ПЗРК, командно-штабная машина и ряд других.

Точные данные о численности выпущенных БТР-Д отсутствуют, но согласно данным, представленным СССР при заключении ДОВСЕ, всего в Европе имелось 769 бронетранспортёров этого типа. БТР-Д использовались советскими и российскими войсками и миротворческими контингентами в ряде операций. По состоянию на 2007 год, в странах бывшего СССР, прежде всего в России, на вооружении всё ещё остаётся около 800 БТР-Д.

Первые попытки создания САУ на базе БМД-1 были предприняты ещё в 1967—1968 годах, но разработанные 120-мм самоходный миномёт 2С8 «Ландыш» и 122-мм самоходная гаубица 2С2 «Фиалка» в серийное производство не пошли, так как слишком высокой оказалась нагрузка на ходовую часть при выстреле. Лишь в конце 1970-х годов на базе БТР-Д была создана 120-мм САУ 2С9 «Нона-С», чьё серийное производство началось в 1981 году.

Классификация боевая машина пехоты
Боевая масса, т 7,2
Компоновочная схема совмещённые боевое, десантное и отделение управления спереди, моторно-трансмиссионное сзади
Экипаж, чел. 3
Десант, чел. 4
История
Годы производства 1968—1987
Годы эксплуатации с 1969
Количество выпущенных, шт. около 3780
Основные операторы 
Размеры
Длина корпуса, мм 5400
Ширина корпуса, мм 2630
Высота, мм 1620—1970
База, мм 2800
Колея, мм 2380
Клиренс, мм 100—450
Бронирование
Тип брони катаная, из алюминиевого сплава
Лоб корпуса (верх), мм/град. 15 / 75°
Лоб корпуса (середина), мм/град. 32 / 47°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 10 / 70°
Борт корпуса (верх), мм/град. 23 / 0°
Борт корпуса (низ), мм/град. 20 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 15 / 38°
Корма корпуса (низ), мм/град. 20 / 9°
Днище, мм 12
Крыша корпуса, мм 10—12
Лоб башни, мм/град. 22 / 42°
Борт башни, мм/град. 18 / 33°
Корма башни, мм/град. 12 / 21°
Крыша башни, мм 5
Вооружение
Калибр и марка пушки 73-мм 2А28 «Гром»
Тип пушки гладкоствольный полуавтоматический гранатомёт
Длина ствола, калибров 29
Боекомплект пушки 40
Углы ВН, град. −4…+30
Углы ГН, град. 360
Прицелы ТНПП-220, перископический дневной и ночной пассивный 1ПН22М1,
Пулемёты 3 × 7,62-мм ПКТ
Другое вооружение 3 х ПТУР 9М14М
Подвижность
Тип двигателя
5Д20

Мощность двигателя, л. с. 240
Скорость по шоссе, км/ч 61
Скорость по пересечённой местности, км/ч 45..50
(9—10 на плаву)
Запас хода по шоссе, км 500
Запас хода по пересечённой местности, км 400
(96—116 на плаву)
Удельная мощность, л. с./т 32,5
Тип подвески индивидуальная гидропневматическая, с изменяемым клиренсом
Преодолеваемый подъём, град. 32
Преодолеваемая стенка, м 0,7
Преодолеваемый ров, м 2,5
Преодолеваемый брод, м плавает






Категория: Боевая машина пехоты БМП | Просмотров: 2295 | Добавил: ucoz | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

каталог оружия
зенитная пушка [28]
полевая гаубица [20]
корабельная пушка [38]
противотанковая пушка [22]
Полевая, средняя, лёгкое и тяжёлая артиллерия [35]
лёгкий танк [112]
Крупнокалиберный патрон [2]
миномёт [15]
средний танк [101]
Орудия большой и особой мощности [9]
Реактивная система залпового огня [19]
Машины разведки и управления [13]
Машины из состава Зенитный ракетный комплекс (ЗРК) [14]
Противотанковое ружьё [12]
Реактивная артиллерия [2]
Самоходные гаубицы и миномёты [105]
орудие / пусковая установка [2]
тактический ракетный комплекс [6]
Противотанковые САУ [46]
автоматическая пушка [17]
Противотанковый ракетный комплекс [8]
Револьвер [35]
Танковые орудия [6]
автоматы [103]
Пулемёты [87]
патроны [11]
Прочие автоматы [2]
Бронеавтомобиль [123]
Тяжёлый танк [67]
автоматическое ружьё \ автоматическая винтовка \ дробовик [65]
Бронетранспортёры [98]
Гранатомет [50]
Оптический прицел [4]
Зенитные самоходные установки (ЗСУ) [28]
Ракеты [50]
Малые танки [1]
снайперская винтовка [98]
Основные боевые танки [66]
пистолет-пулемёт [85]
пистолет [139]
Автоматно-гранатомётные комплексы [8]
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина (БРЭМ) [16]
Бронированные тягачи \ Артиллерийский тягач [26]
танкетка [13]
Вездеходы [3]
истребитель [1]
Гранаты [16]
плавающий танк [22]
Переносной зенитно-ракетный комплекс (ПЗРК) [6]
Специальные средства нелетального действия [1]
Огнемёты [6]
Управляемая авиабомба [2]
Холодное оружие [6]
Винтовки [28]
Авиабомбы [11]
Пневматическое оружие [10]
подствольный гранатомёт [3]
Подводное оружие [1]
Инженерные машины [28]
Железнодорожная артиллерия [2]
Гранатомёты ружейно-пистолетного типа [2]
Безоткатное противотанковое орудие [2]
Истребители танков [26]
Мины [2]
Боевая машина пехоты БМП [49]
Газовое оружие [6]
Колёсные автомобили военного назначения \ Полугусеничные транспортёры [3]
Зенитно-ракетные комплексы [17]
Мотоциклы военного назначения [3]
Ружьё [13]
Колюще-рубящее [3]
Лук и Арбалет [1]
Боевая машина [1]
боевая машина поддержки танков/ ракетный танк [10]
Ударно-раздробляющее [4]
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ВОЕННАЯ ТЕХНИКА [1]
Другое оружие [71]
Оперативно-тактический ракетный комплекс [3]

Календарь
«  Июнь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

статистика

Друзья сайта
Вам Скучно? То гда Вам Сюда!
  • МЕГА СБОРНИК САМОДЕЛОК
  • ОНЛАЙН ТЕЛЕВИДЕНИЕ
  • ОНЛАЙН РАБОТА
  • БРОНЕ ТЕХНИКА
  • Смотреть онлайн кино бесплатно
  • ИЗОБРЕТЕНИЯ И ИЗОБРЕТАТЕЛИ
  • МИР ОРУЖИЯ
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Самоделки
  • ВКУСНО С НАМИ
  • Блог о Все и не очем
  • Архив знаний
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Фотоальбомы
  • энциклопедия авиации
  • Игры Денди Sega Онлайн
  • Сделай сам
  • New Wiki
  • Энцеклопедия кораблей
  • Железнодорожный транспорт
  • Доисторическая Европа
  • Динозавры
  • Дирижабли
  • Цивилизация майя
  • Древний Восток
  • Скучать некогда
  • Читаем книги онлайн
  • Создай свой блог сам


  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz