Б-20 — советская авиационная малокалиберная автоматическая пушка калибра 20 мм. Создана оружейным конструктором М. Е. Березиным во время Великой Отечественной войны путём переделки 12,7 мм пулемёта УБ под патрон 20 мм пушки ШВАК для конкурса, в котором участвовали также конструкции В-20 Владимирова и ША-20 Шпитального (по другим данным, третьим участником была Ш-20 Шпитального). История создания
Разработка была начата ещё в 1941 году — 11 июля вышло постановление ГКО № 106 «Об испытании 20 мм авиационной пушки Березина». Планировалось до 16 июля провести заводские испытания двух пушек, к 18 подготовить 3 пушки к полигонным испытаниям, а к 25 июля установить две крыльевые пушки на Ил-2 и одну моторную на ЛаГГ-3 и провести лётные испытания.
В мемуарах замнаркома вооружения В. Н. Новикова утвержается, что на первые испытания пушка попала только в конце 1943 года. По его словам, основные сложности возникли с переделкой затвора и ствольной коробки. Проблемы, вероятно, были вызваны тем, что патрон пушки ШВАК, в отличие от патрона пулемёта УБ, имел закраину. Благодаря тесному сотрудничеству с заводскими конструкторами пушка получилась не только очень лёгкой (вдвое легче ШВАК), но и значительно технологичнее последней.
Конструкция
Несмотря на утверждения Широкорада об отсутствии каких-либо конструктивных отличий пушки от пулемёта-«родителя», существуют подробные сведения о таких отличиях. Основное изменение заключалось в том, что клиновое запирание затвора при выстреле производилось не как у пулемёта, боковым клином, а вертикальным, расположенным вдоль оси пушки.
Завтор был разделён на две части — извлекатель патрона из приёмника, сцепленный с ползуном, и собственно затвор, соединённый с ползуном подвижно.
Кроме того, у пушки извлечение патрона из приёмника при выстреле начиналось без начальной скорости, более плавно — у пулемёта извлечение происходило с начальной скоростью, приобретённой ползуном за время свободного хода в заднее положение, что могло вызывать распатронивание (досрочное отделение пули от гильзы).
Березиным был также создан новый механизм пневмоперезаряжания без вспомогательного цилиндра, впервые широко применена электрификация (были разработаны электроспусковой механизм и электрические датчики готовности пушки к стрельбе).
Производство
Б-20 была принята на вооружение постановлением ГКО № 6681 «О принятии на вооружение ВВС Красной Армии облегченной авиационной автоматической пушки Б-20 калибра 20 мм конструкции т. Березина» от 10 октября 1944 года.
Уже после постановки на вооружение выяснялось, что пушка не удовлетворяет требованиям военных в отношении надёжности. Так, на испытаниях в НИИ ВВС осенью 1945 года пушка из трёх «трёхточечных» самолетов Ла-7 (на каждом по три Б-20), принимавших участие в испытаниях, ни на одном не удалось достичь требуемого показателя в 5000 снарядов, отстрелянных с одного самолета без отказов — в среднем этот показатель составил 3200 снарядов с самолёта. Однако В. Б. Шавров утверждает, что «первоначально с ними были осложнения при стрельбе, но за два месяца всё пришло в норму». Существует мнение, что постановка на вооружение Б-20 была ошибкой. По воспоминаниям Новикова, основным заводом-производителем был Ковровский, который во время войны произвёл около 9 тысяч пушек.
По данным же А. С. Яковлева, только за время войны было изготовлено аж 32 тысячи пушек. Носители ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Як-1, Як-3П, Як-7б, Ту-2, Ил-2, Ил-10 Масса Вес снаряда 91 г Вес патрона 180 г Вес пушки 25 кг Характеристики Калибр 20 мм Число стволов 1 Боекомплект 170—240 патронов Скорострельность Темп стрельбы 600-800 выст/мин Начальная скорость 750-800 м/с Длина непрерывной очереди ? выст
|