2С1 «Гвоздика» — советская самоходная 122-мм гаубица. Представляет собой легкобронированную плавающую артиллерийскую установку с круговым обстрелом, размещённую на быстроходном гусеничном лerкобронированном шасси. История
Проектные исследования на тему самоходных установок полевой артиллерии были начаты в 1965 году под руководством ВНИИ-100 (филиал ВНИИТрансмаш). Рассматривались следующие артиллерийские системы: 120-мм самоходные миномёты, 122-мм и 152-мм самоходные гаубицы.
После рассмотрения всех предложенных вариантов, в качестве базы был выбран артиллерийский тягач МТ-ЛБ. Проектный запас плавучести составлял 20%. В качестве основного орудия была выбрана гаубица Д-30, которая была разработана КБ Завода №9 в г. Свердловске.
4 июля 1967 года Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР №609-201 было задано начало разработки 122-мм самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика». Головным предприятием был назначен Харьковский тракторный завод имени Серго Орджоникидзе. Этим же заводом ранее был разработан артиллерийский тягач МТ-ЛБ, который был использован в качестве базы. Однако из-за недостаточной устойчивости и повышения нагрузок на ходовую часть пришлось добавить ещё один опорный каток.
С 1967 по 1972 годы в ОКБ-9 были изготовлены и прошли испытания две опытные гаубицы Д-11 и Д-12 калибром 122-мм. После испытаний был выбран вариант Д-12, которому после испытаний был присвоен индекс Д-32 (2А31).
С августа 1967 года опытная партия из четырёх самоходных гаубиц 2С1 поступила на полигонные испытания. На этапе Государственных испытаний выявился серьёзный дефект. При стрельбе возникала сильная загазованность боевого отделения. После чего было проработано около 10 возможных вариантов решения этой проблемы.
11 декабря 1967 года по приказу МОП для снижения загазованности были начаты разработки гаубиц для 2С1 и 2С3. На базе гаубицы Д-32 была разработана гаубица Д-16 с полуавтоматическим затвором с пластинчатым обтюратором. Но из-за низкой эффективности такого решения в 1972 году работы по этому проекту были прекращены. Проблема была решена применением более мощного эжектора и гильз с улучшенной обтюрацией. Серийное производство
После завершения всех видов испытаний и устранения замечаний 14 сентября 1970 года постановлением ЦК КПСС и СМ СССР №770-249 гаубица 2С1 была принята на вооружение. Серийное производство началось в 1971 году и закончилось в конце 80-х.
Помимо СССР, 2С1 «Гвоздика» производилась по лицензии в Болгарии и Польше Конструкция
Так как гаубица выполнена на шасси МТ-ЛБ, она является плавающей, но с рядом ограничений: скорость течения не должна превышать 0,6 км/ч, высота волн не должна превышать 150 мм, а боезапас в данном случае ограничивается до 30 выстрелов. Для повышения боевой эффективности данного типа вооружения в последнее время был разработан снаряд с лазерным наведением «Китолов-2».
Броневой корпус и башня
Трансмиссионное отделение и отделение управления расположены в передней части корпуса, моторное отделение в центральной части. Заднюю часть машины занимает боевое отделение. В боевом отделении расположена боеукладка.
Вооружение
В поворотной бронированной башне расположена 122-мм гаубица 2А31, которая по баллистическим характеристикам аналогична буксируемой гаубице Д-30, но оснащена эжектором. Имеется механизм заряжания, система заряжания раздельная.
Орудие 2А31 было разработано в ОКБ-9 базе гаубицы Д-30(2А18). Орудие имеет вертикально-клиновой полуавтоматический затвор. Для облегчения работы заряжающего орудие 2А31 снабжено электромеханическим механизмом досылания снаряда и заряда.
Классификация самоходная гаубица Боевая масса, т 15,7 Компоновочная схема переднемоторная Экипаж, чел. 4 История Производитель Годы производства с 1971 по 1987 Годы эксплуатации с 1972 Основные операторы
Размеры Длина корпуса, мм 7260 Ширина корпуса, мм 2850 Высота, мм 2725 База, мм 4445 Колея, мм 2500 Клиренс, мм 400 Бронирование Тип брони стальная катаная, противопульная Вооружение Калибр и марка пушки 122-мм 2А31 Тип пушки нарезная гаубица Длина ствола, калибров 35,0 Боекомплект пушки 40 Углы ВН, град. −3…+70 Углы ГН, град. 360 Дальность стрельбы, км 15,2 Прицелы перископический ПГ-2, телескопический ОП5-37 Подвижность Тип двигателя ЯМЗ-238Н
Мощность двигателя, л. с. 300 Скорость по шоссе, км/ч 60 Скорость по пересечённой местности, км/ч 4,5 на плаву Запас хода по шоссе, км 500 Удельная мощность, л. с./т 19,1 Тип подвески индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами Удельное давление на грунт, кг/см² 0,492 Преодолеваемый подъём, град. 35 Преодолеваемая стенка, м 0,7 Преодолеваемый ров, м 3,0 Преодолеваемый брод, м плавает
|